Пять лет назад, в 2007 г., одним из самых громких событий стало «дружественное слияние» консалтинговой группы «Борлас» и компании IBS, входящей в IBS Group, и создание объединенной компании IBS.
Как утверждают руководители обеих компаний, они хотели создать национального чемпиона в области системной интеграции и ИТ-услуг.
И к этому были предпосылки. По данным IDC, по итогам 2006 г. суммарная доля IBS и «Борлас» на российском рынке ИТ-услуг равнялась 7%, штат объединенной компании на тот момент составлял более 3,4 тыс. человек. И конечно, существовали совершенно иные, нежели сегодня, условия: ИТ-рынок рос очень быстро, многие компании строили «уходящие в небо» планы.
В 2008-й партнеры вошли уже объединенной компанией, и началась основная работа — организационные преобразования, решение непростых юридических вопросов, перестройка бэк-офиса и т. д. Председателем правления и генеральным директором был назначен Сергей Мацоцкий (ранее генеральный директор компании IBS), президентом — Алексей Ананьин (ранее президент группы «Борлас»). Оба руководителя настаивали, что их сделка, в отличие от большинства других на российском ИТ-рынке, приведет к реальному слиянию бизнеса компаний, и не скрывали, что сроки интеграции продиктованы выходом на IPO, запланированным на сентябрь 2008 г.
Но случился кризис... Пришлось срочно перестраиваться, чтобы во имя соблюдения грандиозных планов и сохранения каких-то внешних атрибутов «величия» не потерять реальный бизнес.
В середине 2009 г. рынок начал восстанавливаться, нужно было возвращаться к курсу на развитие. И тут, кажется, впервые появились противоречия. Сначала, скорее, тактические — по планируемым оргпреобразованиям, по развитию продуктовых линеек и отраслевых решений — не перераставшие в конфликты.
Но со временем «тактических», «непринципиальных» противоречий накопилось столько, что работать вместе стало неудобно.
И выяснилось: кризис привел к изменению стратегии IBS Group — стратегическим приоритетом для нее становится компания Luxoft, ее IPO и вообще позиционирование как крупной международной компании. Действительно, в 2008–2009 гг., когда ИТ-рынок в России резко упал, бизнес Luxoft рос очень быстро, сейчас в этой компании около 6 тыс. человек, и пределов роста, считают в IBS Group, пока не видно. Компания IBS и ее развитие при этом отходили на второй план.
Похоже, что для Алексея Ананьина это стало «последней каплей».
Летом 2011 г. он и Сергей Мацоцкий пришли к выводу, что нужно искать формулу «развода», который и состоялся вполне цивилизованно через полгода.
В середине 2012 г. IBS Group вернула себе полный контроль над компанией IBS, выкупив долю, принадлежавшую «Борлас».
Сегодня, оглядываясь назад, бывшие «супруги» признают некоторые свои ошибочные решения и промахи.
Сергей Мацоцкий говорит о недооценке многих аспектов, связанных с человеческими отношениями и психологией, и некоем начальном романтизме — компании слишком поторопились с самим процессом операционного слияния.
Алексей Ананьин, в частности, признает: несмотря на готовность руководителей обеих компаний идти навстречу друг другу в плане корпоративной культуры и то, что это движение изначально было, оказалось, что лозунги — одно, а конкретные люди с конкретными интересами и должностями — совсем другое.
Коллеги по рынку, комментируя «развод» IBS и «Борлас», в основном акцентируют внимание на несходстве корпоративных культур и личностей руководителей компаний.
Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, оговариваясь, что подробно в ситуации не разбирался и выводы делает исходя из общих соображений, считает: «Причиной раздела, скорее всего, стали какие-то нестыковки в подходах руководителей, которые в конце концов привели к решению, что эффективнее будет работать раздельно».
«Возможно, не срослись между собой две команды, были разные корпоративные культуры, разные диалоги. Здесь, скорее всего, сказалась конкуренция личностных характеристик руководителей. Немаловажным фактором послужило то, что наложился внешний фактор — кризис, бизнес пошел на спад и нужно было совместно решать кризисные вопросы», — считает Василий Васин, президент группы компаний R-Style.
Если бы не кризис... Алексей Ананьин и Сергей Мацоцкий и сегодня уверены: компания вышла бы на IPO и было бы все нормально. Да, оставались бы отдельные проблемы, противоречия, кто-то наверняка ушел бы, как бывает при любом слиянии. Но не случись кризиса — не было бы и разлада.
Александр Плитман