19 октября 2022 г.
Современные компании уже сложно назвать инструментами для зарабатывания денег. По-настоящему успешные представители бизнеса ставят не только финансовые цели. Они стремятся изменить мир, сделать его лучше.
Началом этого движения была корпоративная филантропия, заявившая о себе в виде практики ESG — Environmental, Social and Corporate Governance — участия бизнеса в решении социальных и экологических проблем. Постепенно развиваясь, ESG привела к созданию концепций корпоративной социальной ответственности (CSR) и социально ответственного инвестирования (SRI). Главным отличием нового подхода стало включение в стратегию развития бизнеса целей по улучшению экологической ситуации и социальной среды, причем не только в рамках предприятия и его сотрудников, но и в масштабах города, страны или даже всей планеты.
В начале XXI века основным лозунгом новых бизнесов стало изменение мира к лучшему. Создатели стартапов публично заявляли, что работают в первую очередь для людей, а финансовый успех — всего лишь побочный эффект.
Импакт: изменить мир к лучшему
Такой подход получил название импакт-предпринимательства. Основным его отличием от социально ответственного инвестирования стала степень воздействия на мир: если принятие бизнесом социальной ответственности предполагало, например, выделение средств на помощь бездомным, то импакт-предприниматели заявляли, что хотят сделать так, чтобы у всех людей было где жить. Другими словами, импакт-предпринимательство предполагает глобальные изменения, которые можно масштабировать на большее число людей, регионов или стран.
Яркие представители глобального импакт-бизнеса — Apple, Tesla и SpaceX, Telegram, TED. Однако импакт-подход не исчерпывается глобальными корпорациями и в полной мере присутствует в российском бизнесе.
Импакт-идеи в России
Один из отечественных проектов, реализующих импакт-идеи — платформа взаимодействия граждан и власти iGrajdanin.ru. Это независимый и бесплатный инструмент для улучшения городской среды и сельских территорий.
Ключевая цель проекта — повысить качество диалога между властью и активными гражданами, чтобы совместными усилиями создавать комфортную для жизни городскую среду.
С помощью платформы жители всех населенных пунктов России могут сообщить властям о проблемах и добиться их решения. Представители власти получают возможность контролировать ситуацию на вверенной ей территории. Подключившись к системе, чиновники могут не только максимально эффективно реагировать на запросы, но и оперативно получать информацию о том, что происходит на территории, что волнует граждан, какие проблемы преобладают, как решаются.
Платформа iGrajdanin.ru была создана в мае 2012 группой активных жителей подмосковного города Коломны, в числе которых были Андрей Давидович, создатель и владелец компании «Смарт-Софт», и предприниматель Карен Тер-Оганов. Благодаря хорошо масштабируемой модели и наличию потребности в подобном сервисе, платформа iGrajdanin.ru за короткий срок выросла из локального проекта до федерального уровня: на сегодняшний день в проекте зарегистрировано более 60 тыс. участников из 850 городов России, причем 70% заявленных с помощью платформы проблем были успешно решены. Общее число размещенных на iGrajdanin.ru сообщений о проблемах превышает 35 тыс.
В соответствии с основной идеей импакт-предпринимательства проект iGrajdanin носит некоммерческий характер: финансирование происходит за счет личных средств его создателей и пожертвований активных граждан.
Станет ли мир лучше?
Важное свойство импакт-идей и импакт-проектов — вирусный характер их распространения. Многие мировые корпорации присоединились к борьбе за уменьшение выбросов и стали налаживать бережливое производство. По-настоящему значимые инициативы находят отклик у многих компаний и государственных ведомств. Это значит, что несмотря на отсутствие коммерческих целей импакт-предприниматели делают более важное дело: они в самом деле меняют мир к лучшему, ориентируясь на глобальные потребности людей.
Источник: Ирина Пенькова, заместитель генерального директора по маркетингу «Смарт-Софт»