Четвертая Международная выставка профессионального оборудования и технологий для телерадиовещания «Tele-Radio Broadcast Expo» — TRBE 2000, которая прошла в "Гостином дворе", была не столь многолюдна, как "Комтек". Но именно компьютерная техника была одним из центров всего этого "видеовеликолепия". Знакомые когда-то и уже подзабытые названия Joy и Steepler, с давних пор связанные в нашем сознании с компьютерным рынком, присутствовали здесь незримо — в названиях новых компаний, представляющих узкий, но интересный и своеобразный сектор рынка компьютерных систем, на который стоит обратить внимание.
Специалисты считают, что здесь активно действует около десяти отечественных фирм: SVGA, JC Systems Integration, "Эра", «Мультимедиа клуб», "Тивионика", "Стоик" и др.
Названия некоторых компаний-поставщиков звучат несколько непривычно, а иные давно и хорошо знакомы: Sony и Panasonic (видео и аудио); SGI (графические станции, серверы, суперкомпьютеры, системы автоматизации телевещания); канадские Digital Processing Systems (системы нелинейного монтажа и компоузинга, видеоплаты ввода-вывода) и Discreet (нелинейный видеомонтаж и компоузинг, ПО для 2D- и 3D-графики), Matrox (видеоплаты, системы нелинейного монтажа и оформления эфира); американские Intergraph Computer Systems (графические станции, системы рендеринга, суперкомпьютеры, графические ускорители), Pinnacle Systems (видеоплаты ввода-вывода, системы нелинейного монтажа, системы цифровых видеоэффектов) и Cambrige Animation Systems (ПО для классической 2D-анимации); In:sync и Jaleo EUROPE (ПО для нелинейного монтажа и компоузинга).
По оценкам некоторых специалистов, фирм, которые производят, скажем, системы нелинейного монтажа, — около 150, в России продается продукция только 50 из них, а реальным спросом пользуется продукция гораздо меньшего числа производителей. Замечают также, что осведомленность российских специалистов об ассортименте рынка зачастую определяется отечественными дистрибьюторами, которым иногда свойственно преувеличивать значение компаний, с которыми они сотрудничают.
Компаний, профессионально работающих с подобными технологиями, на нашем рынке совсем немного, большинство из них — в Москве. Российские партнеры иностранных поставщиков чаще всего имеют статус дистрибьютора или эксклюзивного дистрибьютора на территории СНГ. Сформировались и дилерские сети. Так, по словам Владимира Лошкарева, генерального директора SVGA, у этой компании около 55 региональных партнеров во Владивостоке, Рязани, Омске, Минске, Киеве, Санкт-Петербурге, Ташкенте, Бишкеке. Работа в этом секторе требует высокой квалификации, а специалистов в провинции мало. Студии же, делающие дизайнерские проработки, оформление сайтов и рекламу, есть практически в каждом региональном центре. Поэтому часто московские компании торгуют и напрямую, по согласованию с региональным партнером, иногда и по его просьбе, когда он не способен подготовить комплексное решение.
Столичные компании имеют демонстрационное оборудование, склады продукции, региональные дилеры, как правило, ни тем, ни другим не обладают и чаще всего работают в нескольких сегментах компьютерного (или иного) рынка, иначе — не продержаться.
Как сообщил Владимир Лошкарев, компания SVGA (System Video Graphics Alliance, возникла два года назад после объединения Joy Company и Steepler Graphics Group) работает на рынке "телеиндустрии, производителей рекламной продукции, агентств, студий, дизайнерских мастерских".
Евгений Ростов, вице-президент компании JC System Integration (JCSI), в которой работает и часть специалистов, перешедших из Joy, подчеркнул, что он и ряд его коллег начинали как раз с компьютеров, тогда как другие шли к этому рынку от видео. Сфера деятельности компании — "все, что касается сопряжения компьютеров и видео; все, что касается компьютерной графики". «Мы работаем в области сопряжения компьютерных и видеосигналов», — говорит он.
Александр Курило, директор по развитию «Мультимедиа клуб», считает, что его компания работает в двух секторах рынка — "PRO VIDEO" (оборудование, платы и системные решения для телевидения, видеостудий и "продакшн" студий) и "PRO AUDIO" (оборудование и решения для малых и средних звукозаписывающих студий, радио и ТВ). "Мы специализируемся на малобюджетных решениях и компонентах для видеомонтажа, компоузинга, графики и т.п. Наши клиенты — те, кто для решения профессиональных задач начинает применять новые компьютерные технологии», — поясняет он.
Большинство компаний, о которых упоминалось выше, считают себя системными интеграторами. Это даже вынесено в название JCSI, которая занимается созданием систем автоматизации процессов телевещания. Действительно, в настоящее время видеопроцесс примерно на 30% состоит из компьютерных технологий — в виде либо компьютерных плат, либо блоков, в которых только перемотка от магнитофона, а все остальное — компьютер. А если нужен компоузинг и спецэффекты, то это обязательно компьютер. Системы автоматизации эфира — компьютеры или «гибриды с компьютером».
В России, как всегда, компьютерным «брэндам» предпочитают российскую сборку — из-за цены. Поэтому в 90% случаев те, кто продает компьютерные системы, собирают их самостоятельно. Многие компании наладили и сборку видеосерверов. У нас цена видеосервера 15—16 тыс. долл. — как раз для регионов. Аналогичная западная машина стоит 50—60 тыс. Комплектующие покупают у российских компаний (например, «Формоза», «Техмаркет» и др.). Это естественно, ведь крупные сборщики компьютеров не станут учитывать "нюансы и специфику" продукции, которую нельзя поставить в серию.Российские компании, работающие на рынке оборудования для телерадиовещания, поставляют: видео- и компьютерное оборудование, интегрированные комплексы, включающие ПО; системы классической анимации, видеомонтажа и многослойного компоузинга, системы создания спецэффектов; комплексы для автоматизации эфира и вещания в Интернете; комплексные интегрированные решения по модернизации и переоснащению телекомпаний.
Во всем мире сфера телерадиовещания переходит сейчас на цифровую технику, поэтому данный сегмент рынка растет. Российские компании-интеграторы также отмечают серьезный подъем. На цифровую технику переходят конечно же центральные студии, а региональные ищут компромисс между тем, что у них уже есть, и тем, что должно быть. Изыскивают возможности, как провести поэтапный переход при минимальных затратах. Но это не везде, поскольку регионы, скажем, связанные с нефтегазодобычей, обладают значительными финансовыми ресурсами. Бывают и особые ситуации, например — выборы губернатора или мэра города. В таких случаях находятся спонсоры, и на переоснащение студий они не скупятся.
Практически все специалисты отмечают, что цены в этом сегменте рынка в последнее время в основном снижаются, и востребованность такого оборудования российскими пользователями растет. Если раньше компьютер необходимого класса стоил 25 тыс. долл., то сейчас для тех же целей можно использовать ПК за 1—2 тыс. При этом спецоборудование, скажем магнитофон стандарта BETACAM, стоит 20—25 тыс. долл. Важнейший элемент ряда систем нелинейного монтажа — видеоплата Matrox — стоил 6, потом 4, а сейчас уже — 1,3 тыс. долл. Как отмечает Евгений Ростов, системы нелинейного монтажа подешевели со 100 до 10—20 тыс. долл.. В месяц JCSI продает 10—15 таких систем. В каждой телекомпании сейчас используются 1—2 системы нелинейного монтажа, потом их будут объединять в сеть, связывать с вещательной частью, с видеосерверами. Сегодня интеграторы в основном этим и занимаются.
Достоверно оценить емкость данного сегмента рынка крайне сложно. Александр Курило, например, на просьбу сделать это отвечает так: «Тут очень сложная аналитика, и любое предположение мало чем подтверждено. Если очень настаиваете, то рынок мультимедиа со всей специфической техникой — это примерно 50—100 млн. долл. в год, сектор "PRO VIDEO" — 10—15 млн., а сектор "PRO AUDIO" — 5—7 млн.».
По мнению практически всех игроков, главная проблема в данном секторе рынка — хроническое отсутствие средств на приобретение необходимых технологий. Очень мешает также нестабильность условий ведения бизнеса, правил таможенного регулирования и т. п. Нехватка средств приводит к тому, что большинство заказчиков не готовы приобретать качественные, а потому достаточно дорогие решения.
Александр Курило замечает: «Пожелания клиентов следующие: 20% требуют правильного и качественного системного решения (если заказчик хотя бы частично может сформулировать задачи и перспективу развития проекта), а 80% — сделать быстро и дешево. А чтобы было еще дешевле, часть компонентов ищут и закупают самостоятельно и потому очень часто допускают ошибки в общей постановке задач и комплектации решений, после чего их приходится исправлять, что не всегда получается». По его наблюдениям «среднестатистический заказчик не имеет опыта и не знает, как правильно сформулировать свои задачи и проблемы, но при этом амбиции технической службы (или фирмы-посредника) весьма велики, и она пытается все решить самостоятельно. Часто экономят на мелочах, тратя большие деньги на изначально неверное решение. Прислушиваться к рекомендациям начинают только на стадии исправления ошибок и запуска проекта в работу».
Тем не менее любая телекомпания — источник ежемесячных и ежеквартальных заказов на продукцию. Годовой бюджет средней провинциальной телерадиокомпании на закупки, обновление и ремонт техники — около 100 тыс. долл. Если случаются выборы или иные важные события, эта цифра может вырасти и до 500 тыс.
Одна из основных проблем в области цифровой техники для телерадиовещания — кадровая. Квалифицированных людей мало, особенно в регионах. По словам московских специалистов, люди в новых региональных компаниях учатся самостоятельно, но на это уходит не один год. Владимир Лошкарев говорит так: «Нет ни одного учебного заведения, которое готовило бы специалистов для этой индустрии. А чтобы пересчитать вузы, где есть хоть сколько-нибудь серьезное оборудование, хватит пальцев одной руки». Он вспоминает, что еще лет 10 назад компания Joy активно проводила тренинги, а сейчас этот вид обучения сошел на нет — велика стоимость проезда, сложно приглашать людей из регионов. Правда, у компании JCSI свой учебный центр — «Школа реального времени» при Доме ветеранов кино — все же есть, действуют курсы по трехмерной и классической анимации.
Говоря о дороговизне техники и ПО, естественно подумать о возможности скидок. Действительно, у ряда компаний-производителей существуют специальные программы. Например, у Autodesk, SGI, IBM, Matrox они ориентированы на образовательные и академические институты; размеры скидок — от 15 до 50%, причем самые большие на ПО. Иногда компании устанавливают скидки на первых этапах работы на нашем рынке, но они не долгосрочные.