Системы BI оптимизируются под нужды расширяющегося круга пользователей
В прошедшем 2009 г. рынок платформ бизнес-аналитики (BI), аналитического программного обеспечения и ПО управления показателями (performance management, PM), несмотря на очевидное влияние экономического кризиса, показал положительную динамику — его объем, по данным Gartner, превысил 9,3 млрд. долл., что на 4,2% больше, чем в 2008 г. (8,9 млрд. долл.). С одной стороны, кризис не самое лучшее время для того, чтобы вооружаться новыми ИТ-инструментами, тем не менее компании продолжают осваивать BI, надеясь, что мониторинг бизнеса с помощью этих систем поможет выявить новые возможности развития и повысить конкурентоспособность.
Еще одним важным обстоятельством, способствующим росту интереса компаний к BI, стало то, что у многих участников экономической деятельности этап первичной автоматизации уже завершен, в том или ином объеме внедрены системы ERP. Однако наряду с ERP существует большое количество других специализированных систем автоматизации. Все это приводит к тому, что объем информации накапливается огромный, а использование этой информации сильно затруднено в силу разрозненности и противоречивости.
«В результате, затратив немало средств на внедрение систем, собирающих корпоративную информацию о хозяйственных операциях, взаимоотношениях с клиентами, производственных параметрах и т. д., менеджеры понимают, что ситуация не сильно изменилась: как и раньше, им приходится принимать решения на основе ощущений и предположений. Получается, что информация в компании теоретически есть, но для подготовки нужного отчета сотрудники тратят несколько часов, а чаще — рабочих дней», — говорит Ольга Иванова, руководитель практики ВРМ-решений компании NaviCon Group.
«Организации сталкиваются с серьезными трудностями из-за разрозненности информационных систем, не позволяющих добиться максимальной эффективности бизнес-процессов. При этом требуется повышать отдачу от уже вложенных в ИТ-инфраструктуру инвестиций, используя преимущества современных технологий», — считает Александр Тихонов, специалист по решениям ПО Cognos, IBM в России и СНГ.
В итоге внедрение BI в компаниях по-прежнему в основном ограничено системами формирования корпоративной отчетности в том или ином виде. По мнению Владимира Некрасова, генерального директора Contour Components, сбор данных и подготовка управленческих отчетов остаются самыми востребованными задачами для BI в России, особенно в территориально распределенном бизнесе: «Задача эта остается сложной и BI в ней применяется не столько из-за аналитических возможностей, сколько для снижения трудоемкости».
Сегодня требуется, чтобы системы BI встраивались в единую ИТ-среду компании. «Сегодня важнейшими являются интеграционные возможности технологий BI, причем как с крупными системами класса ERP — SAP, OEBS, Siebel CRM, так и с обычными офисными программами MS Office. Такое свойство, как „выгрузка отчета в Excel как есть — с сохранением всех фильтров и форматов“, — является наиболее распространенным требованием со стороны конечного пользователя к аналитическому инструменту», — уверена Елена Верещага, архитектор хранилищ данных компании «ФОРС — Центр разработки».
У компаний повысился интерес к готовым преднастроенным системам отчетности для различных областей деятельности, таким как маркетинг, управление персоналом, финансы, поставки, а также к отраслевым решениям. «Особенно это касается тех предприятий, где внедряются промышленные ERP- или CRM-системы. В связи с этим одно из важных требований к BI-инструментам — возможность их интеграции с работающими на предприятии прикладными системами», — говорит Ольга Горчинская, главный консультант по хранилищам данных и системам бизнес-анализа, Oracle СНГ.
Кроме очевидного «отчетного» функционала BI с их распространением компании постепенно осваивают более сложные возможности. «Это, во-первых, прогнозирование каких-либо событий или достижение определенных показателей. Во-вторых, data mining — поиск неявных связей между данными в больших массивах информации. И наконец, задачи, связанные с визуализацией, — построение систем KPI, план-факт и тенденции достижения определенных планово-фактических показателей. В будущем будет востребована функциональность именно второго блока», — считает генеральный директор «АНД Проджект» Илья Пантелеев.
Как полагает Сергей Шестаков, заместитель генерального директора по развитию компании «Прогноз», более актуальными для компаний стали инструменты сценарного («что будет, если...») и целевого («что необходимо для») прогнозирования, позволяющие на регулярной основе оценивать последствия и эффективность внутрикорпоративных и государственных решений и мер. С развитием BI возникает возможность встроить их функционал непосредственно в бизнес-процессы, например получение онлайн-рекомендаций при общении с клиентами.
Марсель Лемаю, менеджер по бизнес-решениям, EMEA Technology Practice, SAS, отмечает, что хотя традиционно архитектура BI фокусировалась на возможности получить доступ к данным, построить на их основе определенную аналитику и затем предоставить тем или иным пользователям ее результаты в виде отчетов, теперь требования бизнеса ушли далеко вперед: «Это и эволюция self-service доступа к данным и построения нужной аналитики с помощью интерактивной навигации, визуализации данных. И прогнозная аналитика — построение различных прогнозов, сценариев оптимизации и симуляторов различных вариантов сценариев. Кроме того, спрос на BI создает желание организаций максимально использовать тот объем информации, который уже накоплен в репозиториях их многочисленных информационных систем. Также интересным новшеством становится потребность интеграции BI-решений в процесс автоматического или полуавтоматического принятия решений внутри некоторых бизнес-процедур».
Но полностью весь объем наиболее мощных BI-решений в России сегодня используют в основном крупные компании. «Более продвинутые решения, такие как data mining, также применяются, но их проникновение пока невелико — оно ограничено сегментом крупного бизнеса, работающего с большим объемом транзакционных данных, как, например, крупный телеком, ретейл или банковский сектор, — рассказывает Вячеслав Архаров, менеджер по продуктам SQL Server и BizTalk, Microsoft в России. — В этих отраслях традиционно используются мощные индустриальные BI-модели, предназначенные для анализа движения клиентской базы, цепочки продаж, разработки адресных маркетинговых программ и многого другого. Однако говорить о массовости таких решений пока рано».
BI для всех
Поскольку BI-системы все чаще становятся инструментом на рабочих местах все большего числа сотрудников, то доступ к ним и их интерфейс должен становиться более простым, понятным и достигаться с помощью Web-браузера и мобильных устройств.
«В последнее время наиболее востребованными среди возможностей BI-систем становятся те, которые связаны с представлением аналитической информации на информационных панелях, с размещением ее на порталах организации, доступных через Web-интерфейс. При этом определенные группы пользователей получают доступ именно к „своей“ информации и в том виде, который им удобен для анализа и последующего принятия решений», — говорит Елена Верещага.
«Сейчас система бизнес-аналитики пронизывает всю компанию и используется для повышения эффективности деятельности всех департаментов — логистика, финансы, HR, маркетинг, коммерческий департамент и т. д. В основном доступ к BI осуществляется через обычный Web-браузер, при этом отчетливо видна тенденция к переходу на мобильные устройства. Очевидно, что через некоторое время последнее будет повсеместным», — полагает Владимир Ефанов, руководитель бизнес-направления аналитических систем и хранилищ данных компании S&T International.
В итоге появляется self-service BI — «BI в режиме самообслуживания». Смысл концепции самообслуживания в том, что если раньше конечный пользователь BI мог работать только с данными, извлеченными из жестко заданной модели (OLAP-куба), то теперь он может самостоятельно создавать свои собственные модели данных и работать с ними без привлечения ИТ-специалистов. Так, по мнению Роже Верхея, вице-президента QlikView, задача нынешних BI-систем — уйти от модели «ИТ для продвинутых пользователей» к модели «ИТ-система для всех». BI-система должна сделать пользователя максимально независимым от ИТ-отдела, позволить ему в режиме self-service решать свои конкретные задачи без предварительного длительного специального обучения или знакомства с ИТ-спецификой. BI-система, как считают в QlikView, вообще принципиально должна быть предназначена для пользователей — «нетехнарей».
Сегодня появляется все больше многопользовательских систем, рассчитанных на всех сотрудников организации, а не на аналитиков. А если речь идет о госструктурах, то вообще для любого пользователя. В частности, примером такого «BI для всех» может служить публикация госстатистики в широком доступе — не только для чиновников, но и для граждан, где пользователь имеет возможность самостоятельно задавать параметры интересующей информации, получать наглядные результаты, выгружаемые отчеты и графики и т. п.
Быстро и наглядно
Эксперты также отмечают тенденцию перехода от статических отчетов к динамическим, предусматривающим адресную подачу аналитической информации в реальном времени. BI-системы должны не просто представлять информацию для анализа в удобном и красочном виде, а делать это с минимальным отставанием от момента появления данных в системах оперативного учета. При этом аналитические системы не должны создавать дополнительной нагрузки на системы оперативного учета, которая может привести к снижению производительности работы последних.
Ольга Горчинская подчеркивает, что следует различать две независимые области — работу с данными реального времени (хранилища реального или почти реального времени) и встраивание аналитики в процессы реального времени (принятие решений в реальном времени). Новые технологии принятия решений в реальном времени (Real Time Decisioning, RTD) позволяют моделировать логику принятия решений на основе не только исторических данных, но и с учетом текущей информации, поступающей непосредственно из приложения. «Принятие решений в реальном времени — это одно из наиболее интересных новых направлений в бизнес-аналитике, которое выходит за рамки обычных средств построения отчетов и интерактивных запросов и позволяет решать широкий круг практических задач, таких как повышение кросс-продаж, снижение оттока клиентов, повышение уровня их лояльности, оптимизация бизнес-процессов взаимодействия с клиентами», — считает она.
Одной из ключевых тенденций развития BI большинство наших экспертов назвали совершенствование визуальных средств представления информации. «Появляются новые возможности, улучшается их внешний вид („презентабельность“ подачи). И это особенно важно в силу того, что в таком виде информация поступает непосредственно руководителям, включая первых лиц компании, и какая-либо дополнительная обработка не требуется», — говорит Елена Верещага. Задача здесь — не только обеспечить «красивую картинку», но прежде всего сразу обратить внимание человека на те или иные критические моменты — например, отставание от плана, выход за границы нормальных значений, показ динамики в сравнении с прошлыми периодами, ранжирование по различным критериям.
Более того, порой чем нагляднее эта «картинка», тем больше шанс у ИТ-компании продать BI-решение клиенту. «Живая демонстрация работы BI-инструментов является довольно эффективным способом пробуждения интереса к анализу у руководителей, — рассказывает Вячеслав Архаров. — Ведь зачастую они попросту не знают, что те данные, которые им неделями собирают различные подразделения, могут быть получены двумя кликами мышки, — и возможность увидеть быстрое и эффективное решение таких задач заставляет их взглянуть на свой бизнес под новым углом. Именно поэтому можно сказать, что на данный момент наиболее востребованными в России в массовом сегменте являются базовые инструменты бизнес-аналитики и репортинга, а также возможность наглядной визуализации полученных данных». А в будущем, скорее всего, BI станет таким же неотъемлемым инструментом любого менеджера, как электронная почта.
Сергей Заблодский, руководитель отделения корпоративных решений департамента корпоративных систем управления компании IBS, считает, что развитие BI можно сравнить с развитием сотовой телефонии. Вначале от мобильного телефона требовалось только одно — чтобы он звонил. Так же на первых этапах и производители BI-систем предоставляли в своих платформах довольно простые инструменты анализа, скажем, OLAP. Затем, по аналогии с наступлением в сфере сотовой телефонии эпохи коммуникаторов, в BI появились технологии, связанные с анализом и специфической визуализацией (например, сложные расчеты «на лету», карты сбалансированных показателей и т. д.), и технологические возможности по представлению этих данных не только на стационарном рабочем месте, но и с помощью мобильных устройств. «Сейчас начинается этап „айфонизации“ этих платформ, этап борьбы за то, чтобы они были максимально удобны пользователю. То есть тенденция такова, что основная битва за пользователей будет разворачиваться в области простоты использования, удобства, наглядности», — говорит он.
Эта тенденция связана не только с идеями самих компаний-разработчиков: такое направление развития диктуется временем. «Существенную роль в требованиях к BI-системам играют желания молодого, выросшего на интернет-технологиях менеджмента использовать эти технологии самостоятельно, не прибегая к помощи ИТ-отделов, — рассказывает Юлия Кудрявцева, директор департамента экспертизы решений SAP. — В кризис во многих компаниях к управлению пришли свежие ресурсы с неиспорченной нервной системой и без стереотипов. Эти люди привыкли к простым и удобным интернет-поисковикам, к возможности доступа к почте через мобильные устройства, привыкли к удобству iPhone и хотят все необходимое для себя просматривать через iPad. Поэтому, возможно, даже не начав еще строить BI-систему снизу, не задумываясь о нижней частей айсберга, они требуют, чтобы верхушка BI выглядела максимально привлекательной».
Битва гигантов
Рынок систем BI сегодня занят в основном (71%, по данным Gartner) крупными игроками. Такая ситуация сложилась благодаря имевшим место в последние годы крупным слияниям (Oracle/Hyperion; SAP/Business Objects; IBM/Cognos). Тем не менее пока на рынке есть место и перспективы и для независимых игроков.
«Если мы возьмем обзор журнала TAdviser „BI-системы в России 2009“, то увидим в списке помимо упомянутых еще 9 систем. На все эти системы есть устойчивый спрос. Очень интересная система, на мой взгляд, Contour BI — этот продукт стоит своих денег. Тем не менее поглощения вышеупомянутых независимых вендоров оказали влияние на рынок — во-первых, продукты стали дешевле, во-вторых, всестороннюю поддержку им теперь оказывают корпорации с огромными ресурсами и возможностями. Как им противостоять? Я думаю, в этот спор могут успешно вмешаться open source-решения, например Jaspersoft, Pentaho», — считает Дмитрий Ковалёв, руководитель проектов департамента технологий информационного менеджмента «АйТи». В компании «Крок» тенденцию к консолидации рынка BI рассматривают скорее как положительную.
«Ситуация с „независимыми“ поставщиками обстоит крайне просто: либо ты предлагаешь что-то уникальное, либо ты уходишь с рынка. Новые нишевые игроки появляются регулярно. Среди компаний, впервые вошедших в этом году в „магический“ квадрат Gartner, хочется отметить Tableu, Targit BI», — говорит Александр Клименков, руководитель направления BI-систем «Крок».
Есть свои аргументы и у сторонников противоположной точки зрения. «На мой взгляд, слияния не пошли на пользу независимым поставщикам и особенно клиентам. Так, в мире SAP вместо имевшей место ранее конкуренции BI-инструментов установилась монополия Business Objects. Это не полезно ни клиентам, ни самой ERP-системе. Так же негативно влияет на общий прогресс и владение основными поставщиками СУБД своими „карманными“ BI-системами. Для независимых вендоров это окно возможностей. Теперь можно говорить, что Business Objects — он только для SAP, Oracle BI заточен под СУБД Oracle, а Cognos будут двигать на DB2. Даже если это не совсем так, резон тут есть. Системы независимых разработчиков вынуждены быть максимально мультиплатформенными и интегрируемыми», — поясняет Владимир Некрасов.
«С одной стороны, это облегчило продвижение их технологий к существующим заказчикам вендора. С другой стороны — это уменьшило предложение для компаний, не ориентированных на крупного ИТ-вендора. Многие заказчики пострадали в связи с данными слияниями, т. к. оно иногда приводило к изменению ценовой политики на BI-продукт, умиранию купленной BI-технологии на рынке, изменению стратегии развития BI-платформы или необходимости смены BI-стратегии заказчика в том случае, когда вендор, имея в своем портфеле несколько платформ бизнес-анализа, прекращал развитие одной из имеющихся продуктовых линеек», — говорит Владимир Ефанов. Все это дает, по его мнению, определенный шанс для независимых компаний и расчищает поле для новых игроков.
Петр Лещенок, начальник департамента перспективных проектов корпорации «Галактика», считает, что от этих слияний «независимые» производители BI-решений, особенно в России, пострадали несильно: «Ведь даже крупные компании, не говоря о мелких, в нынешних условиях имеют ограниченные бюджеты на BI-проекты, кроме того, сейчас сильны позиции российских разработчиков ERP-систем, много компаний используют АСУ собственной разработки. Поэтому шанс есть у всех. Еще необходимо учесть тот факт, что после поглощения многие ранее „независимые“ инструменты бизнес-аналитики существенно подорожали».
Сами «поглотители» видят в произошедшем плюсы. «Безусловно, слияния и поглощения консолидировали рынок и ужесточили конкуренцию между крупными игроками. Каждый из вендоров бьется за эту область, так как это борьба за умы менеджмента, — считает Юлия Кудрявцева. — Нишевые игроки, если они и появляются — как, например, Qlick Tech, пытаются выйти на рынок, используя узкоспециализированные возможности. Они не поставляют всех необходимых для построения BI-систем инструментов, а ориентируются в большей мере на „Wow“ эффект».
Но пока на рынке хватает места для всех. Что касается нишевых игроков, то для них крайне важно вовремя понять, в чем их преимущество перед гигантами. Таким качеством может, например, стать, как и в любой области, где есть «большой» и «малый» бизнес, большая клиенториентированность.
Антикризисный BI
С наступлением кризиса интерес к BI-системам появился у компаний, которые рассчитывают с помощью этих инструментов повысить эффективность работы. Gartner, опросив несколько тысяч CIO по всему миру, поставила BI на первое место в списке их приоритетов в 2009 г. «За время кризиса BI-направление было самым прибыльным и растущим в рамках всей группы компаний S&T, работающей в 22 странах Центральной и Восточной Европы», — рассказывает Владимир Ефанов. Конечно, говорить, что в России происходит бум BI, тем более на фоне кризиса, нельзя. Но, как отмечают эксперты, спрос на BI есть и в ближайшие годы они ожидают его устойчивого роста.
По понятным причинам число крупных проектов сократилось. «Хотя сегодня ситуация немного стабилизировалась, но все равно заказчики тяготеют в основном к наиболее коротким проектам, более простым и менее рискованным, с ожидаемым эффектом, — говорит Петр Лещенок. — Сейчас редко кто начинает крупные ИТ-внедрения для повышения рыночной стоимости компании, основной акцент делается на эффективности, прибыльности бизнеса». Заказчики стали четко определять цели внедрения BI-систем, стремятся максимально эффективно проводить сегментацию клиентов, продуктов, создавать четко направленные, сфокусированные предложения. Александр Клименков обращает внимание на то, что компании хотят получить для этих целей простой инструмент, который можно быстро внедрить. «Подтверждением этому стал выход на российский рынок решений QlikView, Tableu и активное предложение таких решений, как IBM Cognos Express, Oracle BI SE One, SAP Business Objects BI STARTER PACKAGE», — поясняет он.
Александр Тихонов уверен, что заказчику требуется не какое-то компактное и дешевое решение, ему нужно снизить стоимость владения решением в кризисных условиях и ускорить ROI, для чего есть несколько основных способов: «Можно взять готовые модели и адаптировать их под нужды компании. Если внедрение происходит с нуля, можно часть задач решить силами заказчика». Крупные игроки уверены, что гнаться «за дешевизной» не стоит. «Конечно, можно сделать быстро и дешево, получить первый результат, но чего-то все равно будет не хватать. Либо адекватности данных, либо возможности их сопоставить (в каком-либо измерении), либо поддержки изменений или большого объема. С нашей точки зрения, правильный подход заключается в правильной целевой архитектуре решения, отвечающего на все вопросы. А двигаться к цели можно и небольшими шагами», — говорит Юлия Кудрявцева. Тем не менее, если спрос на BI-функционал есть, а средств на крупное решение нет, компании будут искать любые возможности решить эту задачу.
Простые с виду, сложные внутри
Главным трендом на ближайшие годы все наши эксперты назвали более массовое использование функционала BI. Системы станут инструментом не только для аналитиков и «визуализаторами» информации для топ-менеджеров, но и рабочей средой для сотрудников самых разных подразделений. По данным IDC, объем рынка BI-решений в 2008 г. составил 125 млн. долл., а годовые темпы роста — до 19%. В конце 2009 г. IDC дала прогноз возможных итогов-2009 — по этим прогнозам, в 2009 г. российский рынок бизнес-аналитики упал на 15%, тогда как весь рынок ПО — на 48%. Тем не менее в том, что у BI есть будущее в России, эксперты не сомневаются.
Что может ждать рынок BI-систем с точки зрения функционала и потребностей заказчиков? «Системы BI становятся все более „умными“. Производители стремятся к тому, чтобы они уже не просто предоставляли информацию, но и предлагали варианты решений, которые могут быть приняты в зависимости от того или иного события. Эта тенденция сохранится», — считает Ольга Иванова. Также она отмечает определенную тенденцию использования «облачных» вычислений. Но пока заказчик не будет уверен в безопасности своей информации, которая находится «на стороне», серьезного движения в эту сторону ожидать, видимо, не стоит.
Желание заказчиков сэкономить, но получить BI-инструмент будет способствовать развитию BI-систем с открытым кодом. В ближайшее время они вряд ли станут серьезными конкурентами классических BI-систем, но на фоне всеобщей экономии могут стать весьма востребованными. Владимир Ефанов полагает, что в краткосрочной перспективе возможно появление большого количества мелких BI-систем, может быть, даже по нескольку в одной компании: «Речь идет о несложных, недорогих системах, предназначенных для выполнения узкоспециализированных задач конкретного департамента компании. Здесь есть шанс у поставщиков недорогих решений, а также у тех компаний, которые скорректировали лицензионную политику для таких решений». В свою очередь, продолжающаяся конкуренция между крупными игроками — Oracle, SAP и IBM — может способствовать дальнейшему развитию рынка.
«Мы находимся в начале пути и в ближайшие годы увидим достаточно много примеров внедрения BI-систем в различных сферах, — полагает главный специалист компании „Нетком“ Алексей Сахаров. — Мы ожидаем их внедрения в банках и страховых системах. Надеемся также на ретейл-компании: коль скоро конкуренция между ними становится все более острой, им требуется понимание развития основных трендов потребления, снижения издержек и привлечения клиентов. Ретейл-компаниям интересен любой процент увеличения рентабельности». Возможно появление большего числа отраслевых решений под определенные функциональные задачи и отрасли. Нельзя не отметить и интерес к BI-инструментам в госсекторе.
Ожидаемый тренд — «мобильный BI», отражающий потребность в упрощении схем доступа к BI-инструментам, а также интеграция с другими системами и базами данных, чтобы BI-система использовала максимальное количество данных для анализа. Как и другое программное обеспечение, BI должны работать в схеме «ПО как сервис». Но тут есть свои сложности. «Тенденции рынка говорят о том, что использование любого ПО (не только бизнес-аналитики, но и CPM-систем, систем планирования и бюджетирования ) как сервиса — следующий шаг в построении такого рода решений. В мире много примеров, когда программные продукты проинсталлированы у поставщика, а заказчикам предоставляется доступ через веб-интерфейс. В России главная сложность внедрения таких проектов связана с тем, что данные большинства наших заказчиков имеют высокий уровень конфиденциальности», — говорит Александр Тихонов.
Получит дальнейшее развитие и «BI для руководителей». Сергей Заблодский считает, что сейчас эта категория пользователей «обделена»: «На сегодня руководители мало что получили от внедрения BI-инструментов. В выигрыше прежде оказывались рядовые пользователи (например, специалисты, занимающиеся корпоративной отчетностью), которым средствами BI был предоставлен доступ к данным, необходимым в повседневной работе, а также средний менеджмент, аналитики и т. д. Руководители же, будучи драйвером процесса внедрения BI-решений, до сих пор не имеют рабочих мест с учетом своих потребностей и особенностей работы — нехватки времени, частых поездок. Ведь, как правило, у топ-менеджеров есть лишь несколько минут на просмотр нужной информации». Он считает, что они так и не получили подходящие средства визуализации, хотя это и декларировалось. Теперь же спрос и предложение должны сойтись, поскольку такие средства появились, и спрос на них будет только возрастать. Соответственно есть шансы у игроков, которые проявят активность в этом сегменте.
Александр Клименков отмечает, что компания столкнулась с повышенным интересом к представлению информации на географических картах. Владимир Некрасов уверен, что скоро мы станем свидетелями бума геоинформационной аналитики. «Интеграция картографической информации и статистики деловых данных в высокоинтерактивных пользовательских интерфейсах даст совершенно новое качество для управленцев глобальных компаний, государственного управления. Причем это будет распространяться и на уровни регионов», — считает он. ГИС мощно развиваются независимо от BI, и за последние годы выработались удачные методы отображения данных на географической основе, во всем мире, включая Россию, была проделана колоссальная работа по оцифровке карт, в результате чего они стали доступными. Эксперт уверен, что отображение данных на картах станет обязательным элементом BI-визуализации, причем это направление будет развиваться от плоских карт-схем в сторону интеграции с промышленными ГИС.
И главное, о чем говорят все эксперты, — упрощение. «Сейчас, для того чтобы пользоваться BI-системой, простому пользователю требуются определенные усилия. Этот барьер в последние годы производители BI стараются сломать и разрабатывают BI для всех, а не только для аналитиков», — считает Дмитрий Ковалев. Необходимость обеспечить средствами бизнес-аналитики все большее число пользователей повлечет за собой дальнейшее развитие интерфейса систем в сторону их сближения с привычными офисными приложениями и браузерами. «В долгосрочной перспективе исчезнет сам термин BI, просто его подходы станут стандартом для сбора, хранения и публикации данных. Плоские HTML-таблицы перестанут применять для публикации данных, графики, карты, интерактивность средств визуализации станут обязательными», — считает Владимир Некрасов.
При этом параллельно с упрощением работы для пользователей будет расти масштаб применения «сложного BI», в том числе инструментов для прогнозного анализа и data mining (выявления скрытых закономерностей). Компании смогут более глубоко исследовать данные, накопленные в своих хранилищах, вести поиск зависимостей, выявлять тенденции в больших объемах статистики. «Аналитика станет сложнее, — говорит Марсель Лемаю. — Как только компании получат возможность видеть отчеты из BI-системы, сразу же появится необходимость ответов на множество дополнительных вопросов о причинах, прогнозах, оптимизации результатов бизнес-процессов. Большим потенциалом для рынка BI обладает применение инструментов анализа неструктурированных данных, разнообразной текстовой информации. В частности, последнее позволяет компаниям получать информацию о клиентах из гораздо более широкого числа источников, например из социальных сетей. Интеграция лингвистических технологий анализа текстов и систем BI будет несомненно развиваться».
Похоже, BI ждет судьба любых интересных и полезных инноваций — из сложной и мало распространенной технической новинки они постепенно превращаются в часть повседневной жизни и работы.