Семинар собрал около 130 участников из многих регионов России, Украины, Белоруссии и стран Балтии.
Как отметил президент компании Максим Неишпапа, применяемая «Атлантик Компьютерс» схема бизнеса, которую специалисты называют «транзитной» (прямые отношения с реальными производителями), весьма привлекательна для партнеров, и именно такая схема позволила компании зарегистрировать в 2002 г. торговую марку MaxSelect и работать по OEM-соглашениям, в том числе и в рамках проекта по ноутбукам.
Выбрав поставщиков платформ (компании ESC (Alphator), Genicom, WinBook и др.), «Атлантик Компьютерс» предложила партнерам как готовые модели, так и возможность самостоятельной сборки (конфигурации можно выбирать). Как подчеркнул президент «Атлантик», одной из предпосылок для развертывания этого проекта стало снижение мировых цен на ЖК-панели.
На семинаре была представлена серия портативных компьютеров, в частности ранее обещанные модели Optima (базовые конфигурации стоят менее 1000 долл., процессор VIA C3 866 МГц, но возможен и вариант с Intel Pentium III/Celeron). Низкую стоимость этих моделей в «Атлантик Компьютерс» считают весьма важным фактором их успешного продвижения. Максим Неишпапа прямо заявил: «Мы не стыдимся имиджа «price killer» и того, что ломаем цену на рынке».
В одной из моделей — MaxSelect Mission 530 — предусмотрен мобильный процессор Athlon XP/Athlon 4, и это первая модель ноутбука российской марки с процессором AMD.
Выступая на семинаре, менеджер по маркетингу и продвижению продуктов представительства AMD Алексей Нечуятов подчеркнул: «Мы всего 7–8 месяцев работаем вместе, а уже проданы сотни ноутбуков на базе процессоров AMD». Он отметил также, что использование этих процессоров в портативных компьютерах растет во всем мире и только в России никто на это до сих пор не решался, поскольку присутствует «определенная идейная монополия». Рассказав о последнем поколении процессоров AMD, менеджер заявил, что сейчас компанию очень интересует российский корпоративный рынок: в представительстве надеются, что в течение трех лет на нем многое изменится. А главным инструментом для захвата рынка станет 64-разрядный процессор AMD для массового использования.
Как сообщили устроители семинара, по данным независимых источников, в настоящее время примерно половину российского рынка портативных компьютеров занимает техника RoverBook. Ноутбуки iRU (компания «НКА-Групп») и MaxSelect, возможно, изменят это положение. Как полагает менеджер проекта MaxSelect Олег Осинкин, новые подобные проекты в ближайшее время вряд ли появятся, так как «к осени завершилось распределение отношений с производителями платформ и заключены эксклюзивные договоры».
Низкую стоимость моделей Optima в «Атлантик Компьютерс» считают важным фактором их успешного продвижения.
По словам Олега Осинкина, сейчас у компании около 30 активно работающих дилеров, но в связи с ужесточением требований к партнерам в рамках проекта MaxSelect их, видимо, будет не более 20.
Судя по высказываниям ряда дилеров, гибкая ценовая политика дистрибьютора, его «транзитная схема», а также отсутствие жестких требований их очень устраивала. Некоторые питерские партнеры даже сообщили, что в последнее время отказались от сотрудничества с другими московскими поставщиками из-за их «все возрастающей заносчивости» и высоких цен.
Но предложив партнерам заняться сборкой и пообещав хорошую прибыль, «Атлантик Компьтерс» весьма ужесточила требования. Теперь в обмен на выгодные цены, маркетинговую поддержку и эксклюзивные права на сборку и продажу портативной техники MaxSelect в конкретном регионе партнеры должны предоставлять реальные планы закупок и авторизовать свои сервис-центры.
Но удаcтся ли организовать бесперебойную поставку комплектующих и обеспечить качество собираемых в регионах ПК?
Партнеры «Атлантик Компьютерс», в частности Алексей Лузин, руководитель компьютерного центра «Елайн» из Набережных Челнов, и Валерий Капинский, менеджер компании Jet Service (Минск), считают, что снижение качества и непрофессиональный сервис могут дискредитировать марку.
Правда, с точки зрения Олега Осинкина, сложности сборки портативных ПК из тех компонентов, которые предлагает его компания, сильно преувеличены, и риск минимален. А вот сервис компания намерена контролировать. Недаром в названии проекта фигурирует слово Select, т. е. «естественный отбор». Партнеров и так немного, и выживет сильнейший. А уж если выживет — и план предоставит, и сервис-центр сертифицирует и все станет делать как надо.
Определенные опасения региональные дилеры связывают с рынком подержанных портативных компьютеров, которые попадают в ту же ценовую нишу, что и ряд моделей MaxSelect.
Проблема твердого плана закупок пугает не всех. Так, Алексей Лузин полагает, что в его городе существует немалый рынок для недорогих ноутбуков. Другие, как, например, Валерий Капинский, все-таки опасаются, что план выполнить не смогут и поэтому не рассчитывают сразу на маркетинговые деньги, а готовы подождать и получить «к случаю». Скажем, для участия в выставке.
Тем не менее, пусть и с осторожностью, дилеры на предложения «Атлантик Компьютерс» соглашаются и надеются на успех.
* См. CRN/RE № 17/2002, с. 22 «Партнеры собирают ноутбуки».