Все растущие компании рано или поздно сталкиваются с необходимостью выхода на новые рынки. Не являются исключением и российские фирмы, работающие в сфере ИТ. Один из самых простых и логичных шагов — развитие бизнеса в соседних государствах.

На первый взгляд может показаться, что распространять деятельность за пределы России нецелесообразно: страна огромная, по уровню проникновения ИТ нам далеко до развитых стран, а значит, работы здесь — непочатый край, хватит на всех. Однако при более тщательном анализе ситуации выясняется, что «сливки» уже «сняты». Регионы и заказчики, у которых есть деньги, давно решили свои задачи в области ИТ. Рынок сформировался много лет назад, конкуренция на нем жесткая и со временем становится только острее. Неосвоенные или малоосвоенные места в российской глубинке, конечно же, остались, но они ИТ-компаниям не интересны. Как правило, это небольшие города и населенные пункты, где нет мало-мальски серьезных заказчиков, а покупательная способность жителей невысока. К тому же многие населенные пункты находятся вдали от крупных городов, дорожная инфраструктура там практически отсутствует, плотность населения крайне мала. Как следствие — слабо развитая партнерская сеть, да и квалификация реселлеров оставляет желать лучшего. Открывать там свои представительства, вкладывать деньги в развитие бизнеса и обучение местных игроков — затея заведомо убыточная.

Как же в такой ситуации не обратить внимание на соседние страны? По всем параметрам это очень привлекательные рынки. Там высокие численность и плотность населения, много крупных городов, а по уровню экономического развития и темпам роста некоторые соседи опережают российские регионы. Кроме того, и это, пожалуй, самое важное, страны постсоветского пространства близки нам по духу, культуре, менталитету. У нас общая история, практически все владеют русским языком, а для многих он является родным.

Разумеется, это хороший фундамент для бизнеса. Но первостепенное значение имеют все-таки экономические факторы. Что же происходит у наших соседей? Растут ли национальные ИТ-рынки? Какие сегменты являются наиболее привлекательными?

По мнению Виктории Тарантиной, директора по развитию филиальной сети компании Merlion в СНГ и Восточной Европе, возобновление роста экономики России в 2010 г. способствовало экономическому оживлению и в странах СНГ. Увеличился объем товарных потоков как в Центральную Азию и кавказские государства, так и в европейскую часть СНГ. «Нас, как дистрибьютора, особенно радует рост затрат на ИТ, обусловленный государственной политикой таких стран, как Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Грузия, Украина и др. Немного и, надеемся, временно отстала Белоруссия, — отмечает Виктория Тарантина. — Наиболее интересным и перспективным ИТ-рынком, с большим потенциалом развития, мы считаем для себя Казахстан. Если говорить о сегментах роста, то ни для кого не секрет, что рынок мобильных устройств в целом и, в частности, в СНГ признан самым быстрорастущим. При этом очень активно развиваются поставки корпоративным заказчикам, что тоже имеет для нас огромное значение».

Специалисты компании SafeLine также считают, что ИТ-рынки соседних государств растут. И один из важнейших стимулов роста, который не утратит своей актуальности на протяжении ближайших лет, это более низкий уровень компьютеризации стран СНГ по сравнению с Европой и Америкой. В целом скорости роста рынков соответствуют темпам роста национальных экономик. На первом месте, как утверждает Василий Дубинин, генеральный директор компании SafeLine, стоит Казахстан. Экономика в этой стране на подъеме, там реализуются крупные проекты в сфере ИТ. Второе место уверенно занимает Украина, третье делят Армения и Грузия.

«Несомненно, растут все национальные рынки, причем темпы немного отличаются в разных странах, — говорит Игорь Штырля, генеральный менеджер RRC по региону Средней Азии. — Можно отметить большой рост в таких областях, как информационная безопасность, телекоммуникации, центры обработки данных (ЦОД). Хорошие показатели демонстрирует сегмент виртуализации. Медленнее всего, с моей точки зрения, растет рынок пассивного оборудования и систем бесперебойного питания мощностью до 3 кВА. Основные причины этого следует искать в окончании строительного бума и изменении структуры продаж. В частности, уменьшились доли ПК и серверов младших линеек, но при этом выросли продажи ноутбуков и ЦОДов».

Похожей точки зрения придерживается Артем Бураченок, исполнительный директор группы компаний «Системные Технологии». Он говорит, что национальные ИТ-рынки сильно отличаются по темпам развития. «Мы выделяем для себя отдельно Украину и Казахстан. Это самые крупные страны, ориентированные на сотрудничество с Россией, с высоким процентом русскоговорящего населения, — отметил Бураченок. — Партнеры и представительства в этих странах приносят наибольшие дивиденды».

Азербайджан, Армения, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Молдавия сегодня менее развиты, рынок ИТ в этих государствах растет медленнее. Российским компаниям там работать сложнее из-за особенностей менталитета и языкового барьера. «Но у нас есть партнеры в этих странах, есть реализованные проекты, и мы считаем эти национальные рынки перспективными», — заявил Артем Бураченок. Он добавил, что в Белоруссии серьезное государственное регулирование сдерживает развитие собственных ИТ и затрудняет работу иностранных компаний.

Грузия, как и страны Балтии, ориентирована на Запад, но сильно отличается от стран ЕС. Сказываются большие отличия в культуре и менталитете. «И если в государствах Балтии российской компании довольно сложно добиться успеха, то с Грузией работать можно и нужно, — подчеркнул Бураченок. — Догоняющий проделывает путь быстрее, чем первопроходец, поэтому по уровню развития ИТ страны СНГ рано или поздно догонят Россию. Думаю, лет через пять-семь мы все выйдем на общий хороший уровень».

Надо отметить, что единства в оценке ситуации на ИТ-рынках СНГ у специалистов российских компаний нет. Так, по словам Николая Гукасьяна, директора по международному бизнесу «Марвел», ИТ-рынки СНГ, конечно же, растут, но темпы роста оценить сложно, так как данные IDC весьма приблизительны, а связывать их рост с ростом бизнеса компании «Марвел» некорректно. К примеру, на Украине «Марвел» практически свернула бизнес, а в Казахстане удвоила обороты, в том числе за счет продукции новых вендоров. Гукасьян отмечает, что быстрее всего растет государственный сектор. За ним следуют компании нефтегазового сектора и игроки телекоммуникационного рынка. Банки показывают наихудшие темпы восстановления после кризиса. Если оценивать перспективность национальных рынков по темпам роста ВВП, то здесь одни из наилучших показателей демонстрирует Грузия. Однако размер рынка там пока невелик.

В Казахстане, как рассказал Александр Жданович, генеральный директор TOO «Систех» («Системные Технологии Казахстан»), основным сегментом ИТ-рынка является рынок оборудования. Это связано с тем, что покупательная способность частных и юридических лиц за последние годы выросла.

Также растет рынок телекоммуникаций. Это происходит за счет увеличения числа пользователей и качества предоставляемых услуг. Так же, как Россия догоняет Европу, Казахстан догоняет Россию. Регион очень перспективен, но серьезное влияние на этот сегмент оказывает государство, что сказывается на конкурентной борьбе и, как следствие, на качестве и ценах.

По словам Ждановича, растет сегмент ИТ-услуг, а также продаж ПО. Все больше компаний покупают разнообразные системы автоматизации и услуги по их внедрению и поддержке. «Мы также прогнозируем рост числа проектов в сфере автоматизации мобильной торговли. Во-первых, за счет обновления систем автоматизации представительств крупных международных компаний. Сейчас как раз настало время менять морально устаревшие решения, внедренные 5–7 лет назад. Во-вторых, поведение лидеров рынка служит примером для небольших и средних фирм, которые все больше осознают необходимость внедрения новых технологий», — добавил Жданович.

Реальные «плюсы» и конкретные «минусы»

Несмотря на то что в целом ИТ-рынки стран СНГ по уровню развития отстают от ИТ-рынка России, условия для ведения бизнеса у соседей по ряду критериев лучше. Как сообщил Николай Гукасьян, налоговое и таможенное регулирование в некоторых государствах прозрачнее, чем в России (страны Средней Азии в данном случае не рассматриваются). Образцом порядка Гукасьян считает Грузию. Поэтому и работать в таких странах комфортнее, чем на родине. Но бывает и наоборот. Например, на Украине ситуация менее прозрачна, чем у нас, и это стало одной из причин, почему «Марвел» там свернула офис.

Александр Ткачук, руководитель отдела продаж компании «Криан-СТ» («Системные Технологии» — Украина), пояснил, что система налогообложения запутанна, налоговая нагрузка выше, чем в России. В стоимость ПО компания закладывает НДС в размере 20%. Законодательство лихорадит, никто не знает, по каким правилам надо работать. К примеру, об изменениях, вступивших в силу с начала 2011 г., в компании узнали только в феврале. Пришлось спешно переделывать все документы за полтора месяца. Процветает компьютерное пиратство, нелицензионное ПО используется даже в госучреждениях.

К радости российских фирм, за пределами страны пока сохраняется неплохой спрос на продукцию, удельный вес которой у нас неуклонно сокращается. Так, по словам Виктории Тарантиной, сегмент настольных ПК в ряде стран СНГ приносит стабильную прибыль, в то время как в России соотношение настольных и мобильных решений составляет уже 30/70 соответственно. «У нас ИТ-рынок близок к насыщению по многим продуктам и решениям, и мы видим для себя реальные перспективы по продвижению таких решений именно в СНГ», — сказала Тарантина. Вместе с тем, по ее словам, вызывает опасение тот факт, что в большинстве государств СНГ безработица сохраняется на высоком уровне, а это соответственно снижает покупательную способность потенциальных потребителей. Некоторые страны имеют закрытое экономическое пространство, где отсутствует возможность быстрой конвертации валюты, где невозможно построить устойчивые экономические отношения из-за резких колебаний курсов валют.

«У каждой страны свои проблемы, — говорит Николай Гукасьян. — На Украине политическая нестабильность снизилась, но экономическая все еще остается. В Казахстане после выборов президента стабильно и в политике, и в экономике. Темпы роста в этом году ниже, чем в прошлом, но в целом неплохие. Белоруссия еще не вышла из кризиса. Очень интересен рынок Грузии, но он, как и рынок Казахстана, в этом году показывает темпы ниже прошлогодних».

Как отмечает Василий Дубинин, каждая страна предъявляет свои требования к решениям. Общая проблема — недостаточно квалифицированные кадры или же недостаточное их количество как у заказчиков, так и у интеграторов. Ведь объем задач большой, и их сложность постоянно растет. А на периферии специалистов нет в принципе. Помимо всего прочего возникают препятствия из-за недоработок в законодательстве.

Василий Дубинин подчеркивает, что со странами — членами Таможенного союза работать в целом легче. Хотя есть трудности с получением лицензий и сертификатов. В Армении и на Украине условия проще. Влияние государства на деятельность компаний невелико, но конкуренция на рынке весьма острая. Выйти на локальные рынки не так-то просто, но если компания смогла это сделать, у нее есть все шансы остаться на нем надолго.

По мнению Ирины Момчилович, генерального директора компании Rainbow Security, проблемы наших соседей ненамного отличаются от российских. Одной из важных задач, которую предстоит решить в кратчайшие сроки, является увеличение количества системных интеграторов и реселлеров, способных качественно и эффективно внедрять решения по информационной безопасности.

«На растущих рынках всегда больше возможностей, — говорит Александр Жданович. — Решите проблему с кадрами, и у вас появятся крайне благоприятные финансовые перспективы. В Казахстане работают практически все крупные российские и западные компании, продвигающие товары повседневного спроса. Они остро нуждаются в качественных ИТ-услугах. В Казахстане более совершенное налоговое законодательство, налоги для бизнеса ниже, чем в России».

Вместе с тем он признает, что в этой стране сравнительно небольшое число ИТ-компаний. Одна из причин — недостаток квалифицированных кадров. Уровень подготовки выпускников местных вузов низок, при этом остро стоит проблема «утечки мозгов». Если из России хорошие специалисты уезжают на Запад, то из Казахстана — и на Запад, и в Россию.

Уровень компетенций торговых агентов также ниже, чем в среднем по России. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в Казахстане отстает от среднероссийского примерно на два-три года. Здесь более медленный и более дорогой Интернет. Бесплатный WI-Fi в кафе встретишь нечасто. Международные сотовые операторы предлагают свои услуги по значительно более высоким ценам, чем в России.

Александр Ткачук говорит, что у его компании нет проблем с кадрами. Высшие учебные заведении, готовящие ИТ-специалистов, имеются почти в каждом городе. Уровень подготовки достаточно высок, даются хорошие базовые знания. «Например, все технические специалисты нашей компании — выпускники Житомирского университета, — сказал он. — В своей сфере они являются „универсальными солдатами“: нет разделения на внедренцев, интеграторов и т. д. Каждый может все».

Для украинских разработчиков, по словам Ткачука, кризис прошел с минимальными последствиями. ИТ-рынок пострадал меньше других, зарплаты остались на прежнем уровне. Во время кризиса клиенты осознали, что недостаточно просто дать старт новому бизнесу и затем пожинать его плоды. Многие собственники вернулись к управлению компаниями и начали искать пути развития бизнеса и сокращения издержек. И автоматизация — это один из путей, позволяющий сэкономить деньги и в чем-то обойти конкурентов.

Надо сказать, что руководители ИТ-компаний весьма трезво оценивают ситуацию у наших соседей и не склонны переоценивать потенциал рынков ближнего зарубежья. Как утверждает Игорь Штырля, дистрибьюторский рынок в Казахстане перенасыщен. В других странах существуют свои проблемы, сдерживающие развитие дистрибьюторского бизнеса. Это, например, закрытость рынка, трудности с конвертированием денег, неоднозначные таможенные законы и др.

«Ситуация в каждом государстве своя, — говорит Виктория Тарантина. — Где-то наиболее востребованы решения SOHO, а где-то — решения корпоративного уровня».

Ирина Момчилович отмечает, что развитие сферы информационной безопасности в странах СНГ идет не такими быстрыми темпами, как в России. Но киберпреступность — явление интернациональное, и хакеры остаются серьезной, год от года усиливающейся угрозой для компаний во всех странах мира вне зависимости от их географического положения. Поэтому многие организации как в России, так и в странах СНГ вынуждены принимать ответные меры и внедрять решения ИБ в свои корпоративные системы, что способствует существенному росту этого рынка в странах СНГ в последнее время.

По словам Максима Гребенкина, исполнительного директора ТОО «СИ-ПИ-ЭС Дистрибуция», Казахстан — третья по экономическому потенциалу страна на постсоветском пространстве, один из лидеров роста на территории СНГ. Казахстан — своеобразный центр и источник развития ИТ-сектора всей Центральной Азии и Монголии. Ссылаясь на данные аналитических компаний, Гребенкин сообщил, что до кризиса рынок лицензионного ПО рос примерно на 140–150% в год. Однако сегодня доля лицензионного ПО в организациях составляет 10–15% общего объема всех используемых программных продуктов. А доля лицензионного ПО у частных лиц не превышает 5–7%.

По всем параметрам страны СНГ — очень привлекательные рынки. Там высокие численность и плотность населения, много крупных городов, а по уровню экономического развития и темпам роста некоторые соседи опережают российские регионы.

Открыты все пути

Какие страны наиболее перспективны для работы российских ИТ-компаний? Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Судя по всему, в их оценках присутствует большая доля субъективизма. Это можно объяснить тем, что исторически компании фокусировались в различных нишах, добились разных успехов, у каждой сложились свои отношения с партнерами и заказчиками тех или иных государств.

Например, в компаниях SafeLine и «Марвел» убеждены, что наиболее благоприятные условия для развития бизнеса существуют в странах Таможенного союза, где декларированы единые процедуры. Но толком эти преимущества еще никто не использует, поскольку нет пока необходимых подзаконных актов.

«Перспективы зависят от индивидуальных предложений дистрибьюторов и реселлеров, и здесь сложно однозначно ответить, в какую страну СНГ стоит идти, а в какую — нет, — говорит Виктория Тарантина. — Компания Merlion выбирает рынки тех государств, где правительство уделяет значительное внимание интеграции ИТ-отрасли с образовательным сектором, медициной, внедрением систем электронного правительства. К примеру, мы ожидаем в 2012 г. двукратный рост ИТ-рынка в Казахстане при поддержке правительства и президента».

Максим Гребенкин также считает казахстанский рынок очень перспективным, особенно в свете проводимой правительством программы, направленной на искоренение нелицензионного ПО. Основной результат, который получили поставщики программ, заключается в том, что в государственных учреждениях и в корпоративном секторе приобретение «пиратского» ПО стало абсолютно невозможным.

А Игорь Штырля убежден, что наиболее интересны и перспективны рынки Азербайджана, Казахстана и Узбекистана. Во-вторую очередь он называет Грузию и Туркменистан.

Александр Жданович сообщил, что сейчас у компании много работы в Казахстане. Однако фирма планирует развитие субпартнерской сети — открыть представительства в Киргизии и Узбекистане. «Нам пока не хватает рабочих рук и времени, — заметил он. — Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в этих странах работают представительства крупных компаний — поставщиков товаров массового спроса, а также и их дистрибьюторы. Все они — наши потенциальные клиенты».

По словам Ирины Момчилович, в настоящее время активно растут рынки информационной безопасности на Украине и в странах Средней Азии. В связи с тем, что эффективных продуктов для обеспечения ИБ в этих странах представлено не так много, российские дистрибьюторы готовы поделиться своим опытом и обеспечить рынок лучшими современными решениями. Наиболее ценятся в странах СНГ компании, которые накопили большой опыт работы в сфере ИБ и могут оказать профессиональные консультации по внедрению и интеграции систем ИБ, обладают четко отлаженной системой логистики и гарантируют доступность продуктов и своевременные поставки оборудования.

Но везде ли ждут российских дистрибьюторов? Конечно, нет. Конкуренция на ИТ-рынках стран СНГ очень острая. Например, на Украине, по словам Николая Гукасьяна, есть свои компании, давно и успешно работающие на местном рынке, а также филиалы российских фирм. В азиатских республиках тоже предпочли бы обойтись силами местных игроков, но, как отмечает Игорь Штырля, там существует потребность в компетенциях российских компаний.

«Считаю, что на рынках стран СНГ нас скорее ждут, — заявил Артем Бураченок. — Некоторые системы, которые мы разрабатываем, уникальны для постсоветского пространства. У нас все-таки общее прошлое, мы лучше понимаем друг друга, чем европейцев или, скажем, американцев. Кроме того, российское ПО на порядок дешевле западных аналогов, что часто является решающим фактором в странах с менее развитой экономикой. Конечно, у российских компаний меньше опыта, наши системы моложе. Но в тех сферах, где все системы разработаны недавно, например в области автоматизации мобильной торговли, это не играет значительной роли».

Как сообщил Александр Ткачук, в сегменте автоматизации мобильной торговли на Украине представлены все крупнейшие российские игроки и местные разработчики. Если одна из компаний исчезнет — трагедии не будет, ее место тотчас же займут другие. При этом в каждом городе есть небольшие ИТ-компании, которые параллельно с продажей типовых решений могут писать что-то простенькое для конкретного заказчика. За сравнительно небольшие деньги. Он добавил, что украинские разработчики обычно работают «ИТ-неграми», создавая ПО для иностранных заказчиков. Причем, как правило, пишут решения «с нуля», но получают только зарплату, без процентов от продаж, хотя и достаточно высокую по украинским меркам.

Главный козырь — компетенция

«Российские ИТ-компании могут быть успешны там, где востребованы специализированные технические компетенции, где поставляемое решение нуждается в предварительной детальной проработке, в инсталляции и последующем сопровождении», — утверждает Виктория Тарантина. Сегодня практически в каждой стране СНГ есть дефицит квалифицированных специалистов. Потому компания Merlion, обладающая нужными экспертизами и имеющая в своем продуктовом портфеле продукцию более двухсот вендоров, ориентирована на продвижение и поддержку не только простых продуктов, но и сложных решений.

Специалисты отмечают, что российские фирмы могли бы составить серьезную конкуренцию местным и в области системной интеграции, как за счет высокого уровня экспертизы, так и за счет опыта реализации масштабных проектов.

Если говорить о вертикальных рынках, то и здесь перед нашими игроками открываются неплохие перспективы. У ряда заказчиков из государственного сектора, а также из нефтегазовой отрасли есть ограничения, связанные с долей участия локальных учредителей. Это приведет в ближайшее время к различным альянсам местных и российских компаний.

Как считает Артем Бураченок, наши фирмы будут наиболее успешны в тех сферах, где есть региональная специфика. В ряде отраслей России и стран СНГ схожие бизнес-процессы. Поэтому в области автоматизации бухгалтерии, учета, торговли российские системы будут предпочтительнее западных. Помимо этого наши ИТ-компании могли бы добиться успеха в инновационных сегментах, где нет конкурентных аналогов. Развитие технологий создает новые ниши для софтверных фирм, наш разработчик может занять их с тем же успехом, что и американский. Например, значительная доля multitouch-игр, появившихся после выпуска сенсорных устройств, создана российскими и украинскими программистами.

«В Казахстане практически нет крупных национальных ИТ-интеграторов и разработчиков ПО, — отмечает Александр Жданович. — Почти все значимые игроки — партнеры или представительства российских и западных фирм: „1C“, Microsoft, SAP, Oracle, „Инталев“, Softline, „Доктор Веб“ и др.». С этой точки зрения крайне перспективен казахстанский рынок электронной коммерции. Национальных интернет-магазинов мало, почти все они торгуют бытовой техникой и электроникой. Обязательно вырастет спрос на услуги по разработке и продвижению сайтов.

Весьма активно развиваются крупные организации, работающие в финансовой сфере, ИТ- и телекоммуникационные компании. Они тратят значительные средства на создание служб ИБ, регулярно обучают своих сотрудников, участвуют в семинарах и тренингах. Поэтому на этих рынках решения по ИБ будут востребованны, и для работы российских дистрибьюторов и реселлеров здесь существуют большие перспективы.

Конкуренция на ИТ-рынках стран СНГ очень острая. На Украине работают как свои компании, так и филиалы российских фирм. В азиатских республиках тоже предпочли бы обойтись силами местных игроков, но там существует потребность в компетенциях российских компаний.

Экспансия. Заманчиво, но не просто

Несмотря на всю привлекательность ИТ-рынков стран СНГ, примеров успешной работы российских компаний не так уж много. Далеко не любая фирма сможет осилить проект под условным названием «Экспансия бизнеса». Понятно, что такая затея требует больших инвестиций, а это могут себе позволить только крупные ИТ-компании. Кроме того, как говорит Виктория Тарантина, сдерживающим фактором является наличие экономических барьеров, препятствующих экспорту товаров и услуг в СНГ из России. Помимо вышеназванных существует целый ряд других причин, способных свести на нет экпансионистские устремления российских игроков. К их числу Игорь Штырля относит непонимание специфики рынков СНГ, их закрытость, высокие риски как стартапов, так и функционирования локальных офисов, недооценку собственных сил и финансовых возможностей.

Например, на Востоке умеют и любят торговаться, поэтому ждут от продавца скидку независимо от того, что он продает: ковры или системы автоматизации. В Азии любят общаться, любят встречаться. Здесь практически невозможно заключить договор удаленно: нужно встретиться, понравиться друг другу, найти общих знакомых.

«Страны, где объемы ИТ-рынков невелики, не представляют интереса для крупных компаний, — отмечает Николай Гукасьян. — А средние и мелкие фирмы экспансию проводить не могут, у них нет средств. Серьезным игрокам интересен рынок, например, Украины, но там непростое таможенное и налоговое регулирование и к тому же высокая конкуренция. Да и экспертизой там никого не удивишь».

По словам Артема Бураченка, ИТ-рынки многих стран СНГ нельзя назвать зрелыми. Незрелы там и клиенты, и дистрибьюторы. Это особенно заметно, когда от партнера требуется не просто быть реселлером, а создавать добавленную стоимость, например за счет внедрения.

И даже если партнера можно обучить, то что делать с клиентом, который до сих пор считает счеты лучшим средством автоматизации?

«Расстояние, затраты на содержание офиса, другая валюта, другой бухучет, отсутствие квалифицированных кадров — все это сдерживающие факторы для мелких и средних компаний, — считает Александр Жданович. — Крупные игроки, которые хотят работать на локальных рынках, — работают». Однако в последнее время в ряде стран все больше говорят о снижении доли русского языка в деловом и бытовом общении. Это обстоятельство будет способствовать еще большему оттоку «мозгов», что в конечном итоге затруднит работу российским компаниям.

Надо сказать, что экспансия — не исключительная прерогатива наших фирм. Игроки из соседних государств идут тем же путем — начинают работать в сопредельных странах. Украинские компании в сфере автоматизации дистрибуции, по словам Артема Бураченка, успешно выходят на российский рынок и уже составляют здесь конкуренцию. С развитием ИТ-отрасли в странах СНГ конкуренция со стороны представителей этих государств будет только усиливаться.

И все же перспективы перед российскими компаниями открываются неплохие. Как считает Василий Дубинин, в недалеком будущем ожидаются слияния и создание транснациональных компаний при поддержке местных игроков. «В ряде стран СНГ российский бизнес активно работает в сырьевых и промышленных отраслях. Как правило, такие компании для внедрения ИТ-проектов выбирают уже проверенных временем поставщиков, то есть российские компании, с которыми накоплен положительный опыт работы, — отмечает Виктория Тарантина. — Если говорить о дистрибьюторском бизнесе, то в выигрышном положении находятся компании, имеющие наибольшее количество дистрибьюторских контрактов, действующих в той или иной стране. А еще лучше, если эти контракты эксклюзивные. Именно этим вопросам наша компания и уделяет сейчас наибольшее внимание в своей региональной экспансии».

Оптимистично настроен и Игорь Штырля. «В целом перспективы достаточно хорошие, — считает он. — Для этого имеется довольно много предпосылок. В силу исторических причин российский ИТ-рынок является примером (россияне ближе, чем другие иностранцы). Языковой барьер в силу этих же причин практически отсутствует. Российские компании опытнее в бизнесе, обладают большей компетенцией, лучше и дешевле финансируются».

Страны Таможенного союза, по оценке Николая Гукасьяна, сейчас привлекают практически всех крупных отечественных игроков. Похоже, что единое экономическое пространство станет реальностью, а это значит, что в ближайшее время наши ИТ-компании и их конкуренты из ближнего зарубежья получат очередной мощный стимул для развития.