Сегмент широкоформатных устройств печати, пожалуй, один из самых диверсифицированных на рынке периферийного оборудования как по используемым технологиям, так и по кругу охватываемых задач.

Всю сферу применения широкоформатных печатающих устройств можно разделить на две области: САПР/ГИС и Graphic Arts. Причем создается впечатление, что вторая область применения необъятна, по крайней мере очертить ее границы непросто: это может быть изготовление рекламных материалов (от схематичных изображений до фотографий), используемых как внутри помещений, так и на улицах, оформление домашнего или рабочего интерьера (например, шторы или обои с рисунком под заказ), допечатная подготовка изданий, копирование картин (с сохранением рельефности изображения), «экзотическая» печать (пищевыми чернилами на съедобной бумаге) и т. д.

В сегменте широкоформатной печати пока преобладают струйные устройства. Лазерные широкоформатные принтеры стоят все еще существенно дороже и не имеют массового распространения.

По мнению большинства игроков на рынке широкоформатной печати (как поставщиков, так и их партнеров), сегмент Graphic Arts в России стремительно развивается. «Цены падают, при этом аппараты становятся все более совершенными, — отмечает Андрей Лыгун, менеджер по широкоформатным устройствам печати московского представительства Epson. — Если пару лет назад некая модель плоттера стоила N тыс. долл., то аппарат, пришедший ей на замену, значительно лучший по качеству и более производительный, стоит почти в полтора раза дешевле».

А если цены (в том числе стоимость отпечатка) снижаются, качество повышается и аппараты могут выполнять все новые задачи, то неудивительно, что современные плоттеры завоевывают и новых потребителей. Теперь их приобретают не только крупные организации, но и компании среднего и малого бизнеса. Бывает, что широкоформатные принтеры покупают домой (home office). «Благодаря новым возможностям современных моделей плоттеров круг пользователей неизменно возрастает даже в тех сегментах рынка, в которых мы давно работаем. Так, например, впечатляющие возможности полноцветной печати на плоттерах для традиционных САПР-приложений незамедлительно оказались востребованными строительными и проектными организациями для изготовления широкоформатных полноцветных изображений», — говорит Игорь Парамонов, заместитель директора по маркетингу «ЛИР консалтинг».

На рынке появляется все больше и больше моделей, предназначенных для решения задач в области Graphic Arts. Однако и рынок плоттеров для линейной графики в России еще не насыщен. Несмотря на то что в области САПР идет постепенный переход к электронному документообороту, при котором потребность в плоттерах в будущем будет сокращаться, еще много предприятий, которые либо работают «по старинке», либо только начинают переход на электронный документооборот. «Процесс автоматизации производства идет все активнее, специализированное ПО позволяет теперь не только делать чертежи и схемы в электронном виде, но также с помощью вычислительных сетей осуществлять их передачу на следующие этапы технологического цикла, в некоторых случаях вплоть до подачи конечного задания на станок, исключая ручной труд. Это уменьшает количество циркулирующих внутри предприятия бумажных документов. Однако в России пока еще никто не отменял ЕСКД, которая требует наличия комплекта бумажной документации к изделиям», — объясняют специалисты КБ одного из московских предприятий.

Компания Epson традиционно чувствует себя сильнейшей в сегменте Graphic Arts, особенно в той его части, которая касается фотографии и цветной графики, однако она старается увеличить свое присутствие и в сегменте САПР/ГИС, предлагая более специализированные плоттеры. «Среди наших покупателей все больше клиентов с рынка САПР; если его разбить на системы для машиностроения и картографии, то более уверенно мы чувствуем себя в области картографии», — говорит Андрей Лыгун.

По мнению Анны Береславской, руководителя отдела маркетинга продукции «Ксерокс (Россия и СНГ)», в России наиболее активно растет рынок САПР. В этом сегменте Xerox работает давно, здесь компания — один из лидеров, активно продвигающих инженерные цифровые системы. По мнению вендора, в прошлом году стал заметно расти также рынок ГИС, особенно если говорить о высокопроизводительных системах.

Относительно недавно на рынок САПР/ГИС вышла компания Canon. «Наши плоттеры, безусловно, справляются с задачами для САПР и ГИС, у них высокие показатели точности: ошибка вычерчивания всего 0,1%», — заявляет Юрий Меркулов, менеджер по работе с дилерами представительства Canon.

В то же время плоттеры Canon пока имеют максимальный формат лишь А0, поэтому он считает не совсем корректным говорить, что Canon играет и на рынке Graphic Arts, хотя ее аппараты «отлично подходят, например, для печати постеров для внутреннего интерьера».

Вендоры, работающие на рынке САПР/ГИС или только выходящие на него, знают, что в этом сегменте у них есть серьезнейший конкурент — HP. «Выходя на этот рынок и имея точно выверенную ценовую политику, мы надеемся, что плоттеры Canon будут более привлекательными, чем аналогичные аппараты НР, и что мы сможем отвоевать значительный кусок рынка, хотя это и не просто», — делится планами Меркулов.

Компания НР, традиционно занимающая лидирующие позиции на рынке САПР/ГИС, сейчас активно выходит и на рынок Graphic Arts. «Мы движемся в сторону Graphic Arts и будем агрессивно работать в этом направлении, предлагая новые решения для графического рынка и продукцию с более широкими возможностями», — заявляет Наталья Дегтярева, менеджер по развитию решений в области широкоформатной печати представительства НР.

«Graphic Arts — это более прибыльный сегмент рынка», — считает Игорь Парамонов, поскольку применяемые здесь плоттеры обычно дороже аппаратов, предназначенных для САПР.

Чтобы наращивать продажи плоттеров, необходимо обеспечить их сервисное обслуживание. «Это серьезная техника, она требует специального обучения», — подчеркивает Андрей Лыгун. У «больших» компаний — Canon, Epson, НР и Xerox, давно работающих на рынке печати, в России уже созданы разветвленные сервисные сети, и приобретая плоттер этих поставщиков, пользователь может быть уверен, что и он всегда сможет его починить. Да и продавец такой техники спокоен. В случае когда вендор не имеет собственной (фирменной) сервисной сети, вся ответственность по ремонту ложится на местных партнеров.

«У нас, пожалуй, один из самых мощных в России сервисных центров, специализирующихся на обслуживании широкоформатных периферийных устройств», — отмечает Игорь Парамонов (компания «ЛИР консалтинг», в которой он работает, — эксклюзивный дистрибьютор плоттеров Encad и Mutoh). По его мнению, один из важных вопросов, которым задается пользователь при покупке аппарата, — это его поддержание в работоспособном состоянии. «Мы обеспечиваем не только гарантийное обслуживание, но и предлагаем расширенную гарантию, которая включает и диагностику, и профилактические работы, и ремонт», — подчеркивает он.

Что же касается перспектив развития рынка широкоформатной печати в России на ближайшие год-полтора, то, по мнению ведущих игроков, он будет и далее расти, причем особенно стремительно в сегменте Graphic Arts. Рынок массовой широкоформатной печати привлечет новых игроков, и там развернется нешуточная конкурентная борьба. Себестоимость струйной полноцветной печати будет постепенно снижаться. Не исключены и технологические новинки, хотя, как считают некоторые, качество печати вряд ли улучшится.