На протяжении пяти лет российский ИТ-рынок демонстрировал устойчивый рост. Стабильное ежегодное увеличение объема рынка на 25% позволяет говорить о том, что его насыщение еще не наступило, и с оптимизмом смотреть на ближайшую пятилетку.
Если говорить о перспективах, то хотелось бы отметить темпы роста корпоративных заказов, которые опережают показатели потребительского рынка. Это связано не только с развитием крупных компаний, но и с неудовлетворенным спросом на услуги качественных процессинговых и логистических центров и т. п. Исходя из этого можно предположить, что ближайшие пять лет пройдут под знаком увеличения потребности в аутсорсинговых услугах.
Пожалуй, одно из самых значимых явлений отечественного рынка в последние пять лет — многократное увеличение доли розничных сетей в объемах продаж потребительских ИТ-товаров. В ближайшем будущем рост доли этих игроков в общем обороте рынка хотя и замедлится, но не остановится. С чем будет связано падение темпов? Скорее всего, со снижением эффективности работы федеральных сетей из-за укрупнения их структуры.
В последние два года наметилась явная тенденция к легализации ИТ-бизнеса и его налоговой «прозрачности». Радует то, что большинство участников рынка не только принимают эти процессы, но и считают их необходимыми.
Что происходило непосредственно на рынке дистрибуции? Думаю, все понимают, что конкуренция в этом сегменте, скорее всего, будет только возрастать. Единственное, на что можно рассчитывать, — на установление общедоступных и равных правил для всех игроков рынка.
На мой взгляд, российская дистрибуция развивается по общемировым правилам. Правда, как и в любой стране, у нас есть свои «особенности», связанные с экономическими, географическими и политическими отличиями. И если принять их во внимание, то станет понятно, что «российский» путь развития практически не отличается от пути развития других стран.
Например, для нас, как для вендора, основа канала сбыта — наши дистрибьюторы. Мы и в дальнейшем планируем делать ставку именно на них. Исходя из опыта работы других производителей компьютерного оборудования мы считаем, что сейчас оптимальное число партнеров первого уровня для вендора, работающего в России, — от четырех до семи компаний. Сейчас у Powercom подписано пять дистрибьюторских контрактов в европейской части России и один на Дальнем Востоке. Такая структура нашего канала позволяет сохранять высокий уровень маржи, а следовательно, и лояльность канала.