Компании AMD и ELKO Group заключили соглашение, по которому российский дистрибьютор получает право поставлять своим партнерам процессоры AMD для настольных персональных компьютеров и серверов.
Илгонис Инспетерс, директор по дистрибуции ELKO Group, напомнил, что в 1993 г. компания вышла на рынок информационных технологий в качестве дистрибьютора комплектующих и сегодня поставляет около 7 тыс. видов продукции 80 вендоров в страны Балтии, Восточной Европы, Россию и СНГ.
ELKO Group обслуживает более 6,3 тыс. клиентов — реселлеров, системных интеграторов, ОЕМ-производителей и розничных продавцов, из которых 2,5 тыс. работают в России. «Наш оборот постоянно растет, и даже в трудный 2008 г. он составил 1,16 миллиарда долларов», — подчеркнул Инспетерс.
ELKO Group ориентируется на ведущих вендоров в каждой продуктовой группе. Компания находится в пятерке лидирующих поставщиков жестких дисков Hitachi GST, Seagate и WD в регионе ЕМЕА, а в России (по собственным оценкам) вышла на лидирующие позиции по поставкам ноутбуков Acer, ASUS, Sony и стала самым крупным дистрибьютором продуктов Intel. Как отметил Александр Будилов, директор по продажам и маркетингу «ELKO Россия», лидерства на российском рынке компания добилась благодаря предоставлению клиентам сервисов высокого уровня — эффективной логистики, кредитных линий, поддерживаемых вендорами и банками, и активному маркетингу.
В 2006 г. «ELKO Россия» начала поставки графических плат AMD-ATI, и к концу 2008 г. объемы продаж этих компонентов увеличились в 3,5 раза. «Мы не сомневаемся, что сотрудничество с AMD будет успешным, ведь обе наши компании заинтересованы в получении прибыли (ELKO Group остается прибыльной в течение всех лет существования) и ориентированы на более полное удовлетворение запросов наших клиентов. Теперь мы сможем предложить не только все передовые технологии, реализованные в процессорах AMD, но и полный спектр компонентов для сборки настольных ПК — системные и графические платы GIGABYTE, MSI, Sapphire и платформы Supermicro для сборки серверов», — заявил Илгонис Инспетерс.
На вопрос о том, как отнеслась Intel к возможности появления в канале ELKO Group продуктов конкурента, он ответил, что переговоры с вендором были непростыми. «Нам удалось убедить руководителей Intel. Мы исходили из того, что ELKO является не только поставщиком продукции Intel, но независимой компанией, имеющей собственные планы развития бизнеса, в том числе и сотрудничества с AMD», — пояснил Инспетерс.
По данным Mercury Research, приведенным Дарреном Грасби, директором AMD по продажам в канале и OEM-партнерам в регионе EMEA, после определенного спада в 2007 г. компания вновь начала увеличивать свою долю как на мировом рынке ЦП для настольных ПК (в III квартале 2008 г. она достигла 40%), так и в сегменте графических решений для них (более 40%). «Будучи клиенториентированной компанией, AMD считает, что сможет добиться успеха только совместно с каналом, укреплению которого послужит соглашение с ELKO Group. Мы уверены, что с помощью такого сильного партнера сможем обеспечить широкую доступность наших новых платформ Dragon и процессоров Phenom II и удовлетворить спрос на них на российском рынке. В свою очередь, мы постараемся поддержать своего нового партнера маркетингом и обеспечить ему условия для получения прибыли», — заявил Даррен Грасби.
Однако, как признал Илгонис Инспетерс, в последние годы поставка компонентов для сборки настольных ПК в бизнесе ELKO Group стала уступать место продажам готовых изделий. Так, если в 2005 г. доход от реализации комплектующих в обороте дистрибьютора доходил до 67%, то в 2008 г. он сократился до 43%, в то же время заметно увеличилась (до 35%) доля ноутбуков. «Это обусловлено ростом популярности мобильных ПК тенденцией замещения ими настольных систем, — пояснил Инспетерс. — Хотя в условиях кризиса не вполне ясно, сохранится ли эта тенденция в ближайший год».
О том, что ожидает российский рынок настольных ПК в 2009 г., рассказал Дмитрий Шульгин, старший эксперт аналитической компании ITResearch. Он представил предварительные итоги 2008 г., из которых следует, что рынок ПК продолжил свой рост (+5,4%) и в общем объеме проданных компьютеров (9,7 млн. шт.) основную часть по-прежнему составляли настольные системы (64,3%), хотя их продажи по сравнению с 2007 г. сократились на 6,7%. Продажи ноутбуков увеличились до 3,46 млн. шт., но темп их роста снизился до 35,6%. «Причем если рассматривать результаты первых трех кварталов 2008 г., то показатели по сравнению с аналогичными кварталами 2007 г. были весьма высокими, и лишь в IV квартале с приходом экономического кризиса произошло резкое падение продаж — количество настольных ПК сократилось на 30%, а ноутбуков на 4%», — констатировал Дмитрий Шульгин.
Как показали исследования ITResearch, в последний год наметилась тенденция на приобретение более дорогих (500–900 долл.) компьютеров с расширенной конфигурацией, которые свободны от конкурентного влияния ноутбуков и близки по своим ценовым и функциональным показателям к новым ПК на базе платформы AMD Dragon.
В то же время он отметил, что доля продаваемых в России настольных ПК зарубежных вендоров не превышает 10%, а количество систем, собираемых 25 крупнейшими отечественными производителями, часто работающими по схеме OEM-партнеров, составляет лишь около четверти рынка настольных ПК. Таким образом, около 65% этого сегмента рынка занимает продукция средних и мелких компаний, а также продукты «самосбора». По мнению аналитиков ITResearch, пока сложно оценить, как на такую расстановку сил повлияет экономический кризис, но вероятность того, что наметившийся процесс консолидации рынка локальной сборки пойдет вспять, достаточно высока, и тысячи некрупных российских сборщиков должны быть обеспечены комплектующими.
Кроме того, как показали исследования ITResearch, в последний год наметилась тенденция на приобретение более дорогих (500–900 долл.) компьютеров с расширенной конфигурацией, которые свободны от конкурентного влияния ноутбуков и близки по своим ценовым и функциональным показателям к новым ПК на базе платформы AMD Dragon. Наряду с этим требуется замена морально и физически устаревших ПК (их совокупная доля достигает почти 40%) в обширной (около 31 млн. шт.) инсталлированной базе настольных систем. Поэтому, как считают в ITResearch, настольные ПК и в текущем году сохранят лидерство по отгрузкам в натуральном исчислении.
В ITResearch рассматривают усилия по расширению дистрибьюторского канала сбыта процессоров AMD как вполне логичные. ELKO имеет многолетний опыт дистрибуции графических систем ATI, ныне входящей в состав AMD. Это позволит вендору с минимальными потерями пройти период снижения спроса, а при правильной маркетинговой и ценовой политике получить шанс ощутимо увеличить свою рыночную долю.
О наличии реального спроса на процессоры AMD говорит тот факт, что первая партия ЦП Phenom II, отгруженная в последней декаде января, была распродана ELKO за пару дней. «Конечно, многое зависит от маркетинговой активности AMD, но, исходя из оценок спроса на российском рынке, мы рассчитываем, что к концу года доля ее процессоров в нашем канале составит 30–35%», — заключил Илгонис Инспетерс.