Редакция CRN/RE в очередной, то есть уже третий, раз проводит конкурс наиболее интересных региональных проектов. Опыт прошлых лет показал, что система поиска сверху, по рекомендациям вендоров, оказалась недостаточно эффективной. У вендоров не всегда находилось время (или желание?) найти и предоставить нам информацию о проектах своих региональных партнеров, и в результате много интересных разработок оставалось вне нашего обзора.
В этом году редакция забросила более широкий «невод»: объявление о конкурсе дважды публиковалось на страницах CRN/RE, а также было разослано по электронной почте примерно 150 компаниям, участвовавшим в предварительном этапе другого нашего конкурса — «25 лучших региональных ИТ-компаний», который редакция проводила весной этого года. И конечно же мы вновь обратились за помощью к ведущим вендорам.
В результате было получено несколько десятков заявок с описаниями самых различных проектов. Наиболее интересными из них нам показались четыре проекта, которые кратко описаны ниже, один проект мы решили отметить «вне конкурса».
Отдельно хотелось бы сказать о тех работах, которые еще не завершены, — среди них есть действительно масштабные и интересные, например осуществляемый компанией «Аспект СПб» проект по созданию инженерных сетей и систем для комплекса зданий арбитражного суда в Вятке. Тем не менее эти проекты не удовлетворяют одному из критериев нашего конкурса — проект либо его самые важные этапы должны быть завершены.
По условиям конкурса не могли выйти в число победителей проекты, которые региональные фирмы выполняли как субподрядчики столичных компаний.
Особо хотелось бы отметить, что некоторые из проектов представляют собой решения, которые предположительно должны стать отраслевыми и тиражироваться в других регионах России. А отдельные проекты региональные ИТ-компании выполняли за пределами нашей страны, в ближнем зарубежье.
НЭТА (Новосибирск)
Проект: Система платежей по пластиковым карточкам для обогатительной фабрики АК «Алроса»
Фабрика N 16 АК «Алроса» на месторождении Нактынское поле в Якутии — самое большое предприятие по добыче алмазов в Евразии, находится в 500 км от ближайшего населенного пункта, в штатном режиме на ней работают 1000 человек. По заказу АК «Алроса» компания НЭТА спроектировала и реализовала систему платежей по пластиковым карточкам для фабрики и поселка вахтовиков.
Разработка проекта и выбор оборудования осуществлялись совместно с партнером (МАК-банк) и Управлением связи АК «Алроса».
Связь с отделением банка в Мирном осуществляется по спутниковому каналу. В Нактыне установлен сервер авторизации, с которым и работают все терминалы, а уже он обменивается информацией с Мирным. Для связи разбросанных по поселку терминалов с сервером используются два варианта: беспроводные телефонные линии и радиомодемы.
Установленная система (в ней применены коммутаторы Nortel Networks, маршрутизаторы Cisco Systems, модемы ZyXEL, кабельные модемы «Натекс», радиомодемы, система транкинговой связи) позволяет добавлять и новые терминалы для пластиковых карточек — вплоть до 64 точек.
Сейчас проект завершен, и система введена в эксплуатацию. Она позволила отказаться от перевозки наличных денег и ведения громоздкого бухучета, ускорить проведение платежей и вести их реестр в электронном виде. Пластиковые «кошельки» для «Алросы» — не только удобный способ взаиморасчетов с персоналом, но и серьезный барьер на пути неконтролируемой торговли алкоголем в поселке.
Для компании НЭТА проект был особенно интересен тем, что пришлось использовать одновременно несколько сред передачи данных, а эта ситуация встретилась ее специалистам впервые.
ICL-КПО ВС (Казань)
Проект: Единая государственная ИС по недвижимому имуществу в Республике Татарстан
Заказчиком проекта выступало Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан. Проект выполнялся в результате победы в открытом конкурсе в 2002 г. и был завершен в мае 2004 г.
ИС состоит из трех контуров — источники информации, внутренний и внешний порталы. Система позволяет интегрировать данные нескольких республиканских ведомств. Внутренний портал предназначен для обеспечения доступа и комплексного анализа интегрированных данных о госсобственности, доступ к нему предоставляется госорганам в защищенном режиме. Также этот портал позволяет работать с электронными картами (кадастровые карты районов и реестры).
С внешним порталом имеют возможность работать и участники рынка недвижимости, и население: они могут публиковать данные об объектах недвижимости с целью продажи или сдачи в аренду, размещать рекламу, вести поиск информации, относящейся к недвижимости. Работает электронная торговая площадка.
ICL-КПО ВС был выполнен весь цикл работ — предпроектное обследование, проектирование, внедрение систем Oracle 9i AS и Oracle 9i Portal, создание телекоммуникационного узла доступа и системы защиты информации, поддержка и системное администрирование системы. Результатом проекта стала технологическая платформа для создания комплексных ИС и интеграции информационных ресурсов органов государственного управления (на базе Oracle Application Server).
В рамках развития внедренной системы ожидается загрузка в нее результатов дополнительной инвентаризации объектов недвижимости, увеличение числа участников и расширение функционала подсистемы аналитической обработки информации.
ТИССА (Казань)
Проект: Внедрение комплексной интегрированной ИС управления на энергетических предприятиях Республики
Татарстан на базе «Парус 8.хх для Windows», клиент-серверное решение с применением СУБД Oracle
Энергосистема Татарстана состоит из 26 различных по видам деятельности предприятий, расположенных в разных городах республики. Заказчиком проекта выступило ОАО «Татэнерго». Основные решаемые задачи — консолидация информационных потоков по управлению холдингом, упорядочение данных управления и внедрение системы единого документооборота.
Проект осуществлялся поэтапно. В течение 2001—2002 гг. на предприятиях энергосистемы была установлена система бухучета, подготовлена и загружена в словари справочная информация, разработаны макеты системы под особенности работы отдельных предприятий, обучены пользователи. На этом этапе было освоено 600 тыс. долл. (общая стоимость проекта составила 1 млн. долл.).
После успешных испытаний системы в 2003—2004 гг. начался следующий этап — внедрение задач учета заработной платы, управления кадрами, оперативного учета ТМЦ, учета затрат и калькуляции себестоимости, финансового учета и бюджетирования на различных уровнях управления. В первом полугодии 2004 г. были сданы в опытную эксплуатацию на пилотных предприятиях модули «Расчет заработной платы», «Учет персонала и штатное расписание» и часть задач по модулю «Управление финансами»; работы по остальным модулям завершаются в IV квартале 2004 г.
По мере сдачи решений по пилотным предприятиям они тиражируются на остальные предприятия «Татэнерго». Параллельно разрабатывается технология переноса данных из существующих на предприятиях программных комплексов.
В дальнейшем планируется внедрение новых модулей — управления собственностью, ремонтами, капитальным строительством, модуля поддержки и принятия управленческих решений.
По оценке компании ТИССА, по своим масштабам этот проект не имеет аналогов в энергетической отрасли страны. Было закуплено более 1000 лицензий системы «Парус», с декабря 2002 г. по сентябрь 2004 г. обучено более 1000 специалистов-энергетиков и более 300 специалистов ИТ-отделов заказчика. Результаты проекта оформляются в специализированное отраслевое решение.
«Форт Диалог» (Набережные Челны)
Проект: Сквозная система проектирования и изготовления новых изделий «Сквозная цепочка САПР»
Заказчиком проекта является ОАО КамАЗ. Руководство предприятия приняло решение внедрить единую для всех подразделений CAD\CAM\CAE-систему, которая позволит создать сквозную цепочку проектирования и изготовления законченного изделия на базе цифровых данных. В проекте участвуют все основные предприятия группы КамАЗ — литейный, кузнечный, дизельный, прессово-рамный заводы, завод микролитражных автомобилей и другие. Применение такой системы даст возможность производить грузовики по индивидуальным заказам в условиях серийного производства, что повысит конкурентоспособность предприятия. Внедрение системы позволит объединить все конструкторские и технические подразделения в единое информационное пространство, заменить значительную часть физических испытаний испытаниями на виртуальных стендах, сократить сроки постановки продукции на конвейер. Ядром единого инженерно-технического комплекса является CAD\CAM\CAE-система Unigraphics NX-2, периферийными элементами — рабочие места, оснащенные средствами трехмерного моделирования на базе системы Solid Edge. Весь этот комплекс будет связан с уже имеющимися на заводах обрабатывающими центрами.
К настоящему времени завершен второй этап проекта — обучены более 260 специалистов ОАО КАМАЗ (соисполнитель — компания UGS PLM Solutions). Первым этапом была поставка компьютерной техники и систем Unigraphics NX-2 и Solid Edge для всех подразделений заказчика. Сейчас идет этап внедрения систем Unigraphics NX и Solid Edge в эксплуатацию: утверждено 12 пилотных проектов по конкретным производственным задачам: новая кабина, мост, самосвал и т. п., которые будут выполняться с использованием новой технологии 3D-моделирования.
Проект «Сквозная цепочка САПР» является первой частью долговременного плана создания глобальной PLM-системы КамАЗа, следующая часть — система «Позаказное производство».
***
Кроме того, редакция отметила проект компании «СахИнфо» из Южно-Сахалинска по созданию структурированной кабельной системы (СКС) в здании администрации Сахалинской области. Для Сахалина это достаточно крупный проект.
Компанией была спроектирована и установлена СКС в составе 1034 портов категории 5е, 6 портов категории 6, двух коммуникационных кабинетов, объединенных телефонной магистралью категории 3 и волоконно-оптической магистралью. Проведены пуско-наладочные работы и тестирование СКС по стандарту ISO/IEC 11801, установлено активное оборудование ЛВС на 517 рабочих мест (коммутаторы 3Com и ИБП компании ИНЭЛТ), а также станция мониторинга и управления ЛВС на базе ПО Observer Suite 8.3 компании Network Instruments. Общая стоимость оборудования более 2,9 млн. рублей, стоимость выполненных работ более 1 млн. рублей.