Безусловно, за эту пятилетку на российском ИТ-рынке произошли кардинальные изменения. И основное, о чем хочется сказать, это — масштаб самого рынка. За пять лет объем ИТ-бизнеса в нашей стране вырос настолько, что Россия уверенно вошла в пятерку крупнейших ИТ-рынков Европы. Если говорить о перспективе, то в ближайшие пять-семь лет Россия выйдет на третье место, отставая только от Англии и Германии. Принципиально выросли объемы бизнеса крупных российских ИТ-компаний: они стали сопоставимы с показателями европейских коллег, т. е. отличаются уже не на порядки, а максимум в два-четыре раза.
Главное изменение, произошедшее в канале продажи ИТ-оборудования, — появление крупных ретейловых сетей федерального масштаба. Это явление можно считать следствием описанного выше процесса. А в результате этого произошло «вымывание» из канала «мелкой розницы», особенно это заметно в регионах.
Другое позитивное изменение — специализация компаний. Все больше игроков на рынке (а не только первая пятерка в сфере системной интеграции) осознает значимость компетенций для устойчивости и развития бизнеса.
На рынке дистрибуции произошло перераспределение ролей. Некоторые крупные широкопрофильные дистрибьюторы, которые были заметными игроками в 2003 г., ушли в нишу. Другим, несмотря на предпринимаемые попытки, так и не удалось выйти из ниши. На рынке широкопрофильной дистрибуции (у тех, кто остался на этом поле) в настоящий момент можно наблюдать две встречные тенденции: традиционные А-brand дистрибьюторы стремятся на рынок вольюмных продуктов: мониторы, ноутбуки, компоненты. Традиционные игроки вольюмных продуктов, специализирующиеся на дистрибуции компонентов и широкого спектра продукции азиатских производителей, хотят выйти на рынок А-brand дистрибуции. «Первые» более успешны, «вторые» — менее: сказывается то, что необходимые компетенции и «ценности» (value) невозможно приобрести в один момент. На развитие этого направления компании нужно потратить годы. Однако никто из A-brand дистрибьюторов пока не стал «первой скрипкой» на рынке вольюмных продуктов.
В дистрибьюторском сегменте рынка не произошли те кардинальные изменения, о которых говорили в своих прогнозах некоторые аналитики. Например, в нашей стране до сих пор не появилось ни одного крупного западного дистрибьютора. Конкуренция осталась на прежнем уровне. Меняются игроки, меняется расклад сил, меняются методы, а уровень и суть остаются. Несмотря на муссирование темы о судьбе российской ИТ-дистрибуции некоторое время назад, это звено в цепочке поставок не «умерло», скорее наоборот. Доля продаж ИТ-продукции через дистрибьюторский канал постоянно растет. За пять прошедших лет, вопреки некоторым прогнозам, не «исчезла со сцены» и субдистрибуция. Хотя, похоже, ее роль в цепочке продаж, а также ее доля рынка снизились.
Важным явлением стало создание ОПКТ. Общие для рынка вопросы (включая проблему защиту собственности от рейдерских атак) его игроки стали решать сообща.
Не останется незамеченной и совсем «свежая» тенденция — постепенный переход крупнейших производителей ИТ-продукции на условия работы DDP и DDU.
Наша компания следовала требованиям рынка. Но наша политика работы не изменилась. OCS никогда не работала ни с кем, кроме партнеров-дилеров, и по-прежнему поддерживает «чистоту» бизнес-схемы. Мы прилагаем много усилий для того, чтобы сохранить лояльность партнерской сети. Мы предлагаем партнерам различные сервисы, которые могли бы учесть их особенности: как специализацию, так и индивидуальные «запросы». А поскольку OCS — широкопрофильный дистрибьютор, работающий с компаниями из разных сегментов рынка, это — весьма непростая задача. Наша цель — быть максимально удобным дистрибьютором для всех: для интеграторов, розницы, нишевых компаний и т. д. Для этого мы развиваем в том числе и специализированные структуры внутри компании.