27 апреля 2021 г.
«О чем бы ни говорили, всегда говорят о деньгах» — второй политический принцип Тодда из Законов Мерфи полностью применим к «цифровой трансформации» (DX). Решение о проведении комплекса мероприятий по «цифровой трансформации» для любого корпоративного заказчика является политическим, как мы уже говорили в предыдущем материале, причем как по уровню принятия, так и по контролю над реализацией — усилий CDTO обычно бывает недостаточно, нужна поддержка первых лиц компании.
Смысл DX: от конкуренции к выживанию
«Цифровую трансформацию» стоит рассматривать как перестройку деятельности компании, организационный или, если хотите, финтех-проект, осуществляемый при помощи ИТ-решений. Главные ожидания руководителей от «цифровой трансформации» состоят в увеличении капитализации компании и росте маржинальности продуктов и услуг, как отмечено в исследовании KMDA. Цель «цифровой трансформации» — помочь бизнесу стать эффективнее, повысить прибыль и снизить расходы, выявляя «горячие точки» и зоны, которые можно улучшить или оптимизировать, как отмечает Максим Рябов, сооснователь технологической платформы для планирования и мотивации массового персонала Goodt (входит в группу компаний ЛАНИТ).
Подход, предусматривающий отнесение DX не к ИТ, а к бизнес-вопросам, причем к стратегическим, на практике крайне полезен: он сразу повышает статус соответствующих процессов, а также обеспечивает понимание, что основные ее цели — и, соответственно, метрики, позволяющие оценить успех/провал — находятся не в эффективности использования серверов, «облаков» и других цифровых инструментов, а в показателях оптимизации бизнес-процессов и основных бизнес-параметров.
Детали уточняем по месту
В большинстве случаев заказчики детализируют свои пожелания к DX, отмечая, что в результате мероприятий «цифровой трансформации» компании должны сократить расходы, увеличить доходы и прибыль, повысить конкурентоспособность продуктов и т. д. Зачастую делают акцент на некоторых других показателях, например, желают обеспечить безопасность сотрудников, повысить эффективность, улучшить управляемость производственных процессов и проч. Заметим, что многое зависит от специфики деятельности компании. Если, например, снижение травматизма на производстве вряд ли будет на первом месте для ритейлеров, то для строительных или горнодобывающих компаний этот параметр крайне важен, в том числе, и по экономическим причинам — штрафные санкции и выплаты сотрудникам, пострадавшим от несоблюдения ТБ, могут быть огромными.
Как именно должны выглядеть показатели, на которых фокусируют изменения, компании решают по-своему. Например, для Softline «цифровая трансформация» в плане изменений означает изменение бизнес-процессов, позволяющее выполнить автоматизацию, уменьшить задержки, сократить издержки на процесс, ускорить принятие решений, как отмечает Олег Тремзин, директор корпорации. Для DX, по его мнению, также нужны изменения отношений с поставщиками и партнерами и изменения в продуктах.
Осознание важности состоялось
«Тема „цифровой трансформации“ перешла из категории „хайпа“ в стратегическую повестку большинства компаний в России», — говорит Владимир Рыжков, генеральный директор KMDA. Важность «цифровой трансформации» российский бизнес в полной мере осознал за последние 2 года: если в 2018 году только 33% представителей компаний уже называли ее необходимым для бизнеса процессом, то в 2020 количество таковых почти удвоилось и достигло до 64%, согласно исследованию KMDA. Также российские компании понимают, что если раньше «цифровую трансформацию» рассматривали как способ опередить конкурентов, то теперь это вопрос не столько лидерства, сколько выживания.
Заметим, что есть и более оптимистичные оценки текущей ситуации в российском сегменте.
Отрадно, что государство активно развивает инфраструктуру, которая способствует внедрению «цифровой трансформации» как для отдельных структур, так и для территорий. Напомним, что национальный проект «Цифровая экономика», запущенный вместе с остальными в 2018 году, к 2024 году предусматривает, в частности, создание электронного паспорта для граждан РФ, единую государственную «облачную» платформу и инфраструктуру «Цифровой профиль» для обмена информацией между государством, гражданами и организациями. В планах по данному нацпроекту также подключить 97% домохозяйств к широкополосному интернет-доступу к указанному сроку, запустить 5G-сети и на 85% перейти на российский софт в госорганизациях. К инфраструктурным проектам стоит отнести и создание общенациональных информационных систем, как отмечает Олег Губка, директор по развитию бизнеса компании «Аванпост», приводя в пример Национальную систему управления данными (НСУД) — единую платформы для сбора, обработки, хранения и использования государственных данных.
DT Index: российская ситуация лучше мировой
По итогам прошлого года 85% российских компаний ускорили программы «цифровой трансформации», тогда как в среднем по миру этот показатель составляет всего 80%, по данным DT Index, глобального исследования, регулярно проводимого по заказу Dell Technologies. В свежем исследовании DT Index также отмечено, что за пандемию российские компании развили свою экспертизу в масштабных перестройках бизнес-процессов и во внедрении цифровых инструментов. Хотя денег на инвестиции в DX не хватает, компании продолжают вложения в данное направление, причем изменился фокус инвестиций.
«До пандемии бизнес инвестировал преимущественно в имеющиеся технологии, а не инновации, — говорит о российских компаниях Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России. — Однако теперь компании активнее реализуют программы цифровой трансформации, чтобы быть более конкурентоспособными, оптимизировать затраты и внедрять технологии будущего».
Оптимизм в оценке ситуации на российском рынке у некоторых компаний сдержанный. Например, сегодня многие российские компании — даже в полной мере осознающие необходимость внедрения инноваций в бизнес-процессы — зачастую не имеют целостной стратегии цифровой трансформации предприятия, отмечает Татьяна Бочарникова, глава NetApp в России и СНГ. Многие в лучшем случае концентрируются на модернизации аппаратных платформ, отмечает она, а этого недостаточно. Целями «цифровой трансформации» являются не технологии и не их внедрения в производство, а изменение бизнес-процессов и бизнес-показателей. Компании, которые этого не понимают, сталкиваются с существенными проблемами.
«Цифровые романтики» опасны при DX!
Сложно сказать, когда и почему термином «цифровые романтики» стали называть людей с излишне технократическим подходом к информатизации и, соответственно, к «цифровой трансформации», но технократический подход в данном случае оказывается крайне опасен. На практике он ведет к повышенным расходам, а в проведении DX на предприятии с высокой вероятностью — в тупик. Технологии важны для современного рынка, более того, «технологии никогда не были так важны», как отмечает Борис Щербаков, в интервью CRN/RE. Но сводить все трансформационные изменения к «хай-теху» совершенно неправильно. Более того, в современных условиях к технологическим трендам следует относиться очень осторожно.
Акцент на внедрение самых продвинутых инструментов и технологий обычно приводит к избыточным затратам на ИТ-решения — компоненты для новейших решений оказываются весьма дорогими, равно как их соединение в рабочие системы и последующее сопровождение. Кроме того, акцент на технологиях приводит к «лоскутной автоматизации»: точечным внедрениям не связанных друг с другом digital-решений, что дает такие же «точечные» эффекты. И, что важно, фрагментарный подход не является «цифровой трансформацией»! DX должен быть комплексной бизнес-инициативой, как подчеркивает Владислав Шершульский, руководитель направления перспективных технологий Microsoft в России, а не единичными внедрениями цифровых инструментов.
«Те, кто до сих пор автоматизируют бизнес „кусками“? в ближайшем будущем будут вытеснены с рынка», — предупреждает Игорь Потоцкий, генеральный директор компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм».
Во взаимодействии между собой бизнес-процессы образуют единое информационное поле, отмечает Андрей Солуковцев, директор департамента по продвижению технологических решений IBM, а оно при эффективном использовании помогает бизнесу получить дополнительную выгоду от кросс-канальных продаж, цифрового портрета клиента, а также новых внешних и внутренних сервисов, возникающих на стыке текущих предложений.
В большинстве случаев компании рано или поздно понимают, что процессы хорошо бы увязать между собой, чтобы получить синергетические эффекты и синхронизировать работы по внедрению digital, но обычно уже бывает поздно: проекты идут полным ходом, расходы растут быстро и неконтролируемо, а «цифровая трансформация» не происходит — прорыва в бизнес-показателях не случается. Такое развитие событий на первый взгляд выглядит утрированным, но оно встречается чаще, чем можно представить: 25% компаний, опрошенных в ходе исследования KMDA, показали, что не получили никакого эффекта от «цифровой трансформации»!
«Цифровая трансформация»: бывает даже в нишах
Процессы DX успешно происходят во многих нишах ИТ-компонент. Например, сейчас на подъеме системы хранения данных (СХД), развитие которых невозможно без нишевой «цифровой трансформации» внутри сегмента. Если некогда для создания СХД было достаточно взять качественные компоненты и аккуратно собрать из них сбалансированную систему с нужными параметрами, попав при этом в рамки бюджета и протестировав ее для обеспечения надежности, и представить рынку, то сейчас ситуация изменилась: это по-прежнему необходимо, но уже совершенно недостаточно. Чтобы обеспечить требуемые современным рынком основные параметры СХД, вендорам приходится внедрять служебные ИТ-решения, создавая изощренные схемы с применением IoT, AI, «облаков» и прочих элементов.
Например, современная топовая СХД корпоративного класса должна работать 24×7, а суммарное время ее простоя в год не должно превышать десятка секунд, говорит Денис Дубинин, менеджер по продукции Huawei Enterprises в России. Такая надежность в принципе не может быть достигнута без применения постоянного мониторинга и предиктивной аналитики. Параметры работы СХД постоянно отслеживает система датчиков (их можно отнести к IIoT), которые генерируют поток данных, на основании анализа этого потока потенциальные неисправности можно обнаружить и исправить до того, как они приведут к сбоям в работе всей системы. Программные проблемы, неизбежно возникающие при работе комплексов такой сложности, система также может успешно решать в автоматическом режиме без участия администратора — в условиях пандемии такие возможности становятся особенно актуальными, как отметил Майкл Ванг, директор по облачным технологиям и глава AI-департамента в российском Huawei EBG. Разумеется, гарантийный сервис и техническая поддержка, выполняемая специалистами-людьми, сохраняют актуальность, но требования к ней оказались радикально переформатированы.
Как видно, за последние несколько лет сегмент СХД прошел путь развития с использованием совершенно новых подходов, которые требуют и совершенно новых компетенций от разработчиков, продавцов, внедренцев и сервис-инженеров. Но без этого работа систем на требуемом сегодня уровне оказывается совершенно невозможной. Как видим, и тут для вендоров DX на определенном этапе была нужна как заявка на лидерство, а теперь необходима для выживания на рынке (в топовом сегменте систем хранения данных это наиболее заметно). Это можно рассматривать как «цифровую трансформацию», отмечает г-н Ванг. Согласимся с ним — данный пример хоть и неканонический, но достаточно выразительный.
Заметим, что процессы, аналогичные происходящим в СХД, компании реализуют для заказчиков: как отмечает Светлана Гацакова, директор ДКИС ALP Group, востребованы системы непрерывного мониторинга бизнес-процессов и управления изменениями, модули оценки рисков, использующие возможности искусственного интеллекта, инструменты дистанционной проектной работы и многое другое.
Сегодня бизнес все чаще формирует общую цепочку создания ценности с партнерами и потребителями, уверен г-н Шершульский, что при умелом использовании дает дополнительные конкурентные преимущества, в частности, возможности быстро отслеживать изменения на рынке и быстро на них реагировать. С этим согласны многие другие игроки рынка и аналитики; например, ситуации, в которых клиент оказывается вовлечен в процесс создания товаров и услуг, а также может влиять на их качество, называют в отчете KMDA одним из трендов внутри «цифровой трансформации», который часто приводит к положительным результатам.
Игроки рынка реагируют на повестку
Ключевые игроки рынка уже создают подразделения, ориентированные на задачи DX у корпоративных заказчиков. «У Mail.ru Group — широкая база технологий в области больших данных и автоматизации процессов», — говорит Любовь Пшеничникова, директор по развитию стратегических партнерств в коммерческом департаменте Mail.ru Group. Направление продвижения комплексных услуг «цифровой трансформации» было создано Mail.ru Group относительно недавно — в июле 2020 года — но оно направлено на компании любого размера и на работу с разными бизнес-процессами: от маркетинга и развития каналов продаж до найма и управления кадрами, логистики и автоматизации производства. Пример Mail.ru Group далеко не единственный.
Важно, что всем игрокам рынка — и работающим в ИТ-компаниях нужно отказываться от узких технократических подходов, расширять кругозор и soft skills. Основной трудностью «цифровой трансформации» Денис Батранков, независимый эксперт по ИБ, называет сложности для людей в отказе от старых привычных методик. Это тяжело, но нужно. «Выживание и процветание в наше время постоянных изменений требует железной воли», — говорит г-н Щербаков.
Что это значит для канала?
Для канала происходящее в глобальном смысле означает развитие известного базового тренда — от box moving игроки рынка все сильнее смещают акцент на продвижение экспертизы, на коллаборацию в разработке, внедрении и развитии решений для задач заказчика.
Напомним, что Garther в этом году уже два раза корректирует прогнозы на рост объемов глобального ИТ-рынка: теперь аналитики ожидают роста год-к-году на 8,4% в 2021! Однако вложения в оборудование, софт и инфраструктуру тоже потребуются. О главных направлениях этих инвестиций мы поговорим в следующем материале цикла статей про «цифровую трансформацию».
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE