В настоящее время компания BenQ занимает второе место в мире (8% всего рынка) по производству ЖК-мониторов, уступая только лидеру рынка — Samsung.
Генри Пенг, сообщил, что сегодня объемы производства ЖК- и ЭЛТ-мониторов в компании практически равные. В 2001 г. BenQ выпустила 1,2 млн. шт. ЖК-мониторов, в 2002 г. эта цифра увеличится до 3 млн., а еще через год компания планирует довести выпуск до 4,5 млн. шт.
По оценкам BenQ, из 107 млн. мониторов, которые, как ожидается, будут проданы во всем мире в этом году, 28 млн. — это ЖК-устройства. При этом 30% из них поставляется в комплекте с ПК, а 70% идут в дистрибьюторский канал (где из этих 70% четверть попадает к пользователям, самостоятельно подбирающим монитор для своего ПК).
Общие тенденции в отрасли позволяют говорить об увеличении к 2006 г. производства ЖК-мониторов до 65 млн. Кстати, одновременно растет рынок телевизоров с ЖК-экраном.
Постепенно уходят с рынка 14-дюйм модели, лидерство удерживают сейчас 15-дюйм мониторы, однако их доля в общем объеме производства стабильно снижается — если в I квартале 2001 г. она составляла 81,2%, то в I квартале этого года — 79,6%, а в III квартале — уже 76,7%. А наиболее активно растущий сегмент — 17-дюйм модели: если в I квартале 2001 г. их доля в общем производстве ЖК-мониторов составляла 8,9%, то в III квартале 2002 г. — 18% (оценка). По прогнозам, в 2005 г. производство таких мониторов достигнет 15,4 млн. шт. в год, тогда как в 2001 г. эта цифра составляла всего 1,3 млн. шт.
Однако, по мнению Генри Пенга, в будущем место 17-дюйм мониторов должны занять модели с экраном 19 дюймов, что связано с технологическими особенностями производства ЖК-панелей. Как известно, заготовки ЖК-экранов «режутся» из стеклянных подложек. Увеличение площади подложки приводит к повышению эффективности производства — ведь чем больше размер стекла, тем больше процент выхода готовой продукции без дефектов. Кроме того, из подложки большего размера в силу обычных геометрических соотношений с большей эффективностью можно получать экраны других размеров. Появление подложек нового, большего размера влечет за собой очень серьезные изменения во всей индустрии ЖК-мониторов. В апреле этого года компании LG и Philips объединили усилия с целью создания первой фабрики пятого поколения для обработки стекол размером 1000 на 1200 мм. Из такой заготовки можно получить экраны для двенадцати 15-дюйм мониторов, что в 2 раза больше, чем из подложки предыдущего четвертого поколения. Компания AU Optronics, входящая в корпорацию BenQ, планирует открыть свое производство пятого поколения (подложки размером 1100ґ1250 мм) в апреле 2003 г. Из таких стекол будут изготавливаться экраны для мониторов размером 15, 17 и 20 дюймов. Отметим также, что у BenQ есть эксклюзивная договоренность о технологическом партнерстве с IBM в области производства подложек, что позволит уменьшить процент брака при нарезке из них экранов.
Меняется и картина распределения продаж ЖК-мониторов по регионам мира. Активно растет доля американского (I квартал 2001 г. — 19%, I квартал 2002 г. — 31%) и китайского (I квартал 2001 г. — 1%, I квартал 2002 г. — 5%) рынков. А вот доля продаж в Европе в процентном отношении за этот же период сократилась на 4%. Большие перспективы компании-производители видят на рынках Юго-Восточной Азии.
Если говорить о ситуации в канале продаж, то сейчас предложение ЖК-мониторов опережает спрос. В июне прошлого года наблюдалось существенное снижение цен, что привело к росту спроса. В I квартале этого года общий объем производства ЖК-мониторов составил 7 млн. шт., в то время как продажи в канале — 6 млн. Таким образом, суммарные остатки на складах достигли 1 млн. шт. Фирмам-производителям пришлось предпринимать шаги по стимулированию спроса.
Однако не только конъюнктурные предпосылки способствуют дальнейшему снижению цен на ЖК-мониторы и увеличению их доли на рынке. По мнению Генри Пенга, есть по крайней мере две другие важные причины. Первая — ввод в действие почти всеми производителями фабрик пятого поколения по производству ЖК-панелей, вторая — разработки, связанные с встраиванием в эти панели электронных компонентов. И розничные цены на ЖК-мониторы в Европе, похоже, это подтверждают — уже в I квартале 2003 г., как ожидается, 15-дюйм ЖК-монитор будет стоить около 300 евро.
По данным BenQ, большинство производимых компанией ЖК-мониторов (63%) в настоящее время идет в бизнес-сектор, остальные — к домашним пользователям. В бизнес-секторе 10% составляют профессиональные пользователи (дизайнеры, инженеры и т. п.), которые предъявляют к мониторам самые высокие требования. Для этого сегмента BenQ предлагает сегодня модели FP2081, FP971, FP882 и FP791. Для обычного офисного применения позиционируются FP557 и FP767.
Если говорить о домашних пользователях, то, как показывают маркетинговые исследования BenQ, больше половины из них ориентируются не на ценовые характеристики, а на видео- и аудиовозможности монитора, наличие дополнительных мультимедиа-функций и современный эксклюзивный дизайн. Таким пользователям BenQ предлагает линейку из четырех мониторов — FP581, FP591, FP781 и FP791. Для тех домашних пользователей, которым нужен просто недорогой ЖК-монитор, предназначены три модели — FP557, FP567 и FP767.
Несколько лет назад ряд вендоров ошибочно предполагали, что ЖК-мониторы будут вытеснять ЭЛТ-устройства достаточно активно и в ближайшие годы смогут практически полностью их заменить. Но, как показала практика, рынок ЭЛТ-мониторов по-прежнему достаточно велик. Более того, для крупных вендоров он становится более привлекательным именно сегодня — об этом говорят, в частности, в компании BenQ.
Почему? Дело в том, что существующие ЭЛТ-технологии можно считать морально устаревшими. В сегменте с более высокой ценой находятся ЖК-мониторы. Однако еще есть резервы для совершенствования технологий в области плоских ЭЛТ-мониторов. Но для работы в этом узком сегменте необходимы значительные производственные мощности и финансовые вложения. Таким образом, большинство мелких и средних производителей просто «вымывается» с рынка, а у крупных вендоров появляется возможность внедрять в этой области новые решения. BenQ собирается активно использовать эту ситуацию, считая недооценку рынка ЭЛТ-мониторов серьезным стратегическим просчетом своих конкурентов.
BenQ в России
Российское представительство компании BenQ работает с апреля этого года (см. CRN/RE № 8/2002), и планы по продвижению мониторов у компании уже есть. Задача эта достаточно сложная, если учесть, что сегодня на российском рынке работает более 20 вендоров, так что у BenQ немало серьезных конкурентов. Продажи ЖК-мониторов фактически начались только с июля.
Как и в других странах мира, для продвижения своего брэнда в России компания собирается сделать акцент на концепции «цифрового стиля жизни». Это предполагает, в частности, значительно большее внимание к дизайну продукции. По мнению BenQ, мониторы должны перестать быть частью ПК, необходимо позиционировать их как отдельное устройство (в будущем — беспроводное), с помощью которого можно работать с различными системами, а не только с компьютером. Например, монитор как «рамка» для цифрового фото, т. е. возможность без использования ПК работать с цифровыми камерами.
Доли ЖК- и ЭЛТ-мониторов в продажах BenQ на российском рынке пока равные, но, как отметил глава российского представительства, Юрий Студеникин, «не потому, что мы хорошо продаем ЖК, а потому что еще недостаточно хорошо продаем ЭЛТ». В этом году BenQ планирует войти в десятку лидеров российского рынка мониторов, а в сегменте ЖК-устройств — в число первых семи. Хотя начиная с прошлого года ЖК-мониторы перестали считаться в России эксклюзивной продукцией, они занимают, как считает Юрий Студеникин, лишь небольшую долю рынка. По его словам, все более интересным для компании становится и российский рынок ЭЛТ-мониторов. Тенденция ухода с этого рынка «слабых» вендоров характерна и для России, и в компании BenQ cчитают, что ей вполне по силам вступить в борьбу за лидерство с оставшимися крупными игроками. «ЭЛТ в России оказались очень жизнеспособным товаром, и теперь мы будем уделять им большее внимание», — говорят в российском представительстве BenQ.