На мой взгляд, за прошедшие пять лет на российском ИТ-рынке произошли три важных изменения.
Во-первых, в области корпоративных поставок: явно чувствовалось желание государства сделать более прозрачной систему закупок для собственных нужд. Это привело к принятию Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». А если учесть, что объем государственных закупок в России очень велик, то становится понятно, почему принятие этого закона естественным образом повлияло как на систему работы с государственными учреждениями, так и на перераспределение долей на этом рынке, принадлежавших разным его игрокам.
Во-вторых, эта пятилетка стала значимой для компаний, работающих на розничном рынке. Конвергенция компьютерной и бытовой техники привела к бурному росту продаж исконно компьютерного оборудования через сети, занимавшиеся ранее реализацией бытовой техники. А как следствие, компьютерным компаниям пришлось задуматься над изменением форматов своих магазинов. Так, например, в 2003 г. практически никто из них не применял «открытую» выкладку товара. А сейчас это стало почти нормой в работе на розничном рынке.
Ну и конечно же нельзя не упомянуть об изменениях, произошедших на рынке дистрибуции. Основным событием можно считать создание некоторыми вендорами собственных складов на территории России. В перспективе это может серьезно повлиять на перераспределение функций отечественных дистрибьюторов.
Но если говорить в целом о ситуации, сложившейся за эти пять лет, то мне кажется, что российская дистрибуция развивается по общемировым правилам и законам. Основное отличие нашего рынка — отсутствие ведущих мировых дистрибьюторов. И связано это в первую очередь с известными сложностями процесса растаможивания товаров.
Что же касается нашей компании, никаких глобальных изменений в работе с поставщиками у нас не произошло.. И тем не менее хотелось бы отметить некоторые тенденции. Видна более четкая специализация дистрибьюторов, а вендоры стали активнее работать на рынке. Нам важнее возможность взаимодействия с вендором как по конкретным сделкам, так и по совместным мероприятиям с использованием их маркетинговых фондов. А это, в свою очередь, незамедлительно приводит к изменению требований при выборе поставщика из числа дистрибьюторов, работающих с конкретными торговыми марками.