Пермской компании «Прогноз» исполняется 15 лет. Возраст солидный, особенно если учесть, что компания занимается одним из самых непростых (но и перспективных) видов ИТ-бизнеса на нашем рынке — разработкой прикладных информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений в различных сферах экономики, финансов, производства.

Как же удалось компании в начале 90-х точно выбрать свою нишу, а потом преодолеть все препятствия на ухабистой дороге отечественного бизнеса? Ведь большинство фирм в то время начинали с поставок «желтой» техники, со сборки «на коленке», с разработок несложного ПО, решающего насущные задачи. Как региональная компания смогла добиться серьезных успехов на федеральном, а сейчас и на международном уровне? Генеральный директор компании доктор физико-математических наук, профессор Дмитрий Андрианов вполне резонно считает, что его компания занимается необычным бизнесом и накопила «не совсем традиционный» опыт. «Прогноз» использует свою собственную программную платформу, созданную на основе отечественных научных разработок. Андрианов подчеркивает: «Хотелось бы показать, что интеграция технологий и науки в российской компании — не просто слова, а реальность, и это может привести к коммерческому успеху. Мне кажется, нам есть, чем гордиться, ведь мы сумели реализовать свою собственную технологию».

Компания «Прогноз» была создана на базе научного коллектива, работавшего на кафедре экономической кибернетики Пермского государственного университета (ПГУ). Его руководителем и был теперешний генеральный директор компании. Дмитрий Леонидович рассказывает: «В 1991 г. наш коллектив превратился в коммерческую фирму «Прогноз», потому что время такое наступило: мы попытались реализовать свои научные наработки». Если быть точным, то в 1987 г. в ПГУ образовался сектор прогнозирования социально-экономических процессов на базе Института экономики РАН и кафедры экономической кибернетики, и именно этот сектор преобразовали в «Прогноз».

Специалисты компании полагают, что научное направление, которым они занимались еще до начала 90-х годов, возникло из «научной потребности в вариантном моделировании экономики». Действительно, еще в 70-е и даже в 60-е годы моделирование, прогнозирование и планирование были достаточно модными и, скажем так, находились под опекой государства. О них говорили и спорили, советские ученые и инженеры создавали первые программы для ЭВМ. Последнее вполне закономерно, так как плановая экономика в локальных пределах была заинтересована в некоторых — возможно приблизительных, возможно предопределенных из центра, но все же прогнозах.

В Пермском университете данное направление, кстати, получило весьма серьезное развитие, так как именно в этом городе развивалась научная школа — известная в математическом мире как школа функционально-дифференциальных уравнений, позволяющих решать задачи эффективного моделирования и целевого управления в экономике. Достижения школы и были применены при разработке базового программного продукта компании — аналитического комплекса ПРОГНОЗ. В 1992 г. была выпущена первая версия комплекса — тогда ее вряд ли называли красивым современным термином «платформа» — в DOS, но с использованием собственной графической библиотеки. Тремя годами позже перешли на Windows. Сегодня ПРОГНОЗ 5 — это аналитический инструментарий, ориентированный на современные технологии, широко использующий возможности Интернета.

Создатели комплекса говорят, что, когда начинали, не имели ни малейшей возможности ознакомиться с тем, что делается в данной области в мире, и добавляют: «До нас только слухи доходили...». Действительно, на мировом рынке в течение не одного десятка лет известно программное обеспечение класса business intelligence. Тем не менее можно предположить, что в 70-е годы, когда в ПГУ создавали первые программы по моделированию и прогнозированию, в США все это тоже только начиналось. Как ни странно, тогда многие исследования шли параллельно, не пересекаясь.

В 1994 г. компания «Прогноз» получила грант фонда Сороса на проведение научных исследований. Дмитрий Андрианов замечает, что это было связано «с приверженностью сотрудников к школе функционально-дифференциальных уравнений». Как бы то ни было, деньги им здорово помогли.

Естественно, в начале 90-х продвигать решения, которые разрабатывал «Прогноз», было весьма не просто. Из-за роста цен и гигантской инфляции федеральные и региональные ведомства и не вспоминали об аналитике. Перед всеми стояла куда более прозаическая задача выживания. Но, как рассказывает Дмитрий Андрианов, уже в середине 90-х годов решение компании начали использовать в федеральных органах власти. Первой крупной организацией, которая заинтересовалась разработками «Прогноза», стало Министерство экономики. С этого-то и началось укрепление бизнеса компании. Несколько позже начались работы в Банке России. Постепенно программными продуктами компании «Прогноз» заинтересовались региональные администрации. Сейчас решения компании используются в Министерстве финансов и Счетной палате, в Налоговой и Тарифной службах, Министерстве природных ресурсов, Агентстве по страхованию вкладов, Министерстве промышленности, в Газпроме, Сбербанке, Внешэкономбанке и Газпромбанке, а также в администрациях нескольких десятков регионов России. В последнее время все больше заказчиков задумываются о задачах прогнозирования и принятия решений. Им необходим инструмент для ответа на вопрос — как откликнется подведомственный объект на те или иные изменения: инвестиции, налоги, мировую конъюнктуру, организационные решения...

Дмитрий Андрианов говорит: «Использовать свое, отечественное ПО — в этом отнюдь не слабость, а сила». Честно говоря, услышав слово «свое», невольно задумываешься — что же это, собственно, такое в эпоху бизнеса «on demand»? Нечто от натурального хозяйства или продукт мирового уровня, приносящий создателям прибыль от продаж на международном рынке? Хочется верить, что последнее.

Действительно, сотрудники компании участвуют в международных выставках, представляют свои разработки различным компетентным организациям. Так, в апреле 2005 г. группа специалистов «Прогноза» посетила ряд крупнейших американских компаний с целью «обмена опытом по моделированию и прогнозированию макроэкономических процессов и установлению деловых контактов». Как рассказали в пермской компании, используемые ими технологии оперативного анализа данных, а также средства имитационного и эконометрического моделирования получили высокую оценку ведущего специалиста в области эконометрики, нобелевского лауреата профессора Лоуренса Клейна. Кроме того, пермяки приняли участие в выставке CeBIT Asia 2005, которая проходила в Шанхае. Как говорит Андрианов, переговоры с представителями бизнеса из различных стран показали, что в технологиях и решениях компании «Прогноз» многие заинтересованы. Стало понятно, что имеет смысл искать контакты на международном рынке. В частности, он отмечает большой интерес к вопросам прогнозирования в Китае — и это объяснимо, ведь в этой стране, как и у нас, привыкли к стратегическому, долгосрочному планированию. Результатом переговоров и поездок стало открытие в начале 2006 г. представительств в Филадельфии и Пекине, обсуждается создание офисов еще в нескольких странах.

С точки зрения Дмитрия Андрианова, закалка и опыт, которые компания приобрела на российском рынке, очень помогают при работе в других странах. Так, одна из крупнейших американских компаний построила на основе решений «Прогноза» систему прогнозирования для анализа ориентации на разные рынки — в Юго-Восточной Азии, в Европе. Пермские специалисты выполняют проекты и для нескольких зарубежных консалтинговых компаний. Кроме того, за рубежом «Прогноз» ведет экспериментальные, а также маркетинговые работы. Во многих странах компания публикует результаты своих исследований, и всюду, по словам Андрианова, к ним проявляют немалый интерес.

Дмитрий Андрианов рассказывает: «За границей нас поначалу спрашивают — какая у вас платформа, чей инструмент? Но потом, видя результаты, успокаиваются. А китайцы абсолютно уверены, что мы будем надежно поддерживать наше ПО хоть 100 лет».

* * *
Как сообщил Дмитрий Андрианов, оборот компании в прошлом году превысил 500 млн. руб. (рост по сравнению с предыдущим годом — 48%). В 1991 г. в компании было 10 сотрудников, в 2003 г. — 134, а сегодня уже более 300. Для большей оперативности в работе компания «Прогноз» открыла представительство в Москве (расположено в прекрасном офисе в центре столицы), в котором сейчас работают 45 человек.

Средний возраст сотрудников компании — 27—28 лет. Почти весь руководящий состав — все те же люди из сектора прогнозирования социально-экономических процессов и, как говорит Дмитрий Андрианов, «мои воспитанники». Новые сотрудники — чаще всего выпускники ПГУ и других уральских вузов.

Специалисты компании работают над кандидатскими и докторскими диссертациями, участвуют в научных семинарах, пишут статьи.

Словом, компания стабильно растет, развивается, и пока барометр показывает «ясно».

Платформа «от А до Я»

С точки зрения разработчиков, аналитический комплекс ПРОГНОЗ является полнофункциональной программной платформой, обеспечивающей процесс разработки и функционирования информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений «от А до Я». Помимо традиционных задач оперативного анализа данных и формирования отчетности комплекс ориентирован, прежде всего, на создание и ведение хранилищ данных, интеллектуальную обработку данных, на решение задач имитационного моделирования и вариантного прогнозирования. При этом возможно использование любых промышленных СУБД, включая Oracle, DB2, MS SQL. Инструментальные средства комплекса могут быть гибко доработаны с учетом потребностей заказчика, возможна интеграция с портальными решениями, в частности, с IBM WebSphere, Sun One, Microsoft SharePoint.

Компания «Прогноз» — партнер Oracle и Microsoft.