C осени прошлого года на мировом рынке ПК развивается кризис. Мы обсуждали эту тему в контексте подведения итогов 2000 г. (см. CRN/RE № 3, 4/2001), теперь же, когда подводятся итоги I квартала нового года, имеет смысл взглянуть на развитие ситуации. Март продолжил невеселую тенденцию. Улучшения не наблюдается, скорее, наоборот. Так, Acer объявила, что ее мартовские продажи упали по сравнению с мартом прошлого года почти вдвое - на 49%! В результате квартальное падение достигло 37%. Причем дело не в особой успешности прошлого марта: в этом году результат марта хуже февральского, который, в свою очередь, был хуже январского...
Оценки и аналитиков, и руководителей компьютерных компаний (среди которых, в частности, Карли Фиорина, Крейг Барретт, Майкл Капеллас) стали заметно пессимистичнее по сравнению с январем. Уже мало кто надеется на выправление ситуации с продажами ПК во второй половине 2001 г., речь теперь идет о "когда-нибудь в 2002"... Все аналитические агентства, еще полгода назад дружно предсказывавшие на 2001 г. 18-20%-ный рост, постепенно корректируют прогнозы в сторону уменьшения. И если в феврале лишь самые решительные снизили показатели роста до 7-9%, то сегодня уже появились "нулевые варианты", а для наиболее затронутого кризисом американского рынка - и вообще отрицательные. Стив Фортуна из Merrill Lynch, к примеру, считает, что при штучном росте продаж ПК в мире на 7% доходы по сравнению с прошлым годом упадут на 2,5%.
О возможных причинах нынешнего спада мы уже говорили в прошлых обзорах; продолжение этого анализа вы можете найти в PC Magazine/RE № 6/2001, где оценивается также влияние ряда факторов, внешних по отношению к ПК-индустрии.
Версий и трактовок происходящего (и соответствующих рецептов "спасения") действительно множество; мы не отстаиваем ни одной из них, а напротив, постарались в нашей серии обзоров свести их вместе, чтобы дать представление о картине в целом и чтобы читатель мог составить собственное мнение.
Следует подчеркнуть, что большинство вендоров brand name, готовясь к объявленной главой IBM эпохе PostPC, уже успели довольно далеко отойти от классического образа "PC-клонмейкера", причем каждый в свою сторону; доля доходов не от непосредственной продажи ПК у многих сегодня весьма велика. Вендоры перестали быть однородными (что, кстати, делает их прямое "сложение", слияние, предлагаемое некоторыми аналитиками, бессмысленным вдвойне). При этом каждый надеется, что именно его рецепт внутренней трансформации принесет успех. Вот, к примеру, Майкл Капеллас, 26 апреля, выступление перед акционерами Compaq: "Когда рынок переворачивается - а он действительно переворачивается - некоторые компании выплывут (will emerge) и станут победителями, а некоторые - нет. Мы определенно окажемся в числе этих победителей".
Пока же нужно пережить спад, который грозит затянуться. Ниже в разделе "Своей колеей-2" приведены некоторые новости последних недель от ведущих производителей. Сейчас, когда наступило общее согласие, что нынешний кризис - не на один квартал, новости эти довольно однообразны. Как известно, первая стандартная реакция в подобной ситуации - затягивание поясов, сокращение расходов, реструктуризация, "streamlining" (отсечение неосновных направлений), увольнения (так, практически все вендоры, исключая пока лишь IBM и Apple, уже объявили о масштабных сокращениях).
Однако интересно попробовать оценить стратегии выхода: кто просто пережидает спад, веря, что за ним вновь последует подъем рынка ПК в его привычном виде, а кто и эти вынужденные "непопулярные" решения использует для более активной перестройки бизнеса, считая, что назад возврата нет.
Своей колеей-2
Compaq на фоне снижения доходов в I квартале и ожидаемых неблестящих результатов следующего уже объявила о сокращении 7000 рабочих мест (10% персонала).
Глава компании Майкл Капеллас отметил, что вслед за настольными ПК начали падать и продажи ноутбуков. При этом Compaq, активнее других развивающая конвергентное направление информационных устройств (appliances), очевидно сдвигается в сторону бытовой электроники. В конце апреля стало известно, что в ее семействе iPaq ожидается очередное прибавление - устройства, которые будут представлять "новый класс продуктов", "расширение ПК для эпохи широкополосных коммуникаций" и смогут получать из Сети, хранить и проигрывать видео. Учитывая 100-миллионный альянс с Disney, заключенный Compaq в ноябре, можно ожидать, что это станет ответом на альянс AOL Time Warner с Gateway, своего рода "DisneyTV"; судя по всему, это будут широкополосные Web-терминалы с возможностями DVR, через которые можно будеть на платной основе получать доступ к видео- и интерактивному контенту Disney. Compaq быстро наращивает производство своих "ручных" iPaq, которые очень хорошо пошли на рынке (сейчас у фирмы свыше 600 тыс. неудовлетворенных заказов), и надеется отвоевать до 30% рынка ручных компьютеров. Следующий шаг - производство "Стингеров", гибрида телефона и ручного компьютера по спецификациям Microsoft.
Компания также объединила свои ПК-подразделения Consumer и Commercial в одно - Access Business Group. Капеллас объяснил этот шаг тем, что "домашний и бизнес-компьютинг конвергируют", хотя, очевидно, мотив сокращения расходов тоже был не последним. Возглавил новое отделение Майк Ларсон, ранее руководивший потребительским направлением и неоднократно уже нами цитировавшийся (это он, в частности, сказал, что "настанет момент, когда бизнес Compaq не будет зависеть от "железа"). В этом квартале ПК-бизнес объемом 4,4 млрд. долл. (48% оборота компании) принес Compaq 82 млн. долл. убытка (при общей прибыли компании 200 млн. долл.); год назад он дал 15 млн. прибыли при обороте 4,7 млрд. Прибыль же в I квартале принесли услуги (254 млн. долл. при обороте 1,9 млрд.) и серверы (132 млн. при обороте 2,9 млрд. долл.).
IBM предприняла схожие шаги по консолидации направлений годом ранее, соединив в едином семействе NetVista домашние ПК, корпоративные ПК и тонкие клиенты. Теперь же она пошла еще дальше и объединила в одном подразделении (Personal Computing Devices Group) настольные и портативные системы, причем собрала в нем все относящееся к ПК службы: и разработки, и производство, и логистику. Можно увидеть в названии признак того, что фирма готовится к выпуску различных персональных устройств, а не только традиционных ПК, а можно трактовать создание подобной автономной единицы и так, что теперь IBM в случае необходимости готова к "варианту Неффа". (Эндрю Нефф, а за ним и ряд других аналитиков, обсуждая меры по консолидации отрасли, заговорили о возможности выхода IBM из ПК-бизнеса, о выделении его в spin-off на манер Lexmark и даже о продаже другой компании, например Dell.) Впрочем, он кажется мне маловероятным: хотя ПК-бизнес и не приносит сегодня прибыли (убытки в I квартале составили 58 млн. долл.), другие направления деятельности дают IBM необходимый запас прочности. Курс акций компании падал не в разы, как у остальных вендоров (и многопрофильной HP в том числе), а лишь на 35-40%, а после объявления убедительных итогов I квартала он практически восстановился (достижение на сегодня уникальное). Кроме того, даже если ПК-бизнес будет оставаться убыточным, для IBM негативные последствия отказа от выпуска своих ПК вполне могут перевесить позитивные: компания утеряла бы позицию поставщика полного решения, которая очень важна в традиционно любимом ею бизнесе крупных проектов.
У HP общие поставки ПК упали по сравнению с I кварталом прошлого года на 3,5%, а в США - примерно на четверть (24,7%). Едва успел начаться II квартал, как компания заранее объявила, что и он будет хуже, чем ожидалось, и, следуя общему сегодняшнему рецепту, решила уволить 3000 сотрудников, а также предпринять другие меры кризисной экономии вроде неполной занятости. Карли Фиорина ожидает, что спад потребительского интереса к ПК из США перекинется на Европу (хотя, отметим, в I квартале в Европе отмечен рост в 7%). Она также особо подчеркнула (очевидно, намекая на тактику некоторых конкурентов), что в текущей ситуации в ПК-бизнесе компания будет стремиться поддерживать прибыльность, а не долю рынка.
У Dell очередной квартал - впервые в ее 17-летней истории - оказался хуже предыдущего (хотя по сравнению с началом прошлого года и отмечается рост). Также впервые в истории компании объявлено о массовом увольнении (1700 человек). Отметим, что в условиях кризиса и падения потребительского спроса Dell стремится сохранить как раз долю рынка - и ради этого идет на беспрецедентные ценовые уступки: так, по наблюдению Тони Дюбуа из агентства ARS, в феврале скидки на ПК Dell с Pentium III достигали 40%; компания также предлагает покупателям своих ПК бесплатные устройства (CD-RW, DVD-ROM, MP3-плейеры, карманные компьютеры, принтеры), бесплатную доставку и прочие маркетинговые приманки. В результате Dell по результатам квартала отобрала у Compaq мировое первенство по объемам поставок ПК (Gartner приводит цифры 12,8% против 12,1%). Однако в конечном итоге подобная агрессивная политика провоцирует новый виток ценовой войны, а ПК-бизнес в целом становится практически бесприбыльным. Что в свою очередь вынуждает компании, в нем занятые, искать новые нестандартные шаги для выживания.
В том числе и самые радикальные. Micron Electronics, третий по объемам прямых продаж поставщик ПК в США, очевидно, трезво оценив ситуацию и прочность своих тылов, объявила в конце марта о выходе из ПК-бизнеса, так и не успев завершить его перестройку, начатую два года назад. За это время к прямым продажам Micron добавила, как и Gateway, розницу, а также "компьютеры по подписке", где покупатель платил за услуги, а не за компьютер. Поставки в штуках стабильно росли даже в период кризиса, оборот лишь слегка снизился в последнем квартале, но надежды на скорое возвращение к прибыльности в разгорающейся ценовой войне растаяли.
Парадокс ситуации в том, что Micron всегда ориентировалась на квалифицированного пользователя (и на правительственные структуры, куда уходило почти 50% ее компьютеров), не играла в дешевые и бесплатные компьютеры, предлагая только качественные, хорошо "упакованные" конфигурации, а также соответствующий продвинутый набор онлайн-услуг, в том числе Web-хостинг и ASP (кстати, именно на этих направлениях, которые обеспечивали менее 10% оборотов компании, но при этом приносили стабильную прибыль, она и намерена теперь сосредоточиться, объединившись с другой хостинг-компанией, Interland). А в январе, на фоне всеобщего глубокого спада, на рынке отмечен неожиданный рост продаж настольных ПК с ценой 1000-1500 долл. (как раз в нише Micron), причем на 65%! Но что сделано, то сделано. Еще один признанный и своеобразный брэнд уходит в историю...
Впрочем, ПК-бизнес Micron не закрыт совсем - он продан. Причем не другому производителю ПК, а инвестиционной фирме Gores Technology Group, которая специализируется на скупке "разболтанных" бизнесов, отладке их и последующей перепродаже. Посмотрим, каким будет "Micron Refurbished" и кому он в конечном итоге достанется.
Аналитики предполагают, что Micron - не последняя жертва кризиса. В качестве следующего кандидата на вылет почти единодушно называется Emachines. В нынешнем январе ее продажи упали вдвое по сравнению с январем 2000 г. Сменилось руководство: основателя компании Стефена Дуккера заменил выходец из розничной сети Best Buy Уэйн Инуйе; были уволены 16% сотрудников, закрыт ряд офисов. По итогам I квартала, однако, перелома не заметно: падение оборотов до 136 млн. долл. (на 45% по сравнению с I кварталом 2000 г.) и убытки в 22 млн. долл., курс акций уже опустился ниже 30 центов, того и гляди Emachines вообще попросят с NASDAQ. Компания, которая, едва родившись, сразу же сумела стать одним из главных действующих лиц на потребительском рынке США (третье место по объемам розничных продаж в 1999 г.), лидером движения за дешевые и "бесплатные" компьютеры, сегодня действительно в критической ситуации.
Gateway мы оставили сразу после январской "реставрации", когда еще не была ясна программа действий нового/старого главы компании Теда Уэйтта. Программа же и вправду оказалась воистину реставрационной; может возникнуть впечатление, что главная ее цель - классический "вход в ту же реку", воссоздание Gateway в том виде, в каком (после кризиса 1997 г.) Уэйтт передал ее Вейтцену и его команде, пересмотр всего ими сделанного. Вплоть до обратного переезда штаб-квартиры из Сан-Хосе в Калифорнии, куда ее перевел Вейтцен. Сокращается сеть открытых Вейтценом собственных магазинов Gateway Country Stores - уже объявлено о закрытии всех 10 магазинов в Канаде, 27 из 326 магазинов в США, решается вопрос с 72 в Азии и Европе. Закрываются 1000 "магазинов в магазине", открытых Gateway в розничной сети OfficeMax. (Отметим, что доля продаж через сеть магазинов Cоuntry и через дилеров выросла за прошлый год на 10% и достигла в последнем квартале 35%.) Компания перестает быть ISP - сеть Gateway.Net закрывается, ее 160 тыс. абонентов передаются AOL. Пересматривается программа выпуска "инфеток" (appliances). И хотя в прошлом году практически всю прибыль компании принесли нетрадиционные ("beyond the box", как их часто называют) виды бизнеса (продажа услуг, ПО, тренинг и т. п.), отныне главным для Gateway (как и в былые времена) становится производство традиционных PC, удержание и увеличение доли рынка. Занятие же это сегодня бесприбыльное, если не убыточное, и определенно потребует дальнейших хирургических мер. А насчет завтрашнего дня индустрии вообще есть разные мнения.
По итогам квартала убытки компании, с учетом расходов на реструктуризацию, превысили 500 млн. долл. Во второй половине года компания рассчитывает вернуться к прибыльности.
У Acer проблемы не только с продажами ПК под собственной маркой, но и со снижением, даже снятием ранее размещенных заказов от именитых клиентов-вендоров. В качестве одной из мер оздоровления Acer решила развести эти два бизнеса в две разные компании (подробнее см. CRN/RE № 4/2001 "Acer: волны реорганизаций").
Вообще положение дел у тех или иных брэнд-вендоров может улучшаться или ухудшаться из-за их собственных удачных или неудачных решений, из-за ситуаций в их основных географических ареалах, из-за ценового демпинга конкурентов (в самом деле, вдруг все, что потеряли Acer, Emachines и все остальные, на самом деле подобрала Dell, и никакого кризиса нет?). И поэтому всегда полезно справиться о показателях крупных контрактных сборщиков, получающих заказы от разных производителей из разных регионов - это своеобразные интегрированные показатели здоровья отрасли, вроде температуры или давления... 25 апреля SCI Systems, в списке клиентов которой, в частности, Dell и HP, объявила, что результаты ее хуже, чем год назад, и она уволит 5-6 тыс. из 35 тыс. своих работников, а также закроет четыре завода. Квартальный оборот составил всего 2 млрд. долл. хотя прошлым летом компания прогнозировала 3 млрд. в квартал и готовилась к выполнению именно такого потока заказов. SCI пока не удалось избавиться от излишков, скопившихся за наиболее провальные декабрь и январь. Прогнозы на очередной квартал еще более скромны: 1,9-2 млрд. долл. Отметим также, что компания еще осенью, при первых признаках кризиса на рынке ПК, взяла курс на уменьшение в своем пакете заказов доли ПК и увеличение доли прочей электроники (впрочем, и там не все гладко - к примеру, снизился спрос на мобильные телефоны и пейджеры). Flextronics тоже увольняет 7 тыс. сотрудников и сокращает на 15% производственные мощности, ненужные сегодня из-за падения спроса.
Comme a la guerre
И вот сводки самых последних дней
Продажи компьютеров Dell в I квартале выросли по сравнению с началом прошлого года более чем на 30%. Очевидно, что при общем падении продаж эта доля целиком "отъедена" у конкурентов - за счет ценового демпинга прежде всего. И хотя финансовые результаты при этом оказались не лучшими, Dell не останавливается - она объявила в последних числах апреля о 10%-ном снижении цен на корпоративные ПК. "Мы продолжим быть агрессорами в области снижения цен, - заявил старший вице-президент Dell по стратегии и развитию бизнеса Том Мередит, который все чаще в последнее время выступает от лица компании. - Я счастлив, когда вижу, как другие уходят из бизнеса". (Не менее жесткими, отметим, были его заявления и относительно собственной компании: "Мы будем безжалостными в оптимизации нашей структуры расходов".)
Тут уже и HP пришлось - всего через две недели после заявления Фиорины - реагировать на действия Dell, причем "наверстывая упущенное" в ценовом соревновании: 3 мая цены на корпоративные ПК HP Vectra и Brio были снижены сразу на 15-28%. Какая уж тут прибыльность...
Синхронно с HP выступила Compaq, в тот же день сбросившая цены на корпоративные Deskpro EX и EN на 20-31%. И Майкл Капеллас тоже вынужден был, объявляя об этом снижении, опровергать себя - всего через неделю после своего выступления перед акционерами, где он объяснял, что быть № 1 в ПК-бизнесе - не самоцель, что лидерство в продажах не обязательно автоматически влечет самые большие прибыли, что компания к этой цели не стремится, и вместо этого Compaq будет очень агрессивна на новых развивающихся рынках беспроводных и Интернет-устройств всех типов, в развитии ИТ-услуг. На этот же раз он жестко, буквально по пунктам, заявил, что: на ПК-рынке идет ценовая война; война эта будет продолжаться; в этих условиях Compaq будет не менее агрессивной, чем любой из конкурентов; компания будет отстаивать свою долю рынка - пусть даже это и приведет к падению прибыльности...
7 мая (счет пошел на дни!) Dell объявила, что начинает реорганизацию и в течение полугода сократит еще 3-4 тыс. сотрудников, а для остающихся будет практиковаться неполная оплата рабочего времени. Меры и вправду безжалостные - меры военного времени. А по поводу поднятой Капелласом перчатки в ценовой дуэли Мередит, сославшись на убыточность ПК-бизнеса Compaq, ядовито заметил: "Посмотрим, насколько агрессивными они смогут быть, пока у них не начнутся геморрагические потери". Такие дела...
Заметим к слову, что зачинщиками прошлых эпизодов ценовых войн были компании Packard Bell и Emachines.
P.S. Как часто бывает, пока сданная статья проходит корректуру, жизнь подбрасывает новые повороты интриги. На этот раз пришли две новости, одна из которых могла бы послужить удивительно уместной точкой, другая - интригующим многоточием к материалу.
Новое руководство Emachines объявило, что нанимает экспертов Credit Suisse First Boston для оценки "стратегических альтернатив" компании. Мнение наблюдателей о том, какую именно "альтернативу" хотят оценить, практически однозначно.
Результат I квартала в Японии: рост продаж ПК по сравнению с прошлым годом на 17% в штучном исчислении и на 7% - в денежном. Рынок, казалось бы, насыщенный донельзя, да и в Сеть уже больше 20 млн. японцев ходит теперь с мобильных телефонов через службу i-mode компании DoCoMo, а продажи растут! Чем объясняется этот "японский иммунитет", еще предстоит разбираться. Но вот интересная дополнительная информация: 55% из проданных компьютеров - ноутбуки. И их поставки в штуках выросли на 30% - против 5% роста у настольных машин.