5 ноября 2019 г.
Трендом ИТ и одновременно локомотивом рынка остается cloud-направление, внутри которого происходит много интересного. И судя по всему, будет происходить.
Gartner в числе десяти стратегических технологий 2020 назвал две, имеющие непосредственное отношение к «облакам» — «развитие распределенных „облаков“» и «обработку на периферии». Остальные, отнесенные к стратегическим, — «гиперавтоматизация», «диверсификация пользовательских интерфейсов», «демократизация навыков», «дополнение возможностей человека», «прозрачность и отслеживаемость», «автономные вещи», «практическое применение блокчейна» и «безопасность искусственного интеллекта» — предусматривают использование в той или иной степени возможностей «облаков», но не описывают происходящее внутри cloud как технологии.
«Мультиоблако» уже реальность на корпоративном рынке. Напомним, что большинство корпоративных заказчиков даже в российских условиях «распробовали» преимущества cloud-решений и стремительно внедряют их в свои корпоративные ИТ-инфраструктуры. Отставание от мировых показателей в этом тренде драматическое — напомним, что, если в дальнем зарубежье уже порядка половины корпораций перешли в «облака», то в российских условиях их не более 20%, как отмечал Сергей Боровиков, руководитель департамента облачных технологий Softline (об этом CRN/RE писал). Интересно, что по данным собственного исследования Softline, 59% компаний, перешедших в «облако», уже используют более одного «облака». Хотя это, как легко видеть, всего лишь чуть более 10% от общего количества корпоративных заказчиков в стране, но они являются явными трендсеттерами.
Проблемы при использовании нескольких «облаков» очевидны: нужно распределять данные и приложения между несколькими cloud-ресурсами, действуя с учетом расценок, скорости доступа, требований регуляторов и предпочтений компании в вопросах отказоустойчивости. Задачи получаются со многими переменными, да еще и требуют для решения не только аналитических, но и эвристических подходов. Причем все перечисленные параметры могут динамично меняться, а поэтому требуют постоянного отслеживания и соответствующей реакции, что для ИТ-службы по понятной причине проблематично. Выход прост: нужно отдать соответствующие действия по оптимизации с требованиями соответствия законодательству как граничного условия на аутсорс, желательно тому же самому провайдеру, который предоставляет организации нужный ей спектр cloud-сервисов. По сути, cloud-провайдер из поставщика собственных услуг превращается, с одной стороны, в брокера «облачных» сервисов, а с другой — с обращенной к клиенту — в поставщика кастомизированных мультиоблачных решений.
«Распределенное „облако“» — новый уровень удобства для корпоративного пользователя от «облачных» вычислений, когда операторы по-прежнему будет отвечать за работу, управление, обновление и развитие своих сервисов, но при этом распределяя данные и приложения заказчика оптимальным образом. При этом достигается новый уровень абстрагирования заказчика от ИТ-инфраструктуры — если раньше компания, использующая «облака», могла даже не представлять себе физические серверы, на которых «крутится» ее инфраструктура, то сейчас заказчик может уже абстрагироваться от перечня и местоположения «облаков», используемых им! На первый взгляд, это странно, но при ближайшем рассмотрении спектра задач, которые стоят при проектировании «облачной» инфраструктуры, становится очевидно, что лучше поручить это дело профессионалам, а бизнесу получать сервисы с заданными параметрами от одного поставщика и по принципу «одного окна».
В российских условиях «распределенное „облако“», скорее всего, часто будет включать в себя cloud-сервисы как от публичных операторов, так и приватные «облака» заказчиков — требования регуляторов могут быть довольно затейливы, а эксперименты со структурой Рунета являются источником дополнительных рисков. Однако кроме дополнительных затрат на расширенные резервирование и дублирование, в других условиях избыточные, а также на специфическую экспертизу ничего принципиально иного ситуация для российских заказчиков не требует. Так как «распределенное „облако“» в российских условиях с высокой вероятностью будет включать в себя непубличные структуры в виде собственных ресурсов заказчика, выступать операторами таких сервисов особенно удобно будет интеграторам, которые и так часто являются cloud-провайдерами, а теперь логично развивая свои сервисы до возможностей предоставления сервисов по требуемому формату «одного окна».
«Распределенное облако» — логичное продолжение и развитие концепции «распределенных вычислений, к которым непосредственное отношение имеет EDGE (о которой CRN/RE писал). «Вычисления идут от края до края сети», — говорит Дмитрий Пенязь, руководитель департамента инфраструктурных решений Hewlett Packard Enterprise в России. Легко видеть, что за перераспределением вычислений из собственной инфраструктуры в «облако», а потом за диверсификацией их между «облаками» потребуется еще одно мощное перераспределение — часть вычислений уйдут на границу сети, часть данных будет находиться там же. Но это уже, судя по всему, задача не наступающего года, а более отдаленных времен, в 2020 году, как и предсказывают аналитики Gartner, скорее всего, трендом будет «обработка на периферии», которая начнет требовать от корпоративных заказчиков как новых инфраструктурных решений, так и пересмотра политик по отношению к данным.
Источник: Александр Маляревский