14 апреля 2021 г.

Юрий Матченко

Недавно компания John Deere провела первую конференцию «Цифровой хаб John Deere», чтобы познакомить дилеров из стран СНГ с новыми разработками, повышающими эффективность и экономичность сельскохозяйственного производства. О том, какие цифровые решения сегодня представлены в агросекторе и как они способствуют росту отрасли, рассказывает Юрий Матченко, специалист по системам возделывания сельскохозяйственных культур и технологиям точного земледелия компании John Deere.

Джентльменский набор агрария

Все цифровые решения, которые представлены в сельском хозяйстве, в самом общем приближении можно разделить на 3 большие категории. Во-первых, это инструменты, которые служат целям дескриптивного анализа: они помогают увидеть, что происходит на производственном участке, и собрать об этом информацию. Во-вторых, есть инструменты для прескриптивного анализа: они позволяют определить, что нужно сделать. И, наконец, третья и, пожалуй, самая продвинутая группа инструментов — решения для предиктивного анализа. Эти инструменты показывают, что нужно сделать для того, чтобы в будущем получить желаемый результат.

Если же говорить о том, какие инструменты сейчас самые актуальные, трендовые и распространенные, то в рамках всех этих трех групп можно обозначить следующие типы решений:

  1. Инструменты для дистанционного зондирования: спутники, дроны, решения для построения зон продуктивности, вегетации и т.д. Еще 2-3 года назад они воспринимались аграриями скорее как интересный эксперимент. Однако сейчас это уже производственная необходимость — мониторить поля и видеть, что происходит с культурами на уровне их физиологии. В этом заключается главное преимущество подобных инструментов.
  2. Системы, которые позволяют получить полную картину: что делает техника на поле, как она используется, как распределяются рабочие силы в тот или иной момент. Подобные системы позволяют проанализировать принятые решения, увидеть, насколько они были правильными, и внести необходимые коррективы.
  3. Решения для оптимизации операций и полевой логистики. Когда знаешь контуры полей, ширину орудий и так далее, можно заранее спланировать все проходы техники. В свою очередь, это позволяет оптимизировать множество процессов — от внесения удобрений до оценки состояния культур. При этом все решения принимаются не наугад, а строго на основании данных. В результате высвобождаются средства, которые можно либо вывести в форме прибыли, либо реинвестировать производство.

Думать о потребностях клиентов

Активнее всего развиваются инструменты для дистанционного зондирования, при этом они широко доступны — часто такие решения бесплатны и их в базовых версиях можно получить безо всяких подписок и лицензий. К тому же они не требуют приобретения дорогостоящего оборудования или его настройки: спутники запускаются международными космическими агентствами, а аграрий получает именно тот небольшой объем данных, который ему необходим, либо бесплатно, либо за совсем небольшие деньги.

Для большинства аграрных компаний это входная точка область точного земледелия, тем более что если раньше на предприятии требовался человек, который мог бы проанализировать полученные данные, то с появлением технологии ИИ сами инструменты уже могут если не давать рекомендации, то хотя бы сигнализировать об аномалиях и частично автоматизировать процесс мониторинга культур.

Сегодня производители решений для точного земледелия уже не соревнуются в качестве снимков или частоте их получения — эти показатели у всех примерно одинаковые. Теперь они смотрят на ситуацию глазами клиента, и те разработчики, которые понимают потребности заказчиков лучше всего, будут успешны на этом рынке. И это очень важная и очень позитивная тенденция, поскольку благодаря ей все больше технологических компаний думает не только о себе и о своем продукте, а в первую очередь об интересах клиента. И это одна из основных причин, почему именно упомянутый сегмент растет быстрее остальных.

Опасения напрасны

Еще пару лет назад такого разнообразия инструментов, как сейчас, не было, и даже не все аграрии о них слышали. Сегодня, если фермер не слышал о спутниковых снимках или зонах вегетации, это вызывает ряд вопросов. Технологии уже прошли стадию, когда они были инструментом либо для энтузиастов, либо для ведущих специалистов, которые могли себе позволить этот анализ. Снизился порог вхождения, и теперь любому фермеру вне зависимости от того, какие машины используются, достаточно иметь мобильный телефон, подключение к интернету и желание увидеть эту информацию.

В свою очередь, спрос рождает предложение. Так как подвинулись во многом сами фермеры, технологическим компаниям тоже приходится развиваться без остановки. В результате на смену разноцветным картам, на которых можно было посмотреть на свою культуру, пришли инструменты для анализа и принятия решений.

Эти два изменения не могли пройти бесследно. Они создали важный прецедент: ознакомительные инструменты превратились в насущные. Сегодня они как минимум помогают оптимизировать себестоимость выращиваемой продукции. И как только появился этот момент финансовой оптимизации, мы можем наблюдать взрывной рост. С ростом скорости появления новых технологий растет и активность их внедрения, и основным препятствием на этом пути остаются даже не вопросы технической оснащенности или инвестиций, а опасения, что техника заменит специалистов и вытеснит людей с рабочих мест.

На самом деле это миф. Ни один из этих инструментов не исключает специалиста из производственного цикла: он не сокращает количество рабочих мест, а позволяет оптимизировать работу. Показательный пример: раньше требовались квалифицированные операторы, которые могли сами починить трактор, знали, по какой траектории и где именно его вести и так далее. Сегодня машины сами могут прокладывать путь и провести операцию с минимальным участием человека, но специалистов это не вытеснило, а просто поменяло зону их ответственности. Сама отрасль от этого выросла, а люди, занимающие соответствующие позиции, только выиграли. рали те люди, которые занимали эти позиции.

То же самое рано или поздно случится — точнее сказать, уже происходит — с агрономами и специалистами по выращиванию сельскохозяйственных культур. Они не исчезнут, просто их привычная дневная рутина слегка изменится. Вместо того чтобы выехать на поле в пять утра, пока есть роса, специалист проснется и будет смотреть у себя дома с помощью приложения в мобильном телефоне, что происходит на поле. Но от этого он не перестанет быть специалистом и потребность в нем не отпадет.

Будущее — за диалогом и партнерством

Год-полгода назад мы даже не слышали о российских производителях высокотехнологичных решений для агросектора, представленных на рынке. Сейчас такие компании есть, и они понемногу начинают проникать на международный рынок, причем соотношение стремительно меняется, и уже через полгода-год отечественных разработчиков будет гораздо больше, чем сейчас.

Тренд «возьмем с Запада и адаптируем» уходит. Есть достойные российские компании, которые уже успели стать специалистами в данной сфере. Дело в том, что западные разработчики, как правило, раньше российских выходят на международный рынок, поэтому раньше становятся известными, чем локальные игроки. Но среди последних есть сильные представители, которые отталкиваются не от своего продукта, а от потребностей клиента. Обычно в таких компаниях работают либо специалисты, которые раньше сами трудились в агросекторе, либо работа ведется в тесном сотрудничестве с клиентами. Такие компании, в том числе российские, активно и быстро выходят на международный рынок.

Чтобы их поддержать, мало дотационной поддержки — они не решат проблему. Основная сложность, мешающая развитию, заключается в том, что многие сельхозпредприятия пока сопротивляются внедрению. Они либо боятся технологий, либо не понимают их ценности. Но приходят новые, более молодые специалисты, заинтересованные в инновациях и готовые к переменам, и это внушает надежду. Чтобы усилить этот тренд и помочь в преодолении барьера, необходимо популяризовать технологии, вести активный диалог с сельхозпроизводителями. Необходимо донести до них, что это не мода, не сиюминутные решения, а инструменты, за которыми стоит будущее. И когда в ходе этого диалога аграрии увидят, что высокотехнологичные инструменты — не просто источник прибыли для разработчика, а что сам фермер — равнозначный партнер, для которого все это создается, что во главу угла ставятся его цели и задачи, недоверие, несомненно, уйдет.

Когда сельхозпроизводитель в этом диалоге увидит, что он не просто источник денег для этой компании, что он равнозначный партнер. а во главу угла ставятся его потребнности и его задачи, недоверие к компаниям-партнерам уйдет. говоря о локальных разработчиках — достаточно важно обеспечить присутствие на рынке не только как поставщика услуг, но и участие в каких-то открытых лекциях. семинарах, не только о продукте, но и о том, какую роль он играет в производственной системе аграриев. Это бы действительно помогло укоренить образ партнерства и образ сотрудничества, а не образ просто монетарных отношений между компанией и фермерами.

Источник: Юрий Матченко, специалист по системам возделывания сельскохозяйственных культур и технологиям точного земледелия компании John Deere