В прошлом номере CRN/RE* мы уже рассказывали о том, что для достижения успеха в сфере бизнеса важен не только классический, "умственный" интеллект, что считается очевидным, но и так называемый эмоциональный интеллект (ЭИ). ЭИ подразумевает способность понимать других, способность управлять собой, навыки общения, инициативность и другие качества.
Возможно, вы ответили на своеобразный "вопросник" и с помощью пятибалльной шкалы (5 - всегда; 4 - обычно, чаще всего; 3 - иногда; 2 - редко; 1 - никогда) дали свою личную оценку каждому из 60 приведенных утверждений. Теперь давайте посмотрим, как надо было оценить эти высказыва-ния с позиции человека с высоким ЭИ.
1. Никогда. Руководитель с развитым ЭИ не ограничивает других, он всегда помогает им добиться большего.
2. Иногда. Это компромисс сугубо профессионального подхода к делу с приоритетом человеческих отношений.
3. Никогда. Это противоречит высокому ЭИ и пониманию руководящей роли (не путать с зонами ответственности).
4. Никогда. Это часть работы.
5. Редко. Наша цель - создать открытую дружескую среду. Мы не всегда должны думать о "правоте", скорее о том, что поможет делу.
6. Никогда. Проблемы и разногласия требуют нашего участия, разъяснения и быстрой реакции.
7. Иногда. Надо стараться понять других, но не позволять им играть на ваших чувствах.
8. Редко. Это нежелательно, но подавление этого в 100% случаев означает, что вы ведете себя искусственно.
9. Редко. Высокий ЭИ подразумевает естественность поведения и удовольствие от лидерства.
10. Обычно. Высокий ЭИ лишает страха открытости. Мы не боимся выглядеть "не так", не претендуя на совершенство.
11. Редко. Нам интересны детали как часть целого, как работа других, как возможный источник конфликта.
12. Редко. Часто суть проблемы проявляется именно в деталях.
13. Никогда. То "лекарство", которое предложит время, нам чаще всего не нравится. Можно решать важные вопросы и в ущерб намеченным ранее планам.
14. Редко. Эти проблемы не стоит делегировать.
15. Редко. См. ответ 9.
16. Редко. Высокий ЭИ означает открытость и прямоту. Тем не менее разрешать конфликты надо осторожно.
17. Всегда. Это суть ЭИ.
18. Всегда. То же, что и ответ 17, только еще более важно.
19. Иногда. Мотивация сотрудников растет, если они понимают, что сегодня они могут "получить" 5, несмотря на прежние оценки. С другой стороны, если работа сотрудника сегодня оценивается правильно и объективно, нельзя игнорировать "вчерашний день".
20. Всегда. Надо понимать и уважать чувства других, но если вы должны выслушать нескольких людей, то важно быть открытым со всеми, но при этом не оказаться жертвой манипуляций.
21. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ помогает другим расти, лучше понять себя, предлагает способ открытого общения. Если к вам обращаются открыто, воспринимайте это как знак доверия и уважения.
22. Никогда. Руководитель с высоким ЭИ не страдает в этом плане раздвоением личности. "Руководитель" может повести себя жестко, не обидев при этом "человека" в себе.
23. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ не стесняется показать, что ему приятно, когда дело сделано, проблемы решены, сотрудники довольны.
24. Всегда. Люди не могут значительно улучшить результаты своей работы, ничего не изменяя и иногда не рискуя.
25. Никогда. Есть другие составляющие авторитета, например человеческие и профессиональные качества.
26. Обычно. Если человек знаком с вашей жизненной философией, он лучше поймет, в каком направлении вы движетесь, что вами руководит, легче сможет пойти на контакт с вами.
27. Всегда. Прежде всего надо разобраться в ситуации, а спонтанность на данном этапе мешает.
28. Всегда. Если нам не нравится убеждать, придется только командовать.
29. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ обладает способностью увидеть проблему или ее потенциальный источник раньше других. Он на ранних этапах отслеживает снижение эффективности работы, появление напряженности в отношениях сотрудников и т. д.
30. Всегда. См. ответ 29.
31. Всегда. Выражать гнев - последнее дело. Взаимное уважение - вот то, что нужно. Мы должны добиваться своего цивилизованным путем.
32. Иногда. Не сдерживать себя вообще - опасно: так можно ничего не услышать и не узнать. Но если "передерживать", то в качестве ответной реакции получим замкнутость окружающих.
33. Всегда.
34. Редко. См. ответ 32.
35. Всегда. В наше время особенно рискованно перейти грань дозволенного в вопросах национальности, религии, отношений между полами и т. п.
36. Всегда. См. ответ 33.
37. Редко. Без личного участия мы не можем понять других, поделиться своими чувствами, узнать о том, что наши пути решения проблем неверны.
38. Обычно. См. ответ 10.
39. Обычно. См. ответ 10.
40. Редко. Мы остаемся рядом, чтобы помочь, тогда ваши сотрудники будут отличать контроль ради контроля от контроля с целью оказания помощи.
41. Всегда. Нужно рассматривать любые мнения и отвергать их аргументированно.
42. Всегда. Если чувствуете, что не готовы, то, возможно, вы "слышите только себя". Надо отличать несогласие с нашим мнением от атаки на нас лично.
43. Всегда. Понять, что привело к возникновению конфликта, - это ключ к его разрешению.
44. Всегда. Руководитель с высоким ЭИ участвует в деле с самого начала и берет на себя всю ответственность.
45. Всегда. И на этапе обсуждения, и когда решение (которое может устроить людей в разной степени) принято, руководитель с высоким ЭИ предпочитает гласность и прозрачность.
46. Редко. Фактически только в случаях, когда эта информация нужна для решения деловых вопросов и не относится к информации для личного пользования.
47. Редко. См. ответ 14.
48. Обычно. См. ответ 17. Это, возможно, момент истины, определяющий наш уровень ЭИ.
49. Всегда. См. ответ 48.
50. Всегда. Оставаясь открытым, руководитель с высоким ЭИ не должен пренебрегать реакцией на это своих сотрудников.
51. Обычно. См. ответы 10, 30 и 39.
52. Всегда. Если намерения понятны и направление определено, легче получить поддержку и помощь, необходимые для достижения корпоративных целей.
53. Всегда. См. ответ 52.
54. Всегда. См. ответ 52.
55. Всегда. См. ответ 17.
56. Обычно. На основе фактов и своего опыта руководитель с высоким ЭИ помогает другим лучше понять себя, но делает это ненавязчиво.
57. Всегда. Когда сотрудники чувствуют себя комфортно, они могут сделать больше, чем можно было бы от них ожидать. Важная часть задачи - это правильно определить, кто сможет выполнить ту или иную работу.
58. Всегда. Если мы знаем, как создать обстановку открытости и откровенности, то получим те факты, которые помогут нам принять правильное решение.
59. Всегда. Чувство того, что мы добились результата, может помочь нам получить удовлетворение от работы.
60. Всегда. Эти противоположные чувства помогут нам добиться нужного баланса.
Подведем итоги. Правило подсчета следующее: если ваш ответ совпадает с правильным, вы получаете 5 баллов, если до правильного ответа не хватает 1 балла - 4 балла и т. д.
Примеры: 1) Точный ответ "всегда". Вы ответили "обычно, чаще всего", значит, получаете 4 балла, если ответили "редко" - 2 балла.
2) Точный ответ "иногда", тогда за ответы "обычно" и "редко" поставьте себе 4 балла, а за ответы "всегда" или "никогда" - по 3 балла.
Итак, если вы набрали:
- больше 240 баллов: вы "суперзвезда" в плане ЭИ, и, работая с вами, можно рассчитывать на хорошую поддержку;
- больше 180 баллов: вы просто "звезда", и возможно, приложив немного усилий, станете "суперзвездой";
- больше 120 баллов: вы не можете претендовать на призовое место по уровню ЭИ, но вы отвечали честно, и это хорошо;
- больше 60 баллов: похоже, что работа над повышением уровня ЭИ вам просто необходима.
Вот так мы и попытались измерить уровень вашего ЭИ. Ах, как нам хочется получить готовые методики, стандарты, возможности измерить все то, что определяет наш успех в жизни, бизнесе, и выбрать главное. Так что же является ключевым в лидерстве? Увы, окончательного ответа пока нет.
Связаться с Радмило Лукичем и получить дополнительную информацию можно по электронной почте: rlukich@comail.ru
* См. CRN/RE № 5/2001, с. 28.