Создается впечатление, что корпорации Xerox, как в неком экстремальном виде спорта, нравится с азартом повторять смертельные трюки, совсем не заботясь о нервной системе зрителей — ее инвесторов. На заре 80-х выполненный ею трюк состоял в следующем. Компанию протаранили японские производители, прежде всего Canon, выставившие на рынок продукцию по цене себестоимости техники Xerox. Тогда Xerox чудом избежала потопления, резко сбросив балласт цен, вновь сконцентрировавшись на контингенте постоянных клиентов и улучшив качество продукции. Во второй раз, в начале 90-х, корпорация, чье имя давно стало синонимом копировальных устройств, потерпела серьезный урон в гонке новых технологий воспроизведения цифровых изображений — от Hewlett-Packard и Kodak.
Ныне же некоторые аналитики предсказывают, что в скором будущем нам предстоит увидеть полный закат этой почтенной компании, как это произошло, например, с Digital Equipment и Wang.
Еще два года назад дела Xerox обстояли, казалось бы, превосходно. После второго за историю компании спада, пришедшегося на 1991 г., к маю 1999 г. был достигнут пик восстановительного периода. Аналитики Wall Street расточали похвалы политике руководства корпорации по снижению цен и срочному введению в бой новых моделей цифровых и цветных копировальных устройств. Прибыль компании росла на 20% в год, стоимость акций достигла максимальной за последние годы отметки — 63 долл.
Чтобы передать, насколько непросто сейчас, после очередного головокружительного пике, обстоят дела у корпорации Xerox, достаточно сказать, что в октябре прошлого года цена ее акций опустилась ниже 7 долл., что меньше, чем в почти роковом 1991 г. Является ли это недавнее пике смертельным, все еще неясно.
Прошлой осенью Xerox объявила, что прибыль за II квартал 2000 г. упала на 50% и составила 222 млн. долл. (т. е. 30 центов на акцию). Компания довела также до сведения инвесторов, что, по ее прогнозам, падение прибыли будет продолжаться вплоть до конца года.
В конце октября в прессе появились заявления экспертов, что, по их мнению, сложное положение, в котором оказалась Xerox, определяется не внешними факторами (как-то: сезонное снижение спроса, колебания курсов европейских валют, усиление конкуренции, неуправляемые процентные ставки) или не оправдавшими себя вложениями в некоторые проекты в странах Латинской Америки, а тем, что оказалась несостоятельной практикуемая в последнее время бизнес-модель компании. Несмотря на большой ассортимент, отмечалось в аналитических статьях, продукцию Xerox нельзя назвать незаменимой — и в этом подлинная причина того, что достаточно состоятельные покупатели все чаще отказываются от товаров под маркой Xerox. К тому же, хотя копир в нынешнее время и получил примерно столь же широкое применение, как и другие офисные устройства, нижняя граница цены копиров по-прежнему слишком высока. Очевидно, что чем дальше, тем меньше это обстоятельство устраивает покупателей, тем более что в последнее время появилось немало иных, более изощренных по своим функциональным возможностям устройств.
Вот уже больше года корпорации Xerox приходится довольно туго: соперничество на рынке копировальных машин накаляется, объемы продаж снижаются, а цена акций упала почти на 4/5 величины, достигнутой после длительного — 52-недельного — подъема. В декабре корпорация объявила, что ожидает очередное падение прибыли в IV квартале 2000 г.; увы, последнее произошло в точном соответствии с предсказаниями.
Сейчас Xerox предпринимает первые шаги в направлении серьезной реструктуризации своих ресурсов. Выставлены на продажу активы на сумму от 2 до 4 млрд. долл. и на 1 млрд. запланировано урезать финансирование отдельных программ. Одним из следствий этих мер явилась продажа в декабре 2000 г. китайского отделения компании Fuji Xerox Co. Ltd за 550 млн. долл.
15 февраля представители Xerox опровергли сообщения некоторых новостных агентств о том, что в этом году корпорация планирует сократить 10 тыс. рабочих мест (т. е. 11% всего персонала), заявляя, что спекулятивная природа этих сообщений очевидна. Однако в этом же заявлении они признали, что «незначительное сокращение рабочих мест действительно запланировано, но ... оно не окажет сколь-нибудь значительного влияния на работу компании в целом».
В этот же день стало известно о подаче судебного иска группой акционеров, обвиняющих руководство Xerox в том, что оно содействовало необоснованному завышению курса акций компании. Впрочем, этого следовало ожидать, так как несколькими неделями ранее Xerox была вынуждена признать, что некоторыми представителями компании были предоставлены искаженные данные о ее текущем финансовом положении.
Еще раньше, 10 января этого года, официальные представители Xerox опровергли слухи о возможности скорого банкротства крупнейшего в мире производителя копировальной техники, которые днем раньше обнародовала газета New York Post. В статье, полной сенсационных предположений, неназванный источник утверждал, что Xerox собирается иметь дело с главным консультантом компании Blackstone Group по делам о банкротствах.
Как заявил в своем опровержении представитель Xerox, «у нас имеется резерв 1,5 млрд. долл., и мы уверены, что обладаем достаточной ликвидностью, чтобы срочным вмешательством покрыть все необходимые расходы». При этом в Xerox подтвердили, что действительно привлекли к сотрудничеству нью-йоркскую инвестиционную компанию Blackstone Group, но в качестве финансового консультанта, а вовсе не консультанта по вопросам банкротств, однако отказались обсуждать детали соглашения.
Некоторые информационные агентства сообщают, что Xerox всерьез рассматривает возможность продажи своего знаменитого исследовательского центра в Пало-Альто (Palo-Alto Research Center, PARC), который был создан еще в 1970 г. и давно стал легендой компьютерного мира. Xerox пока не отреагировала ни на одну из публикаций о том, что она ведет переговоры о продаже PARC. Есть опасения, что если сделка по продаже PARC все-таки состоится, то этот исследовательский центр, по всей вероятности, претерпит коренные изменения в организации своей работы, что, в свою очередь, может оказаться решающим фактором в вопросе о его функционировании вообще.
Последнее не может оставить равнодушным никого, хоть сколько-нибудь знакомого с историей компьютерной техники. Исследовательский центр PARC давно стал легендарным в компьютерной индустрии, и его исчезновение представляется некоторым обозревателям едва ли не большей утратой для технологического сообщества, чем прекращение существования самой компании Xerox. Например, утверждается, что однажды на заре компьютерной эры один из основателей Apple Стивен Джобс посетил Xerox PARC, где ему была продемонстрирована работа экспериментального образца компьютера Alto, который впоследствии навеял идеи мыши и графического интерфейса в Apple Macintosh.
Компании Xerox удалось получить значительную прибыль от многих изобретений, сделанных в PARC. Разумеется, далеко не все проекты были связаны с основной сферой ее деятельности — принтерами и копировальными устройствами. Наиболее важные работы инженеров PARC касались фундаментальных проблем ИТ, которые, как известно, далеко не всегда приносят немедленную прибыль (что ничуть не умаляет их значимость). Посему надеяться на то, что в случае продажи PARC работа над этими важными проектами будет продолжена, не приходится: венчурным покупателям прежде всего нужна срочная отдача от своих вложений, и они вряд ли согласятся отсрочить требования прибыли до того момента, когда рынок будет готов принять разрабатываемые центром технологические новшества.
Как стало известно CRN/RE, в конце мая в Москву приезжает Энн Малкехи, президент и главный управляющий производственной деятельностью Xerox. В бизнесе Xerox Россия сейчас входит в тройку стран с наилучшими показателями по динамике продаж и «финансовой дисциплине». Поэтому в ходе первого визита в нашу страну президента Xerox, скорее всего, будут интересовать особенности быстро растущего российского рынка и опыт работы «Ксерокс СНГ».
В настоящее время Xerox владеет семью исследовательскими центрами в разных точках земного шара. Ежегодно на их финансирование компания тратит около 2 млрд. долл. В связи со сложившейся крайне непростой ситуацией корпорации Xerox предстоит серьезная реструктуризация, которая, как хочется надеяться, обойдется и без продажи PARC.
Кстати, Джеффри Мур, известный эксперт по кризисным ситуациям в сфере технологического бизнеса, подчеркивая важность для Xerox во что бы то ни стало сохранения своего главного исследовательского центра, утверждает, что, возможно, компании вообще следует рассмотреть вариант выхода из области копировальной техники. Он предлагает руководству корпорации сосредоточиться на внедрении в производство недавних важнейших разработок PARC по созданию, хранению и управлению электронными документами.