И тут такое началось... Понятно, что первым делом опечатали склады оптовиков. Как же без этого? После чего одни эксперты стали объяснять народу, что теперь телефоны подорожают, а другие описывали схемы контрабандного завоза трубок в нашу страну. Тем временем некоторые крупные продавцы телефонов, раньше, кстати, не замеченные в формировании ассортимента исключительно на основе «белых» поставок, заявили, что подлые импортеры их «кинули» наглым образом, поэтому теперь все телефоны они будут ввозить сами. И ведь действительно начали. Но несмотря на уверения, что «мы возим телефоны вагонами», дешеветь трубки не стали. А таможенные склады «трясут» до сих пор.
Скандальчик получился громкий, но не единственный в своем роде. Любая отрасль отечественной экономики, связанная с импортом, либо прошла, либо пройдет через это в ближайшее время. И казалось бы, при чем тут ИТ? Тем более, что время от времени бдительные органы устраивают проверки и склады дистрибьюторов периодически опечатывают. Но это — либо плановая деятельность компетентных органов, либо работа «по дружескому совету».
Сложно судить, подсказал ли кто-то таможенникам посмотреть внимательней на рынок сотовых телефонов. Но, по сути, совет тут и не нужен. Достаточно сравнить данные сотовых компаний о динамике подключения новых абонентов (а они, как назло, у основных операторов проходят международный аудит) и число ввезенных телефонов. Неувязочка получается. Плохо, когда есть «прозрачный» флагман отрасли. Это надо учитывать.
На ИТ-рынке все немного проще. Данные аналитиков о продажах «к делу не пришьешь»: зачастую они достаточно размыты. А вот суммировать объемы, поставленные в рамках тендеров, — можно. Сейчас проверяют продавцов сотовых телефонов, но сколько среди них ИТ-компаний? А что если проверить «белизну» поставки, например, мониторов? Какие могут быть последствия?
Известно, что сейчас региональные компании нередко озабочены тем, как «обелить» свой бизнес. За советом они идут к «старшим товарищам» — дистрибьюторам. Но всегда ли они могут помочь регионам?
Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Крупный розничный продавец сотовых телефонов, чей объем реализации в этом году, возможно, сопоставим с совокупным оборотом «Эльдорадо», перешел на прямые закупки. Что ж, «жираф большой»... Но ведь его ассортимент — это не только сотовые телефоны, но и многочисленные потребительские цифровые устройства, которые многие ИТ-компании считали исконно своим товаром. И этот пример не единственный, ему готовы последовать еще несколько крупных сетей салонов сотовой связи. В результате некоторые дистрибьюторы могут потерять крупных клиентов, а реселлерам стоит ждать усиления ценовой конкуренции.