10 декабря 2015 г.
Компания TAG Heuer объявила о приостановке приема онлайн-заявок на «умные часы» Connected, которая продлится ориентировочно до середины будущего года. Причина в неожиданно высокой популярности этой люксовой модели, за заказами на которую, по словам представителя вендора, не поспевают производственные мощности компании. В течение ближайшего полугодия эти «умные часы» компания будет продвигать через собственные салоны и салоны бизнес-партнеров, специализирующихся на продажах часов элитных марок.
История вопроса
Модель TAG Heuer Connected, выпущенная в продажу месяц назад, была первыми «умными часами», выпущенными грандами часового рынка. Пока она таковой и остается — появившееся неделей позже решение Montblanc e-Strap в техническом плане оказалось весьма изящным, но оно относится скорее к «умным браслетам», нежели к smart watch.
Напомним, что Connected при цене порядка полутора тысяч долларов представляют собой «умные часы» на платформе Intel работающие под управлением Android. Внешне они выглядят как классические часы с диаметром корпуса новинки 46 мм и круглым тач-скрином, прикрытым сапфировым стеклом (см. фото). Из технических особенностей стоит отметить дисплей, который отображает текущее время даже в режиме энергосбережения, защиту от воды и пыли по стандарту IP67, титановый корпус и доступные разноцветные фирменные резиновые ремешки с титановой же пряжкой. В стоимость «часов» включена двухлетняя гарантия, по истечении которой гаджет можно поменять на механические часы TAG Heuer Carrera.
Как отреагировал рынок
Мы предполагали, что часы окажутся популярны, но реальность превзошла как наши прогнозы, так и оценки рынка вендором. По данным TAG Heuer в неделю производят 1200 часов Connected, но такого количества недостаточно для удовлетворения уже имеющегося спроса.
Компания объявила о решении увеличить мощность производства до 2000 часов в неделю, что ситуацию смягчит, но не исправит — пресса сообщает о суммарном количестве заказов на 100 тысяч «умных часов». Официального подтверждения такого объему предзаказа пока нет, но в любом случае отказ от приема онлайновых заказов явно указывает на существенное превышения спроса над доступным сейчас объемом предложения.
Популярность на фоне сегмента
Спрос на Connected действительно изумляет. В третьем квартале уходящего года, по данным IDC, в мире было продан 21 млн «умных девайсов» (рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 197%). Напомним, что аналитики этой компании считают вместе и «браслеты», и «часы», хотя эти устройства находятся в разных ценовых категориях. В сегменте часов, безусловно, лидируют Apple Watch, объемы продаж которых за квартал достигли 3,9 млн. штук. Но «часы» Apple следует рассматривать как «сегмент в сегменте», работают под управлением собственно watchOS и ориентированы на использование с iOS-девайсами, если же мы посмотрим на «умные часы» под управлением Android, то увидим иные параметры продаж. Например, Samsung, лидировавший на «умно-часовом» рынке до выхода Apple Watch, в третьем квартале реализовал всего лишь 100 тыс. устройств.
Получается, что предварительные заказы на первую и пока единственную модель TAG Heuer, полученные за пару недель после выхода на рынок, оказались сравнимы с квартальным объемом реализации «умных часов» Samsung, компании с известной маркой, наличием развитого модельного ряда и весьма демократичными ценами. Конечно, можно было предположить, что выход «швейцарцев» на рынок smart watch создаст определенные проблемы «корейцам» и «китайцам», господствовавшим на этом рынке в сегменте на платформе Android, но сложившаяся ситуация совершенно неожиданна.
Планы и бриллианты
Представители TAG Heuer заявляют, что с учетом успеха «умных часов» будут развивать коллекцию, правда, развитие понимая довольно странно. Во-первых, обновление должно появиться примерно через год (в качестве возможного срока упоминают даже начало 2017 года), что по меркам рынка цифровой техники невероятно медленно. Во-вторых, в качестве варианта развития, который, по всей видимости, рассматривают как весьма важный, говорят о версии в золотом корпусе, украшенном бриллиантами, но ни словом не упоминают о совершенствовании технической составляющей.
Подходы для рынка гаджетов, мягко говоря, нехарактерные , но для менее динамичного рынка классической часовой индустрии, видимо, вполне нормальные. Причем, учитывая ситуацию, нельзя заранее говорить об их неэффективности. Разумеется, воодушевленные успехом модели Connected, выпуск своих моделей «умных часов» активизируют и другие ведущие часовые марки, но учитывая динамику этого рынка, такие модели от других грандов появятся квартала через два-три, вряд ли раньше.
Что это значит для ритейла
За ближайшее время — три-четыре квартала, пока на рынке не появятся многочисленные конкуренты производства ведущих часовых марок — производители, ранее контролировавшие рынок «умных часов», должны придумать и вывести в продажу прорывные модели, способные встряхнуть рынок и вернуть расположение покупателей. Иначе продукция Samsung, LG, Sony, ASUS, Motorola и других грандов рынка электроники может оказаться зажатой между дорогими швейцарскими моделями и дешевыми изделиями малоизвестных китайских производителей, и в результате окончательно утратить рыночную долю в сегменте smart watch.
Правда, пока можно не ждать появления «швейцарцев» в традиционном цифровом ритейле — пока вендор озабочен наполнением своих ранее существовавших каналов, проникновением в новые для них каналы компьютерной дистрибуции компания-производитель вряд ли будет заниматься, во всяком случае, в ближайшем обозримом будущем. А вот «цифровые компании» должны активизировать продвижение своих «умных часов» через традиционный канал — причем как имеющихся, так и упомянутых прорывных моделей, про необходимость которых мы говорили — и каналу нужно этим воспользоваться.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE