17 июня 2015 г.
Мировые поставки «носимой электроники» — умных часов и фитнес-браслетов — будет расти в ближайшие пять лет со скоростью 18% в год — такие прогнозы озвучил Брайан Ма, тайваньский аналитик IDC. Легко видеть, что такой прогноз означает экспотенциальный рост продаж таких устройств. Вряд ли «умные часы» станут локомотивами рынка, но в качестве «локомотивчиков» их вполне можно использовать уже сейчас, причем российскому ритейлу — в первую очередь.
По данным IDC за первый квартал этого года объем мирового рынка «носимой электроники» составил 11,4 млн устройств, рост продаж в натуральном выражении составил 200% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (заметим, что после выхода «часов» Apple итоги второго квартала будут еще более выразительными). Аналитики радостно сообщают о выразительном росте на протяжении восьми кварталов подряд, но это лукавые цифры — два года назад этого сегмента практически не существовало. Разные варианты «умных часов» выпускали некоторые вендоры — Sony, Garmin, Pebble и другие — но эти девайсы были столь экзотичны, разноплановы и немногочисленны, что объединять их в единый сегмент никто из аналитиков не решался. За восемь кварталов рынок «носимой электроники» прошел зону формирования, показывая при этом выразительную динамику роста, которую легко объяснить «эффектом низкой базы».
Теперь «носимая электроника» стала модным аксессуаром не только среди гиков и гаджетменов, на этот рынок пришли трендсеттеры (прежде всего, Apple) и тут стали активно действовать китайские гиганты (например, Xiaomi). Рынок стал заметен по своим оборотам как в натуральном, так и в денежном выражении. Однако, обольщаться не стоит — продажи часов и браслетов пока выглядят вяло на фоне объемов других гаджетов. Напомним, что по итогам прошлого года в мире было реализовано, по данным Gartner Group, 1 244 890 000 шт. смартфонов, 308 млн. традиционных компьютеров, 216 млн. «таблеток», а «носимых устройств» — чуть больше 50 млн. В этом году продажи последних, прибавив 38% в натуральном выражении — как видно, Gartner куда как оптимистичней IDC — достигнут 70 млн. шт, но и это выглядит весьма скромно на фоне объемов продаж других цифровых устройств.
Российским ритейлерам придется делать акцент на продвижении носимой электроники. Причем вовсе не потому, что на локальном рынке у этих товаров какие-то особые перспективы, скорее, наоборот (об этом мы еще поговорим), а просто потому, что деваться ритейлерам просто некуда. Российский розничный рынок цифровых товаров сужается из-за набирающего обороты общеэкономического кризиса в стране. Недорогие модели смартфонов-планшетов активно продвигают гигантские операторские сети, как мы уже отмечали, не столько ради разовой маржи от продажи, сколько для ежемесячного увеличения мобильного трафика данных, причем делают это весьма успешно: по данным МТС, в первом квартале 2011 года российские абоненты компании скачивали в среднем 216 Мб за месяц, а в первом квартале 2015 — 2,14 Гб (заметим, что это не рекорд — у абоненты «МегаФона» в среднем скачивали в первом квартале по 3,16 Гб). Модели смартфонов топового и среднего классов в техническом плане весьма интересны, но в большинстве лишены вау-факторов, способных мотивировать многих абонентов на замену уже имеющихся у них моделей аналогичного класса предыдущих поколений. О проблемах с планшетами мы неоднократно писали, и ситуация в этом сегменте не демонстрирует тенденций к исправлению.
На этом фоне сегмент «носимой электроники» начинает выглядеть привлекательно. Конечно, локомотивом он не станет, но сейчас розничному рынку сгодится любой драйвер, даже малой мощности. Вот таким «маневровым тепловозиком» вполне может стать «носимая электроника». Правда, с ней есть дополнительные проблемы.
Мировыми лидерами продаж в этом сегменте стали Fitbit, Xiaomi, Garmin, Samsung и Jawbone, как видно, из пяти компаний только одна хорошо представлена в российском канале. Поэтому ритейлу приходится или фокусироваться на поставках Samsung, а также хорошо представленных в канале Sony и LG, либо создавать собственные каналы поставок, что хлопотно и дорого.
На российском рынке уже присутствуют мощные конкуренты, у которого нет проблем с поставками «носимой электроники» как от мировых брендов, так и от малоизвестных китайских производителей. Речь идет, прежде всего, о «Али-бабе», но и другие конкуренты из Поднебесной тоже активно осваивают российские просторы.
Наконец, следует помнить, что в мировом сегменте «носимой электроники» основную массу продаж составляют фитнес-трекеры, а совсем не «умные часы». Между тем, россияне вовсе не так озабочены проблемами здорового образа жизни вообще и фитнеса в частности, чтобы раскупать трекеры «как горячие пирожки», поэтому ритейлу придется сосредотачиваться на «умных часах», которые достаточно дороги — особенно на фоне вышеупомянутого локального кризиса — поэтому продвигать этот товар придется для «верхнего сегмента среднего класса», где клиенты сейчас сильно избалованы вниманием ритейла и при этом относительно малочисленны, поэтому массовых продаж обеспечить не смогут.
Как видно, ситуация совсем не радужная, но, как было отмечено, выбора у российского ритейла особо нет. Большинство других опций к смартфонам/планшетам или крайне дешевы (например, чехлы или защитные пленки для экрана) или еще более нишевые, чем «часы» (внешние аппаратные клавиатуры, оптические насадки на объективы камер и т.д). Поэтому продвижение «умных часов» становится насущной необходимостью для компаний, специализирующихся на розничной торговле электроникой. Да и вероятность того, что владелец топового смартфона купит «часы» как новую опцию для своего девайса существенно выше, чем вероятность покупки, например, bluetooth-гарнитуры... ну, скажите, у кого еще нет гарнитуры? Низкую насыщенность аудитории «носимыми» новинками использовать просто необходимо!
Источник: Александр Маляревский