Компания UnitSpace предлагает платформу для управления Интернет-контентом

Коллапс Интернет-рынка и отток денег инвесторов привели к тому, что многочисленные торговые площадки и крупные Интернет-компании (в первую очередь, в США) оказались перед необходимостью пересматривать бизнес-модели, чтобы сократить издержки на разработку и поддержание своих систем. Это изменение конъюнктуры в секторе B2B, по-видимому, станет звездным часом для компаний, предоставляющих услуги по аренде ПО и дискового пространства (application service provider, ASP). По сообщениям информационных агентств, ряд крупных торговых площадок, в частности Covisint, Elemica и ForestExpress, уже рассматривают варианты сотрудничества с ASP, чтобы переложить на них функции по поддержке отдельных решений или целых торговых систем и таким образом снизить внутренние затраты на управление и обновление контента.

По прогнозам Forrester Research, объем рынка ASP к 2004 г. может достичь 4,7 млрд. долл. Аналитики из Gartner Group настроены еще более оптимистично, называя цифру 25,3 млрд. долл. Подобные оценки подтверждаются в последнее время ростом спроса на недорогие и несложные системы управления контентом, которые позволяли бы средним компаниям не покупать системы типа Ariba, BroadVision или CommerceOne. Большинство ASP традиционно ориентируются именно на эту категорию клиентов, однако зачастую сложности возникают при переносе уже имеющегося решения клиента на иную платформу.

На волне этого бума все больше компаний начинают предлагать собственные средства разработки решений по управлению контентом, причем в поисках сбыта они уже не ограничиваются рынком США, где конкуренция в этой нише обостряется. К числу таких разработчиков относится компания UnitSpace, представившая в России платформу приложений для управления Интернет-контентом e-Content.

«Эта платформа — квинтэссенция наших испытательных проектов», — говорит Игорь Рябенький, основатель и президент UnitSpace. В отличие от решений Ariba, BroadVision, CommerceOne и др., e-Content представляет собой набор сервисов для создания и управления контентом для менеджера, непосредственно занимающегося маркетингом или продажей. С помощью программных инструментов менеджер может собирать информацию о продуктах и услугах в глобальный депозитарий, делать ее доступной для разных категорий пользователей, сопрягать готовую информацию с другими Интернет-приложениями, а также подключать системы поддержки пользователей и создавать персонализованные электронные каталоги без помощи квалифицированного программиста. Соответственно и инструментарий оптимизирован под привычные для офисного пользователя интерфейсы drug-and-drop и WYSIWYG. Как утверждают разработчики, платформа e-Content позволяет компаниям децентрализовать систему управления контентом и сэкономить на создании специализированного подразделения.

Лицензия на программное ядро e-Content в зависимости от числа модулей стоит от 50 до 100 тыс. долл. Клиентские места считаются по числу компьютеров, и в зависимости от комплектации решения цена лицензии на них колеблется в пределах 50–500 долл.

Стоимость платформы для заказчика в немалой степени определяется схемой пользования. Если компания или торговая площадка работает с платформой на условиях хостинга UnitSpace, то базовое решение для них бесплатно, так же как и для их клиентов и партнеров, которые платят ASP только за подписку на конкретные масштабируемые сервисы. В случае если заказчик имеет свое бизнес-решение и намерен его использовать при управлении контентом, предоставляется базовая лицензия на установку e-Content и услуги по ее «сшивке» с имеющейся системой. Наконец, в третьем случае система полностью сопрягается и встраивается в приложение заказчика. С точки зрения начальных затрат это наиболее дорогой вариант, но одновременно и самый экономичный в плане эксплуатационных расходов. Он отличается наибольшей степенью оптимизации под конкретные нужды заказчика.

На рынке решений для И-торговли в этом ценовом диапазоне существует ряд аналогичных продуктов, например представленный в феврале компанией Open Market пакет Content Server Enterprise Edition (цена одной пользовательской лицензии в США — 29 тыс. долл.). Компания Cytura продвигает одноименное ПО по цене около 100 тыс. долл. Есть и другие продукты.

Однако UnitSpace — первая компания, предложившая на российском рынке разработку среднего масштаба. «Небольшие компании не обладают бюджетом на покупку огромных пакетов, да они им и не нужны, — считает Игорь Рябенький. — В то же время использовать Интернет они хотят. Мы предлагаем продукт для фирм, которые хотят получить дистрибуцию или закупку в одном решении. Тот уровень интереса, который удалось пробудить на рынке, говорит, что мы на правильном пути».

К этому можно прибавить, что у западных разработчиков подобных продуктов здесь фактически нет конкурентов: чаще всего системы управления контентом российские компании разрабатывают для себя с учетом своих особенностей. С такими компаниями UnitSpace скорее не соперничает, а сотрудничает, дополняя их системы своими модулями. По словам Рябенького, отдельные элементы e-Content применяются в системе eMatrix, каталоге Podberi.ru, ведутся переговоры и с другими компаниями.