Бизнес «1С» продолжает уверенно расти, опережая темпы развития российской ИТ-отрасли в целом, в том числе ее софтверной составляющей (объем продаж компании в 2006 г. увеличится на 48%, рис. 1). Именно таков основной тезис выступления директора «1С» Бориса Нуралиева на пресс-конференции, посвященной итогам работы фирмы за 2006 г. и прошедшей в конце января в рамках выставки «Бухгалтерский учет и аудит».

В последние годы «1С» не называет абсолютные показатели своей деятельности, но, располагая данными за прежние годы и информацией о динамике роста компании, общий объем ее продаж можно оценить примерно в 190—210 млн. долл. Учитывая то, что штат фирмы не превышает 700 сотрудников, средняя выработка на человека составляет около 300 тыс. долл. в год. Но доходы самой «1С» — это лишь видимая часть айсберга. Не стоит забывать, что от имени «1С» работают около трех тысяч ее партнеров-франчайзи (некоторые из них, преимущественно крупные, — это дочерние структуры вендора).

Как известно, бизнес «1С» состоит из трех частей: разработка экономического софта, производство мультимедийной продукции (игры, аудиокниги и образовательное ПО) и дистрибуция программных продуктов российских и зарубежных вендоров. Хотя на долю экономического ПО приходится примерно лишь треть продаж «1С», но именно платформа «1С:Предприятие» и реализованные на ее основе прикладные решения составляют основу всего бизнеса фирмы.

Таким образом, по нашим расчетам получается, что «1С» заработала в 2006 г. на продуктах «1С:Предприятия» примерно 70 млн. долл. Но это лишь базовый показатель. Кроме того, порядка 230 млн. долл. заработают партнеры-внедренцы: треть этой величины придется на дилерские скидки, остальное — на услуги по внедрению (именно такие соотношения называет «1С»). В итоге получается, что доходы от ПО «1С:Предприятие» можно оценить в текущем году величиной почти в 300 млн. долл. Впрочем, подчеркнем — это лишь приблизительная оценка (возможно, даже заниженная), которая просто позволяет понять масштабы бизнеса «1С». Так, по данным «1С», ее экономическое ПО применяется более чем на 800 тыс. предприятий России и СНГ, а пользователями ее «1С:Бухгалтерии» являются около 2 млн. человек.

На пресс-конференции Борис Нуралиев привел любопытные сведения о проведенных в 2006 г. независимых исследованиях российского ИТ-рынка. По данным этих исследований, в стране около 1,1 млн. ИТ-специалистов, из которых приблизительно 300 тыс. — это сотрудники ИТ-компаний (остальные работают на предприятиях-потребителях ИТ). Масштаб присутствия «1С» хорошо виден по следующим цифрам: примерно треть кадров ИТ-фирм — это франчайзинговая сеть «1С», и еще порядка 100 тыс. ИТ-профессионалов занимаются в той или иной степени сопровождением ее делового ПО внутри организаций-заказчиков.

Сказав о значимости экономического софта для бизнеса «1С», нужно отметить, что темпы роста продаж тут не очень велики (19%) и заметно ниже показателей предыдущих лет. Возможно, это связано с насыщением рынка малых предприятий, который является для «1С» определяющим.

В то же время можно утверждать, что последние три года развитие фирмы определяется в основном переходом на версию платформы «1С:Предприятие 8.0» и создаваемое на ее основе новое семейство прикладных решений, что позволило компании начать широкий выход на рынок средних и крупных заказчиков. А поставки ПО версии 8.0 растут опережающими темпами, и в результате за год его доля в общем объеме «1С:Предприятия» увеличилась с 25 до 40%.

По мнению Бориса Нуралиева, семейство ПО «1С:Предприятие 8.0» вышло на проектную мощность еще в 2005 г., что обеспечило значительное увеличение доли решений «1С» на рынке интегрированных систем управления предприятиями (ИСУП) — по данным IDC за 2005 г., объем продаж ИСУП-продуктов «1С» увеличился по сравнению с 2004 г. на 155% и составил 23 млн. долл. (в ценах для конечного пользователя). В результате «1С» вышла на третье место на этом рынке с долей 9,7%.

Этот уровень был достигнут во многом благодаря появлению на рынке в августе 2004 г. нового флагманского продукта «1С:Управление производственным предприятием» (УПП), что позволило фирме существенно расширить круг заказчиков. Хотя все же для понимания реальных темпов роста «1С» в сегменте ИСУП нужно учитывать, что он в значительной степени был обеспечен за счет замены продуктов 7.7 на 8.0.

Тем не менее с момента выхода УПП на рынок (примерно за два года и четыре месяца), по данным «1C», реализовано 2870 комплектов УПП, с помощью которых планируется в общей сложности автоматизировать свыше 80 тыс. рабочих мест. Что же касается числа завершенных проектов на базе УПП, то оно уже превысило 700. Средний клиент УПП — это 610 сотрудников и 34 автоматизированных рабочих места.

Усиливая свое присутствие на корпоративном рынке, «1С» совсем не собирается оставлять без внимания традиционный для себя сектор массовых учетных программ для широкого круга пользователей, начиная с самых маленьких предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Первый вариант «1С:Бухгалтерии 8.0» был выпущен в канун 2005 г., но массовый переход пользователей на новый вариант программы начался в 2006 г. (рис. 2). Новым шагом в продвижении учетных программ стал выпуск прошедшим летом базовой версии «1С:Бухгалтерии 8.0», которая представляет собой доступный по цене коробочный продукт (90 долл. для конечного пользователя), продающийся как через партнеров-франчайзи фирмы «1С», так и через розничные и Интернет-магазины, включая магазины «1С:Мультимедиа»/»Чистый софт». На повышение доступности ПО «1С» нацелен также выпуск в августе еще двух новых продуктов: «1С:Бухгалтерия 8.0. Учебная версия» и «1С:Предприятие 8.0. Версия для обучения программированию».

Тенденции рынка

Домашнее ПО:

  • российские издатели выпускают игры мирового уровня: уже практически не осталось игровых продуктов самого высшего качества, которые не издавались бы в России легально;
  • рост темпов локализации западных хитов: сокращающиеся сроки работ по локализации позволяют более оперативно выпускать игровые продукты, что положительно сказывается на продажах;
  • все большее число западных издателей настроены на реальную работу в России, лучшие российские разработки продаются на мировом рынке;
  • бурный рост онлайновых игр;
  • резкое расширение ассортимента, по несколько наименований в день, как следствие — конкуренция между продуктами и снижение рентабельности продаж «средних» продуктов;
  • ситуация с пиратством: разнонаправленно, в условиях стагнации «централизованных» пиратов, в ряде регионов поднялись пираты областного масштаба, но в отдельных исконно пиратских регионах ситуация улучшилась;
  • рост спроса на обучающие программы и аудиокниги, основная доля которых приходится на российские разработки;
  • увеличение количества гипермаркетов и западных специализированных сетей, в том числе в регионах;
  • качественное улучшение розницы, появление специализированных магазинов/секций;
  • увеличение маржи региональных дистрибьюторов за счет специализации на продаже продукции тех или иных издателей;
  • повышение качественных и количественных показателей рекламных кампаний, сопровождающих выпуск компьютерных игр российскими издателями.
  • рост числа СМИ, направленно освещающих события рынка компьютерных игр России.

ПО общего назначения:

  • рост интереса к системам защиты информации, системам контроля и разделения доступа, антивирусам, программам антиспама, который вызван общей компьютеризацией (есть что защищать, информация на компьютере уже важна для работы даже в мелких фирмах), плюс распространение Интернет-технологий, что делает защиту необходимой;
  • рост продаж многопользовательских продуктов, лицензий, дополнительных рабочих мест, во многом обусловленный корпоративными закупками для государственных организаций;
  • крупные заказчики предпочитают получать комплексные решения, с сервисом, а не узкоспециализированные законченные пакеты;
  • все большая доля продаж, даже «тяжелого» софта, приходится на регионы, хотя ранее там утверждали, что спроса нет;
  • устойчивый рост спроса на Linux-продукты;
  • в целом на рынке доля закупок в корпоративный сектор, в основном госструктуры, растет быстрее, чем в СМБ.

ПО для автоматизации предприятий:

  • необходимость автоматизации для повышения/сохранения эффективности бизнеса при падении нормы прибыли на устоявшихся рынках осознается многими заказчиками;
  • большинство систем автоматизации бизнеса становятся инструментальными — платформа и конкретные решения на ней;
  • гибкость решений и настройка на местах в сочетании с централизованной индустриальной поддержкой;
  • понимание необходимости быстрого эффекта — нет смысла три года строить идеальную систему: предприятие сильно изменится и собственник пару раз поменяется;
  • смещение бизнес-моделей от первоначальной продажи программ к постоянному совершенствованию находящихся в эксплуатации систем управления предприятием;
  • внедрение ведется поэтапно, но на единой платформе;
  • реальный сдвиг от учета к управлению закупками/продажами и далее к управлению основной деятельностью — расчет себестоимости в сборочном производстве, биллинг для связистов, раскрой хлыстов в лесозаготовках, обработка путевых листов на транспорт и пр. Особенно это чувствуется в сегменте средних предприятий и в реальном секторе производства;
  • повышается спрос на отраслевые решения;
  • идет процесс консолидации бизнеса, создаются холдинги, дилерско-дистрибьюторские, франчайзинговые сети, возникает потребность в комплексности и тиражности их автоматизации;
  • повышается значение электронного обмена данными между предприятиями и государственными органами;
  • рост внимания к автоматизации управленческих функций, в том числе в условиях усложнения фискального учета и отмены статей УК по деятельному раскаянию в налоговых преступлениях;
  • сохранение среднего уровня цен на массовые системы автоматизации при их дальнейшем функциональном развитии, рост цен на услуги по внедрению.

С точки зрения развития партнерского бизнеса довольно любопытным выглядит мнение «1С:Франчайзи» при ответе на вопрос «Что мешает вам развивать свой бизнес?» (215 компаний из разных регионов страны):

  • нехватка специалистов — 154,
  • слабый менеджмент — 95,
  • неплатежеспособность клиентов — 46,
  • пиратство — 45,
  • конкуренция — 44,
  • недостаток рекламы — 38,
  • недостаток денежных средств — 27,
  • демпинг — 27,
  • недостаток офисных площадей — 25,
  • падение спроса на ПО — 10,
  • ничего не мешает — 8,
  • сложности законодательства — 4,
  • другое — 6.

Нетрудно заметить, что главные трудности — это внутренние проблемы ИТ-компаний, в первую очередь кадровые. Борис Нуралиев сообщил, что на уровне высшей школы наметились позитивные подвижки в плане увеличения количества и качества подготовки ИТ-кадров и что «1С» самым активным образом участвует в этом процессе.

Отметим и то, что пиратство в сфере деятельности «1С» (во многом благодаря активности фирмы и ее партнеров в борьбе с этим злом) не столь значительно, как по ИТ-рынку в целом. Так, по данным, озвученным Нуралиевым, в игровом ПО его доля составляет около 50%, для делового софта — 28%, в том числе для платформы «1С:Предприятие 8» — всего 15%. Это — очень невысокий уровень, примерно соответствующий показателям наиболее продвинутых рынков — например, США.