Четыре года на рынке ИТ — дата не то чтобы круглая. Однако у консалтингового холдинга «Алгоритм Груп» есть причины ее торжественно отмечать. В начале лета «Алгоритм» завершил самую значительную реорганизацию своего бизнеса, сформировав девять независимых компаний: информационное агентство Algorithm Media, исследовательский центр Algorithm Research, Интернет-издательство Algorithm Online, центр по организации выставочной деятельности F2F, агентство маркетинговых коммуникаций A2B, Web-студию Algorithm Communication Consulting (АСС), агентство Интернет-маркетинга Anet, агентство печатных проектов xPress и агентство по медиапланированию в прессе (пока без названия). Изменения произошли и в руководстве: появились вице-президенты по каждому бизнес-направлению. Так, генеральный директор A2B Елена Жуплатова теперь отвечает за маркетинговый бизнес «Алгоритм Груп», информационное направление курирует генеральный директор Algorithm Media Дмитрий Людмирский, а выставочным направлением руководит директор F2F Константин Севастьянов.

В известной степени реорганизация вызвана общей эволюцией бизнеса «Алгоритм Груп» в рамках концепции, которую теперь принято называть «аутсорсинг маркетинговых услуг».

Основное отличие «Алгоритма» от конкурентов в том, что это единственное отраслевое агентство, целенаправленно работающее на рынке ИТ. Холдинг позиционирует себя как консалтинговую компанию, работающую в области ИТ (компьютерная, телекоммуникационная отрасли и Интернет). Президент холдинга Александр Канн видит задачу в создании разнообразных рекламных площадок и новых инструментов, позволяющих свести вместе потребителей и поставщиков. В такой трактовке изменения в структуре бизнеса «Алгоритм Груп» были неизбежны с учетом изменений на рынке ИТ в течение последних двух лет.

Менее всего реорганизация затронула информационные структуры холдинга. У ленты Algorithm Online серьезных конкурентов сегодня нет и, видимо, уже не будет — для организации аналогичного агентства требуются слишком большие инвестиции. Не предвидится пока перемен и на сложившемся после 1998 г. рынке аналитики. Основными стали заказные исследования для зарубежных вендоров, а рынок тиражируемых исследований фактически заняли конкуренты. Впрочем, история аналитического направления «Алгоритма» — это один из парадоксов нашего рынка: хотя большинство российских компаний сами торгуют услугами, за информационные услуги они предпочитают не платить.

Вообще, быть вертикальным агентством в сфере ИТ непросто, ведь относительная узость рынка повышает риск взаимодействия с конкурирующими клиентами. Реорганизация направления маркетинга и консалтинга связана с потребностью сгладить эти противоречия. Маркетинговые агентства холдинга ориентируются на модель сервиса полного цикла, стараясь помогать клиентам и в планировании, и в подборе необходимых инструментов. «Нашим клиентам нужен именно такой маркетинг, — убеждена Елена Жуплатова. — Мы изначально ориентировались на западные компании, которые умеют работать с консалтинговыми агентствами».

За четыре года «Алгоритму» удалось убедить многие российские компании в эффективности маркетингового аутсорсинга. Кроме того, в последнее время среди клиентов увеличилась доля И-компаний, бизнес-схемы которых часто строятся с акцентом на рекламу и маркетинг именно средствами PR и которые осознали возможности И-рекламы для таргетинга. Наконец, в ANet обращаются малые и средние компании, которые не могут заказывать офлайновую рекламу.

Выделение выставочного бизнеса в компанию F2F также обусловлено объективными причинами — это направление в холдинге активно развивается. За последние два года холдинг входил в число организаторов ряда крупных мероприятий: «Электронный бизнес», «IT-Форум», «Интернет-шоу» и др. «10 лет назад у фирм был очень оптимистичный подход к выставкам, — считает Канн. — Сейчас же интерес к ним упал до нормального прагматичного уровня, и более необходимы стали специализированные выставки с четко очерченной аудиторией». Специализированные выставки — здравая эволюция маркетинга «Алгоритм Груп», стремящегося к созданию новых площадок. У F2F есть планы освоить узкие секторы ERP-систем, проектного бизнеса, а также смежные рынки. Так, холдинг совместно с PricewaterhouseCoopers и журналом Enterprise Partner намерен организовать серию отраслевых конференций под лозунгом эффективного управления предприятием на основе использования современных ИТ. Эти конференции будут ориентированы, с одной стороны, на первых лиц крупных предприятий, а с другой — на консалтинговые фирмы и потенциальных поставщиков таких систем. До сих пор не освоенный холдингом формат — теле- и радиовещание. Здесь «Алгоритм» намерен состыковывать поставщиков с потребителями в рамках передач по тематике ИТ.

Примечательно, что своих целей «Алгоритм» стремится достичь, как правило, в сотрудничестве с другими компаниями. Примером тому служит деятельность агентства xPress, реализующего концепцию «издание в издании» с рядом СМИ. Первым его партнером в 1999 г. стал журнал «Эксперт», позже — «Известия» и «Комсомольская правда». Схема взаимодействия здесь проста: xPress формирует концепцию рекламного, редакционного и других отделов, участвует в создании контента, а распространением, печатью и организацией целевой аудитории занимается партнер. Аналогичный подход практикуется в других отраслях. Так, АСС кооперируется с программистскими фирмами и системными интеграторами при создании И-магазинов для заказчиков, ANet сотрудничает в вопросах онлайн-рекламы с Интернет-изданиями, получая существенные скидки, а Algorithm Online успешно работает с отраслевыми СМИ, юридическими фирмами в рамках контентных проектов, которых у холдинга сегодня около 20. «Мы стремимся к сотрудничеству с лидерами в каждом сегменте рынка, объединяя их опыт и свое знание специфики ИТ-бизнеса», — говорит Александр Канн.