7 августа 2020 г.
Хотя по итогам нынешнего года, как полагает Gartner, оборот мирового рынка инфраструктуры 5G-сетей почти удвоится по сравнению с
О каком именно порядке цен за пределами Поднебесной идёт речь, можно составить представление по недавнему анонсу первого на российском рынке смартфона с поддержкой 5G-сетей в миллиметровом диапазоне. Гаджет должен появиться в отечественной рознице «в ближайшие месяцы» (фраза из июльского пресс-релиза, так что речь, судя по всему, идёт уже о четвёртом квартале), и будет это Motorola Edge+ с ориентировочной ценой под 80 тыс. руб. — примерно 1100 долл. США. В то же время в КНР 5G-смартфоны продаются ещё с конца прошлого года, и всё это время цены на них падают стремительными темпами, опережая в своём снижении самые смелые прогнозы аналитиков.
К примеру, шэньчжэньская компания Realme недавно вывела на рынок КНР 5G-смартфон под названием V5 розничной ценой в 1400 юаней, — около 200 долл. Пока это самое выгодное предложение такого плана для китайской розницы, однако наиболее доступные по цене 5G-модели компаний Huawei и Xiaomi не сильно превосходят заданную Realme V5 ценовую планку. В ближайшее время бюджетные смартфоны с поддержкой сетей пятого поколения внутреннему рынку предложат также Oppo и Vivo. И стремление вендоров приобщить к новейшим технологиям как можно более широкий круг пользователей приносит щедрые плоды.
За один лишь июнь мобильников с поддержкой сетей пятого поколения в КНР было реализовано 17,51 млн единиц, — 61,2% от общего объёма продаж смартфонов в стране за этот месяц. К концу года, уверены эксперты, доля 5G-устройств в среднемесячных продажах достигнет 70%. А пока, согласно данным китайской Академии информационных и коммуникационных технологий, во II кв. 2020 г. каждый третий из реализованных на внутрикитайском рынке смартфонов обладал функциональностью 5G.
Аналитики Digitimes отмечают, что резкое падение цен на 5G-гаджеты в Поднебесной неизбежно ведёт к ослаблению позиций базирующихся вне Китая поставщиков смартфонов. У тех просто не остаётся времени на экономически оправданную корректировку цен на собственные гаджеты (поиск подходящих комплектующих, оптимизацию производственных цепочек и т. п.), что вынуждает внешние бренды вести с китайскими ценовые войны — себе в убыток.
И это следует принимать в расчёт ритейлерам по всему миру за пределами КНР, в том числе и в России. Очевидно, глобальные бренды, втянутые в невыгодное для себя ценовое противостояние на крупнейшем по численности потребительском рынке планеты, стремиться компенсировать понесённые в Китае потери за счёт взвинчивания цен на 5G-смартфоны за его пределами. С сохранением относительно низкой маржинальности их для канала, разумеется, иначе какой в этом смысл?
Всего за 2020 г. в мире будет поставлено, по оценке Digitimes Research, более 250 млн единиц 5G-смартфонов (из них только внутри КНР — 170 млн), — более одной пятой части от общего объёма их отгрузок. Напомним, что на данный момент аналитики этого тайваньского агентства подтверждают корректность своего апрельского прогноза о сокращении глобальных поставок смартфонов всех поколений на 15,2% относительно уровня 2019 г., — до 1,15 млрд единиц. За пределами Китая доля 5G-моделей в объёмах отгрузок не превысит, таким образом, 10% по итогам текущего года.
И дороговизна самих мобильных устройств здесь — лишь часть проблемы. Тем более, что всё больше чипмейкеров по всему миру присоединяются к когорте производителей 5G-систем-на-кристалле для мобильных телефонов. Помимо Qualcomm и Samsung, в эту группу входят теперь и тайваньская MediaTek, и китайская Unisoc Technologies. Чем больше конкурирующих 5G-чипов на рынке, тем выгоднее оказываются цены на них для производителей смартфонов; тем больше возможностей появляется у вендоров снижать цены для канала.
В ценовую войну за рынок мобильных устройств пятого поколения намерена ввязаться даже Apple. Её грядущий в этом году 5G-iPhone наверняка окажется дорогостоящим флагманским аппаратом с поддержкой как миллиметрового, так и
Более того, речь может идти о нескольких приемлемых по розничной цене 5G-смартфонах, ориентированных на географически различные рынки, поскольку выделяемые в каждой из стран радиодиапазоны для сетей пятого поколения порой различаются очень сильно. Заодно дешёвый однодиапазонный iPhone практически снимает извечную для Apple проблему серых поставок: рассчитанный на работу в одной из стран 5G-гаджет бессмысленно станет реэкспортировать в другую, где под сети пятого поколения отведён иной радиодиапазон.
Главная же причина медленного старта сетей пятого поколения вовне КНР, о которой в один голос говорят эксперты, — значительная отсрочка с развёртыванием операторских сетей 5G. Китай первым угодил под удар пандемии и первым же в основном вернулся на докризисные рельсы. В другие страны COVID-19 пришёл позже, их реакция нередко оказывалась менее решительной, а принятые меры, увы, не всегда были достаточны и своевременны.
Именно поэтому за весь 2020 г. на мировой рынок за пределами КНР ожидается поставка всего лишь 82,3 млн 5G-смартфонов. При этом цены на них будут оставаться выше приемлемого для подавляющего большинства потребителей уровня, а сами сети пятого поколения из-за своей неразвитости не смогут предложить абонентам достаточно привлекательных услуг нового типа, из-за которых только и имеет смысл сегодня переключаться с 4G/LTE на 5G. А значит, как минимум до начала
Источник: Максим Белоус