16 мая компании CompuLink и Verysell объявили об объединении усилий в области розничной торговли компьютерной техникой — Verysell приобретает 50% акций торгового дома "КомпьюЛинк", входящего в состав группы компаний CompuLink.
Как подчеркивают партнеры, сделка направлена не столько на поддержку уже имеющейся розничной сети (шесть магазинов в Москве с суммарным среднемесячным оборотом около 2 млн. долл.), сколько на ее расширение, причем главная ставка делается сейчас на новый, "самый большой в России" компьютерный магазин (рабочее название "Супершоп КомпьюЛинк"). Предполагается, что это будет магазин площадью более 2000 м2, расположенный на окраине Москвы (место пока не выбрано).
В случае успеха первого магазина партнеры намерены выйти и за пределы столицы, открыв подобный магазин, в частности в Санкт-Петербурге. Реализация столь масштабной "задумки" требует немалых средств, которыми группа CompuLink в настоящее время либо не располагает, либо предпочитает расходовать их на финансирование других, более приоритетных проектов. Например, собственного Интернет-магазина, открытие которого ожидается уже в июне, или продвижение средств биометрической идентификации, для чего в США специально создана компания BioLink. После переговоров с несколькими потенциальными инвесторами было принято решение о заключении соглашения с Verysell, чему, по словам представителей CompuLink, в немалой степени способствовали хорошие личные отношения между руководителями обеих фирм.
Если для CompuLink сделка является просто новым этапом в развитии одного из "исконных" направлений ее бизнеса, то для группы Verysell — это принципиальный шаг в направлении дальнейшей диверсификации*, безусловно, более важный и масштабный, чем объявленное в начале года включение в ее состав компании Vintegro, занимающейся системной интеграцией.
Мотивируя решение взяться за розничный бизнес на паях с уже хорошо раскрученной сетью магазинов "КомпьюЛинк", президент Verysell Михаил Краснов говорит: "Одна из наших стратегических установок — это лидерство. Очевидно, что в случае самостоятельного выхода в розничную торговлю занятие лидирующих позиций потребовало бы очень много времени и средств".
Если торговым домом "КомпьюЛинк" партнеры владеют на равных, то их вклады в общее дело распределяются по-иному. По метафоричному выражению генерального директора группы CompuLink Михаила Ляща, CompuLink привносит опыт 7 лет на рынке розничных продаж, Verysell — 10 лет на рынке дистрибуции. Если же говорить более конкретно, то первая компания будет предоставлять товары (в соответствии со списком своих поставщиков), рекламную поддержку, услуги back office (бухгалтерия, транспорт и пр.), а также осуществлять текущее управление бизнесом; вторая — товары (от своих поставщиков), услуги по логистике и финансовую поддержку (в виде инвестиций и товарных кредитов). Главным управляющим торгового дома "КомпьюЛинк" стал Михаил Лящ, председателем совета акционеров — Михаил Краснов.
Открыть "супершоп" планируется уже осенью. К сожалению, этот большой и, скорее всего, действительно хороший магазин окажется довольно далеко от большинства потенциальных покупателей. И если в первый раз многие из них придут хотя бы из любопытства посмотреть, то удержать их потом будет, видимо, непросто. Как говорит Михаил Лящ, привлечь покупателей в компании надеются разными средствами — удобным подъездом и обширной автостоянкой, очень широким ассортиментом, обильной рекламой, разнообразными маркетинговыми мероприятиями ... Но прежде всего — ценами, заметно более низкими, чем в других магазинах. Откуда на все это деньги? По словам представителей CompuLink, основных источников будет два — значительная экономия на арендной плате (в несколько раз более низкой, чем в центре города) и участие фирм-производителей. В "супершопе" вендорам будут предоставлены "демозоны", где они, не стесненные нехваткой торговых площадей, смогут достойно и разнообразно представить свою продукцию, а за это можно и заплатить...
По словам председателя совета директоров CompuLink Сергея Цуканова, сейчас партнеры ведут еще один совместный проект (о нем предполагается объявить в ближайшие 1—1,5 месяца). Он не исключает реализации в дальнейшем и других совместных с Verysell начинаний, поскольку "хорошие отношения между руководителями компаний облегчают сотрудничество". Однако и Сергей Цуканов, и Михаил Краснов настаивают, что ни о каком слиянии возглавляемых ими групп компаний речь не идет.
* См. CRN/RE № 3/2000, с. 1 "Verysell: курс на диверсификацию".