Что такое бизнес-аналитика? Есть разные определения и разные мнения о том, что понимать под платформой бизнес-аналитики. А некоторые говорят, что это лишь еще одно звонкое слово.
Однако существуют главные компоненты, которые входят во все платформы business intelligence (BI), и в отрасли сложилось общее мнение о том, что должно входить в BI. Бизнес-аналитика — не просто броское слово и не преходящая мода в ИТ; это важная составляющая общей стратегии успеха компаний. BI часто ассоциируется с «раздутым», сложным и дорогостоящим корпоративным ПО, но на рынке достаточно вендоров, предлагающих BI-решения для заказчиков из СМБ.
Попробуем дать определение
Попытки сформулировать, какими же именно функциями должно обладать BI-решение, пока дают довольно расплывчатый результат — как и желание определить, что такое истинное решение «в облаке».
Считается, что термин «business intelligence» ввел в обиход научный сотрудник IBM Ганс Петер Лун (Hans Peter Luhn) в конце 50-х годов. Лун определяет BI как способность уяснить взаимосвязи между представленными фактами таким образом, чтобы направить действия к желаемой цели. В 1989 г. исследователь из компании Gartner Ховард Дренсер дал определение BI как набора концепций и методов, позволяющих улучшить процесс принятия бизнес-решений, используя системы сопоставления фактов.
Более широкое определение BI таково — это анализ собранных данных для достижения определенной цели или лучшего понимания операционных процессов, например увеличения дохода, сравнения с конкурентами или сокращения затрат.
Компании могут собирать данные, используя широкий спектр программных продуктов — от Excel до обширных прикладных решений на основе СУБД, созданных для вертикальных рынков (например, здравоохранения). Поскольку собираемые данные могут поступать из различных источников, BI помогает свести их в единый репозиторий и провести сортировку для анализа.
В настоящее время в ИТ-отрасли существует достаточно согласованное понимание основной функциональности, которая должна входить в BI-решение:
- способность извлекать данные из разнообразных источников, в том числе систем CRM, ERP и других приложений;
- способность централизованно хранить, организовывать и стандартизировать информацию в репозиториях;
- наличие аналитических средств, позволяющих генерировать отчетность и запросы, чтобы выявить повторяющиеся закономерности, тренды и проблемы бизнеса;
- способность визуализировать эти данные в каком-либо наглядном виде: диаграммы, графики и т. п.
Одно можно сказать наверняка: бизнес-аналитика является важной составляющей повседневной работы организаций.
Споры продолжаются
BI часто воспринимают как расплывчатую концепцию или обобщающий термин, который используется больше как маркетинговый трюк, а не как описание конкретной технологии. Есть немало вендоров, которые пытаются преподнести свое ПО как «решения для бизнес-аналитики», тогда как на самом деле их продукты включают лишь базовые средства сбора данных, вычисление тех или иных показателей и ряд функций отчетности. По мнению специалистов, принципиальное отличие BI от многочисленных аналитических программ для бизнеса — это способность осуществлять не только анализ данных, но и их визуализацию.
Если продукт не представляет конечные данные в удобной форме и, следовательно, не обеспечивает четкой визуализации данных, то он не может называться BI-решением.
Однако другие специалисты пытаются очертить различия между анализом данных и их визуализацией. С их точки зрения, если данные представлены любым способом, который помогает организациям в принятии решений, то это и есть их визуализация.
Представители первой группы возражают: «Информация может быть представлена разнообразными способами, так же как может словесно сообщаться на разных языках; каждый способ представления данных (устно, письменно или визуально в разных видах) имеет свои сильные и слабые стороны, определенные области применения и правила, обеспечивающие эффективность их использования. Говорить, что любое представление данных, помогающее принятию решений, является визуализацией, — это неверно».
Для нас главное в том, что некоторые вендоры с легкостью объявляют свой продукт BI-решением, тогда как на самом деле он предназначен лишь для сбора, очистки, обобщения и/или хранения данных. Все эти технологии, конечно, необходимы и важны, но все же больше относятся к обработке и хранению данных, а не анализу и представлению его результатов.
BI 2.0
Рецессия заставила компании заново оценить, реорганизовать и более пристально вглядеться в свои операции и финансовые показатели. Все это вызвало новую волну интереса к средствам бизнес-аналитики. Проведенное IBM в 2009 г. исследование, которое охватывало свыше 2,5 тыс. ИТ-директоров во всем мире, показало, что BI является важным приоритетом для многих из них. Отвечая на вопрос «Что вы планируете на будущее для повышения конкурентоспособности?», 83% ИТ-директоров назвали BI-решения и другие средства аналитики.
Один из самых распространенных мифов о BI утверждает, что это очень сложно и дорого и по силам только крупным корпорациям. Однако BI все шире распространяется и на рынке СМБ. Это обусловлено текущей экономической ситуацией и движением к сервисам «в облаке». VAR’ы, работающие с СМБ, имеют теперь весьма ценное предложение — бизнес-аналитика как услуга. Вместо сложностей внедрения BI-платформ на местах можно предложить заказчикам BI «в облаке» — доступное по цене решение с дистанционным администрированием.
Прогресс в виртуализации также открывает доступный для СМБ путь внедрения BI-платформ, что в ином случае потребовало бы непосильных инвестиций в оборудование.
Еще один фактор, способствующий росту популярности BI на рынке СМБ, это свободное ПО. Существует ряд open source-платформ BI, которые VAR’ы могут предложить своим заказчикам, используя схемы лицензирования свободного ПО и предоставив услуги по последующему сопровождению, поддержке и адаптации. Два ведущих вендора таких open source-платформ — это JasperSoft и Pentaho.
Вендоры
Бизнес-аналитика — огромный рынок со множеством участников. Есть достаточно компаний, поспешивших объявить свои продукты BI-решениями, но далеко не все из них действительно заслуживают этого названия. Вот два вендора, которые предлагают истинные BI-решения:
JasperSoft
Компания из Сан-Франциско — один из самых успешных сегодня вендоров open source-платформ BI. Ее пакет Business Intelligence Suite содержит несколько компонентов, которые выводят его в число лучших. Продукт включает также многие элементы Web 2.0, в том числе AJAX и DHTML.
Пакет JasperSoft имеет ряд подключаемых модулей, расширяющих его функциональность. Одним из них является ODBO Connect, позволяющий соединить сводные таблицы Microsoft Excel 2003 или 2007 с компонентом JasperAnalysis и другими серверами OLAP. Благодаря этому можно анализировать данные из центрального хранилища, пользуясь знакомым интерфейсом Excel.
Компания JasperSoft имеет сеть партнеров, которая включает независимых поставщиков ПО (ISV) и ИТ-вендоров.
Cognos
IBM Cognos — одна из наиболее известных, если не самая известная платформа бизнес-аналитики, которую используют более 23 тыс. компаний и организаций во всем мире.
В рамках единой платформы IBM Cognos 8 Business Intelligence содержатся все главные компоненты бизнес-аналитики: отчетность, анализ, «приборные панели» и «цифровые табло» (scorecard). Это полномасштабное, функционально насыщенное BI-решение, предназначенное для крупных организаций. Компания предлагает также версию IBM Cognos Express — интегрированный пакет бизнес-аналитики и планирования для компаний среднего сегмента, предоставляющий все основные функции BI по доступной цене.
Дополнительное преимущество Cognos Express состоит в том, что он интегрируется в инфраструктуру компании, и его внедрение не составит особого труда. Единая централизованная Web-консоль администрирования дает полный контроль над средой BI; интерфейс прост в навигации, интуитивно понятен и приятен для глаза.
IBM предлагает специальную программу для партнеров по продуктам Cognos в рамках PartnerWorld, которая называется ValueNet. Партнеры должны получить официальный статус, а в числе требований — членство в PartnerWorld, утвержденный бизнес-план, сертифицированный технический персонал, рекомендации заказчиков, возможности демонстрации продукта, доказанная способность привлечения заказчиков и обученный персонал продаж и внедрения решений. Требования выглядят довольно строгими, но, присоединяясь к программе, партнеры получают большие преимущества — защиту их инвестиций благодаря контролируемой дистрибуции отдельных продуктов в портфеле IBM Passport Advantage, фиксированные скидки с цены и поддержку опытных VAD-дистрибьюторов.