Никакие другие компании в мире не сделали столько для языка Java, сколько Sun Microsystems и IBM. И Sun, и IBM убеждены, что Java и платформа J2EE послужат основой будущих вычислительных систем, и обе компании имеют далеко идущие стратегические планы создания программных продуктов.
Но почему же они кажутся настроенными столь враждебно друг другу?
В 1995 г., когда Sun представила язык Java, Sun и IBM были верными союзниками. Однако партнерские отношения стали разрушаться, когда Java начали использовать в сфере разработки Web-услуг, где сегодня Microsoft проталкивает свою платформу .Net. В связи с созданием Организации по обеспечению операционной совместимости Web-услуг (Web Services Interoperability Organization, WS-I) трения между бывшими союзниками усилились.
Организация WS-I была создана в феврале группой поставщиков во главе с Microsoft и IBM с целью поддержки разработок открытых многоплатформных Web-услуг. В число членов организации вошли ведущие компании отрасли — Oracle, Hewlett-Packard, Intel, Cisco Systems, SAP, BEA Systems и Accenture. Исключением стала Sun. Она возмущена, что ее не пригласили в число учредителей. Но IBM и Microsoft утверждают, что Sun предлагали стать учредителем WS-I.
По словам наблюдателей в отрасли, несколько месяцев назад IBM предложила расширить правление WS-I, очевидно, имея в виду Sun. Однако в мае в ходе рассмотрения дела о нарушении Microsoft антимонопольного законодательства появилось сообщение, отправленное по электронной почте главой Microsoft Биллом Гейтсом, в котором он соглашался одобрить вступление Microsoft в WS-I при условии, что Sun не будет участвовать в создании этой организации. Тогда же некий представитель Sun заявил, что у него есть доказательства, свидетельствующие о сговоре Microsoft и IBM против участия Sun в учреждении WS-I и желании этих компаний отстранить Sun от разработок Web-услуг.
«Мы предлагали Sun подумать о создании общеотраслевой организации по разработке открытых стандартов для Java», — Стив Миллз, IBM.
С тех пор Sun заняла выжидательную позицию в отношении вступления в WS-I.
«Хочу ли я, чтобы мы работали совместно и наша работа была более продуктивной?
Безусловно, — заявил Джонатан Шварц, исполнительный вице-президент Sun Microsystems по программным продуктам. — Но IBM решила пойти вместе с Microsoft. Если рынку нужно, чтобы Sun была на одной стороне, а союз IBM и Microsoft — на другой, значит, так и будет».
Недоразумения с членством в WS-I — это продолжение двухлетней борьбы против монополии Sun в вопросах лицензирования J2EE. IBM и другие заинтересованные в Java компании не могут смириться с жесткой хваткой Sun, которая не позволяет им контролировать стандарт Java. Однажды представители IBM открыто заявили, что намерены «отстранить Sun от Java».
В недавнем интервью главный управляющий Microsoft Стив Баллмер заметил, что Sun перестала быть опасным конкурентом, тогда как IBM является серьезным игроком на этом поле, а Java остается основой Web-услуг.
«Sun — всего лишь разработчик решений на базе Java для предприятий, и притом не лучший. IBM делает это лучше», — сказал Баллмер.
Как бы в подтверждение этого в начале августа Microsoft и IBM объединились с ВЕА и предложили три новые спецификации в сфере Web-услуг: BPEL, WS-Coordination и WS-Transaction. Sun не знала о работе над этими спецификациями. BPEL объединяет технологию WSFL корпорации IBM с технологией XLANG корпорации Microsoft. Союз IBM и Microsoft играет ведущую роль и в разработке ряда спецификаций на Web-услуги, включая стандарт UDDI и системы обеспечения безопасности в Web.
«Если рынок хочет, чтобы Sun была на одной стороне, а союз IBM и Microsoft — на другой, значит, так и будет», — Джонатан Шварц, Sun.
Однако, по словам Шварца, Sun намерена потеснить IBM с позиций ведущего разработчика ПО на базе Java. Шварц говорит, что IBM использует Java для проталкивания собственных планов, о чем свидетельствует ее тесное сотрудничество с Microsoft.
«За последние годы IBM ясно показала, что она не заинтересована в установлении стандартов языка Javа. Она стремится продвигать собственные стандарты, — говорит Шварц. — По моему мнению, в союзе с Microsoft IBM хочет навязать всему миру свое межплатформное ПО, охватить рынок сетью своего подразделения услуг IBM Global Services и заставить всех платить ей за патенты, созданные с использованием стандартов, за которые не должны взиматься лицензионные платежи».
Представители IBM отвечают, что за семь лет со времени выпуска Java в их компании над этим языком работало больше людей, чем в любой другой фирме, включая Sun. Старший вице-президент IBM Стив Миллз, возглавляющий группу разработки ПО IBM Software Group, сообщил, что из 37 тыс. работников этой группы от 10 до 15 тыс. заняты работой в области Java.
«Java — это замечательная платформа и важное направление в работе IBM. Мы не скрываем, что предлагали Sun подумать о создании общеотраслевой организации по разработке открытых стандартов для Java», — сказал Миллз. В итоге это позволило бы Sun сэкономить время и деньги, необходимые для поддержания Java на требуемом уровне, добавил он.
Скотт Хебнер, директор IBM по маркетингу серверов WebSphere, говорит, что его фирма будет продолжать работать с Sun и развивать Java вместе с платформой .Net в качестве основы для построения Web-услуг. «Мы стоим за стратегию собирания. Мы выше драки из-за стандартов», — подчеркнул Хебнер.
В целом реселлеры, похоже, довольно спокойно восприняли конфликт вокруг Java.
Однако некоторых из них все же тревожат трения между разработчиками Java и неразбериха с Web-стандартами в целом, так как разработка Web-услуг полностью зависит от операционной совместимости различных продуктов и от усилий таких организаций, как WS-I. Менеджер компании MSI Systems Integrators по консультативным услугам Джейсон Блэк заявляет, что он очень внимательно наблюдает за отношениями, складывающимися у партнеров по Java.
«Мы привязаны к IBM. Поэтому, если в прессе появляются какие-либо сведения, мы тотчас звоним в IBM, чтобы узнать, что происходит, так как знаем, что наши клиенты будут нас расспрашивать», — говорит Блэк.
Реселлеры Sun также следят за событиями вокруг Java. Вице-президент компании Navidec по продажам и маркетингу Дэвид Чао сказал, что смена поставщиков грозит потерей инвестиций Navidec в технологическую сферу, а трения между поставщиками в условиях нынешнего рынка не могут принести ничего хорошего.
Большинство обозревателей отрасли считают, что Java имеет принципиальное значение для Sun, и та должна раз и навсегда подтвердить серьезность своих намерений в отношении Java, тем более что неудачи сетевых компаний и застой в экономике заметно пошатнули рынок серверов, составляющих основную статью ее доходов. Sun еще не стала мощным игроком в области серверов Java-приложений, а доля ПО в ее бизнесе невелика.
Некоторые партнеры Sun считают, что та не получила от своих программных продуктов все, что могла. «Sun должна сосредоточиться на ПО, которое может обеспечить более высокие доходы», — считает Чао.
По мнению Грейда Кранка, исполнительного вице-президента компании Central Data, основной причиной небольшого пока успеха Java-программ Sun является плохой маркетинг, а не недостатки этих программ. «Маркетинг Sun считается одним из худших в отрасли. Система Sun ONE — хорошая вещь, но сколько людей о ней слышали?» — спрашивает Кранк.
Заявления председателя правления и главного управляющего Sun Скотта Макнили о том, что ПО является неотъемлемым компонентом оборудования, мало помогли маркетинговым усилиям Sun в области ПО. Однако в этом году вендор предпринял ряд мер, которые должны убедить рынок в серьезности его намерений продвигать программную продукцию. В марте Sun получила полный контроль над разработчиком ПО фирмой iPlanet и переименовала ее межплатформное ПО iPlanet в Sun ONE. В июле руководство подразделением программных продуктов Sun возглавил Шварц, цель которого — сделать из Sun успешную компанию в области разработки ПО на базе Java.
С тех пор «Шварц и Ко.» делают все возможное для маркетинга Sun ONE, стараясь выглядеть мощным конкурентом лидерам отрасли — BEA и IBM. Однако в июльском сообщении о результатах работы Sun в IV квартале Скотт Макнили определил межплатформное ПО лишь как набор функций более широкой системы, а не как самостоятельный продукт.
«Sun активно проталкивает Sun ONE. Но я не думаю, что фирма добьется успеха. BEA и IBM все еще контролируют этот рынок», — сказал региональный менеджер компании PDC Solutions по продажам Пол Уилсон.
Майк Лэндри, директор по техническим услугам реселлерской компании Burntsand, тоже сомневается, что Sun сможет успешно продавать ПО на базе Java. «Я не думаю, что они смогут составить другим лидерам серьезную конкуренцию», — утверждает Лэндри.
Однако Шварц уверен, что Sun добьется успеха в области ПО. Он напомнил, что IBM добилась лидерства благодаря размещению своего межплатформного Java-ПО на ОС Solaris. Теперь, по словам Шварца, чтобы превзойти IBM, Sun планирует увеличить продажи ОС Solaris 9, которая содержит встроенный сервер приложений Sun ONE и сервер каталогов, а также бесплатную версию своего J2EE-сервера приложений на различных платформах.
«IBM обошла Sun на рынке серверов приложений, но самый ходовой сервер работает под управлением ОС Solaris, — напомнил Шварц. — Ко мне постоянно обращаются клиенты и сообщают, что они договариваются с IBM о покупке ее продукции и просят меня прислать людей, которые подробно ознакомили бы их с нашей ОС. Я уверен, что мы знаем операционную среду Solaris лучше всех, и мы рассчитываем превзойти IBM в ближайшие два-три года».
Осталась за бортом?
Ядро организации WS-I составляют высокотехнологичные компании. Однако Sun, создавшей язык Java, среди них нет. Список основных членов WS-I:
Accenture
BEA Systems
Cisco Systems
EDS
Groove Networks
Hewlett-Packard
Hitachi
IBM
Intel
Jamcracker
Loudcloud
Mercator
Microsoft
Onyx Software
Oracle
Plumtree Software
Portera
Rational Software
SAP
Silverstream (теперь в составе Novell)
Sybase
Tibco
Unisys
Verisign
Vignette
WebMethods