Вы, вероятно, полагаете, что бизнес-аналитика (business intelligence, BI) нужна лишь игрокам корпоративного уровня? Но те же методы BI вполне применимы и для предприятий среднего масштаба.
Обычные задачи крупных компаний — хранение и обработка больших объемов информации, проверка качества информации, управление инфраструктурами, интерактивный поиск и анализ данных из многочисленных источников (порядка 15 и более) — могут стать актуальными для среднего сегмента рынка.
И это только в серверной части, скрытой от клиента. На рынке средних предприятий реселлеру нужно обладать также глубокими знаниями «по вертикали», чтобы помочь клиенту выбрать решения нужного масштаба и усовершенствовать бизнес-процессы, сочетая разнообразные инструментальные средства.
«В среднем бизнесе применимы те же технологии, методы работы, структуры данных, да и проблемы там те же, что и в крупном бизнесе, — говорит Марк Мюллер, президент интеграторской компании DataClarity, специализирующейся на решениях в области BI. — Безусловно, цикл продаж для крупного предприятия намного сложнее, и заказчика среднего уровня проще обслужить. Кроме того, в среднем сегменте рынка гораздо меньше внутренних стандартов и разного рода требований».
Не пытайтесь искать продукты для средних предприятий в ассортименте ведущих поставщиков систем бизнес-аналитики, включая Cognos, Hyperion и MicroStrategy. Лишь компания Business Objects предлагает специально разработанные для этого сегмента решения. В январе Business Objects анонсировала Crystal Reports Server XI и пообещала в течение года выпустить еще целый ряд подобных продуктов.
Пусть вас не смущает скромный выбор узкоспециального ПО: многие профессионалы и аналитики отрасли считают, что этот рынок изобилует возможностями, которые предоставляют клиенты самого различного масштаба. Объясняется это просто: сложность BI-решений требует неминуемого участия партнеров. По прогнозу исследовательской компании Gartner, в 2007 году до 70% всех BI-проектов будут выполняться при участии системных интеграторов и консалтинговых компаний.
Более того, бизнес-аналитика по-прежнему останется одним из самых приоритетных направлений ИТ-расходов предприятий. Недавнее исследование Gartner, например, показало, что в 2005 г. руководители ИТ-служб компаний поставили BI на второе место в списке приоритетов (в 2004 г. — на десятое место). Gartner также предсказывает, что во всем мире компании только в этом году потратят около 6 млрд. долл. на то, чтобы добиться лучшего понимания внутренних бизнес-операций.
Разумеется, эти цифры учитывают и средний сегмент, к которому мы здесь относим компании с оборотом 100—500 млн. долл. в год.
«Наконец-то и компании среднего звена начинают интересоваться бизнес-аналитикой. Только за II квартал мы заключили пять или шесть новых сделок с клиентами такого уровня», — говорит Робин Ранзал Ноулес, президент реселлерской фирмы Ranzal & Associates, специализирующейся на BI-решениях.
«Наш BI-бизнес за последние четыре года вырос на 70%, — говорит Кейт Боер, главный управляющий производственной деятельностью Data Management Group, которая ориентируется на клиентов с оборотом от 250 до 750 млн. долл. в год. — Все это время мы выигрывали сделки у Bearing Point и им подобных компаний — и не только за счет цен».
DataClarity, Ranzal & Associates и Data Management Group — все это профессионалы в области BI. Они предлагают полный спектр решений для интегрирования данных, хранилищ данных, Web-технологий (включая управление порталами и контентом) и финансового учета. Но это еще не все.
Чтобы сделать BI-решение действительно ценным, необходимо быть в курсе передового опыта в конкретной сфере деятельности. Это позволит рекомендовать клиентам наилучшие параметры и сценарии работы.
«Я должен помочь человеку узнать, что он на самом деле ничего не знает, — говорит Боер. — Некоторые этого не подозревают, но снижение уровня качества может быть вызвано тем, что какой-то показатель ранее не учитывался. Мы можем уверенно сказать, что досконально знаем ваши процессы и знаем, какого рода информацию вам нужно анализировать».
Однако далеко не всякий специалист по BI-решениям детально знает каждую конкретную отрасль. Поэтому реселлеры, работающие в той или иной нише рынка, могут сотрудничать с другими системными интеграторами, что позволит им освоить новые рынки.
«Есть специалисты в области составления отчетов различной формы. Кто-то хорошо знает передовые методы работы по всей отрасли. У специалистов всегда есть возможность сотрудничать по клиентской части приложений с теми, кто знает серверную часть», — говорит Боер.
И последнее: в этой области не следует сбрасывать со счетов Microsoft. Некоторые небольшие поставщики средств бизнес-аналитики, включая компании Panorama и ProClarity, предлагают инструменты, тесно увязанные с Microsoft SQL Server. В скором времени компания выпустит собственную BI-платформу Maestro для мониторинга серверных данных в режиме реального времени. Это может ускорить выпуск ведущими поставщиками BI-продуктов для среднего сегмента, появление которых ожидается в середине следующего года.