19 февраля 2016 г.
Интеллектуальные счетчики учета расхода различного вида ресурсов становятся самым распространенным типом устройств Интернета вещей. Объединенные в умные сети, они помогают более эффективно использовать энергию, обеспечивают биллинг в режиме реального времени, а также уменьшают трудовые и временные затраты компаний и конечных потребителей.
J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования российского рынка интеллектуальных счетчиков в сфере распределения и учета ресурсов — электроэнергии, тепла, воды и газа.
Согласно оценкам аналитической компании Ovum, интеллектуальные счетчики в сфере распределения и учета ресурсов являются самым крупным сегментом, в 2019 году на них будет приходиться около 25 %от общего количества интеллектуальных датчиков для межмашинных коммуникаций и Интернета вещей. По оценке J’son & Partners Consulting, только в сегменте домохозяйств общий потенциал российского рынка интеллектуальных датчиков может составлять до 200 млн штук. Однако сегодня уровень проникновения таких устройств, соединенных с сетью, в нашей стране составляет менее 5 % датчиков, установленных в сфере ЖКХ.
Мировой рынок
Одним из основных инструментов повышения эффективности систем, отвечающих за распределение и учет потребления различных ресурсов — электроэнергии, тепла, воды, газа, является внедрение интеллектуальных измерительных систем, которые позволяют осуществлять:
- постоянный мониторинг потребления ресурсов;
- управление сетями и своевременное перераспределение нагрузки на них с целью предотвращения аварийных ситуаций;
- достоверный учет потребления ресурсов, в том числе в режиме реального времени;
- оплату за энергоресурсы в соответствии с фактически потребленным объемом;
- выявление фактов потерь и принятие необходимых мер по их устранению и др.
В настоящее время такие умные сети (SmartGrids) широко используются в Европе, США, Китае, Японии, а также в некоторых развивающихся странах. Важной составляющей таких сетей является интеллектуальный прибор учета, который позволяет конечному потребителю составлять подробную картину собственного потребления энергии. Генерирующие, распределительные и сбытовые компании, в свою очередь, получают возможность проводить мониторинг нагрузки, своевременно осуществлять ее перераспределение, следить за качеством предоставляемых услуг, а также выявлять потери при передаче ресурсов конечному потребителю, предупреждать возможные аварии.
По оценкам BI Intelligence, к концу 2015 года всего в мире было установлено порядка 454 миллионов интеллектуальных счетчиков учета ресурсов, а к 2020 году их число удвоится.
По оценкам телекоммуникационного оператора Telefonica, к 2020 году в Европе уровень проникновения таких измерительных устройств достигнет 85 %. Наибольшее количество интеллектуальных счетчиков к 2020 году будет установлено в Китае (всего 435 млн), второе место по количеству установленных умных счетчиков будут занимать США (132 млн), за ними следуют Япония (59 млн) и Франция (35 млн).
Российский рынок
Отправной точкой начала формирования российского рынка интеллектуальных счетчиков в сфере распределения ресурсов можно считать разработку государственной программы по энергоэффективности в энергетике до 2020 года. Данная программа была принята приказом Минэнерго России от 10.05.2011 г. № 175. В частности, в разделе по развитию систем коммерческого учета электроэнергии на основе технологий интеллектуальных счетчиков отражены основные этапы их внедрения в сфере электроэнергии в России. Так, по завершении программы в России должно быть установлено порядка 7 миллионов интеллектуальных точек учета электроэнергии.
Следует отметить, что в стране растут мощности производства электросчетчиков, появляются новые отечественные разработки, в том числе в части интеллектуальных моделей. Так, по данным «РБК», производственные мощности предприятий, выпускающих электросчетчики, в 2014 году увеличились на 45 % по сравнению с 2010 годом, достигнув потенциального годового объема выпуска в 8,7 млн штук. Кроме того, созданы мощности по производству современных счетчиков учета воды, газа и тепла.
Несмотря на позитивные примеры использования интеллектуальных счетчиков в ряде отраслей распределения ресурсов и даже на их достаточно большое число в существующих и планируемых внедрениях в ряде отраслевых проектов, в целом уровень проникновения интеллектуальных счетчиков останется явно недостаточным.
Особенно это относится к конечному потреблению ресурсов в домохозяйствах — самом массовом сегменте. Нередки примеры того, что после установки интеллектуальных датчиков, например, учета потребления воды, они реально не используют свою способность автоматически передавать показания из-за отсутствия систем автоматизированного учета ресурсов у управляющих компаний. Более того, попытка построения частных изолированных систем учета компаниями, отвечающими за распределение конкретного вида ресурса (электроэнергии, тепла, воды, газа) также является трудозатратной задачей. Отсутствие универсальности решения фактически ведет к дублированию одних и тех же функций.
По мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, будущее развитие массового применения интеллектуальных счетчиков в сфере учета и распределения ресурсов связано с открытыми системами на основе универсальных платформ для Интернета вещей (см. например,http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rossiyskiy-rynok-iot-i-analiz-tehnologicheskih-iot-platform-dlya-perspektivnyh-rynkov-20160209084150). Благодаря универсальности и способности агрегировать возможности сбора и хранения исторических данных, использованию технологий анализа «больших данных», набора алгоритмических инструментов управления, специально разработанных для решения конкретных отраслевых задач, универсальные платформы станут краеугольным камнем «интеллектуализации» всей экосистемы в отраслях, связанных с распределением ресурсов.
Основной тенденцией развития российского рынка интеллектуальных счетчиков в сфере учета и распределения ресурсов, как и рынка M2M/IoT в целом, является переход от частных изолированных систем мониторинга, осуществляемого со значительным вовлечением человеческих ресурсов (фактически традиционных диспетчерских систем), к открытым экосистемам сервисов, ориентированных на телеметрию с аналитикой реального времени и телеуправление с решением задачи взаимооптимизации работы различных систем и ресурсов.
Мнения представителей отрасли
Борис Глазков, ПАО «Ростелеком», директор центра стратегических инноваций
Какие приоритетные направления развития для вашей компании и для российского рынка в целом вы видите в этом сегменте?
Характер и набор решений в области промышленного Интернета вещей находятся в стадии эволюции, варьируют в зависимости от специфики ведения бизнеса компаниями, но круг решаемых задач носит устойчивый характер.
Мы видим два базовых направления для внедрения технологий Промышленного интернета вещей (Industrial internet of things, IIoT). Это повышение эффективности производственных процессов и создание «умной продукции». В первом случае конечным пользователем решения будет организация, которая стремится повысить эффективность существующих производственных процессов. Во втором — компания-производитель какого-либо продукта (в первую очередь оборудования), для которой использование технологий IIoT в существующем продукте позволит изменить его свойства (снизить собственные затраты на гарантийный ремонт, изменить модель продажи продукта и т. п.) и тем самым создать дополнительную ценность для себя и клиента.
Помимо реализации данных моделей мы видим спрос на услуги PaaS, такие как мониторинг и управление устройствами, а также предоставление инфраструктуры для разработки приложений.
В энергетике «Ростелеком» видит себя в роли комплексного бизнес-интегратора большого числа разноплановых решений, базирующихся на единой платформе Промышленного интернета вещей.
Какие экономические эффекты влечет за собой внедрение решения M2M/IoT в энергетике?
Если мы говорим исключительно об экономических эффектах, то внедрение комплексных решений IoT приводит к экономии денежных средств на всех этапах производства, передачи и распределения энергии за счет повышения эффективности бизнес-процессов и лежащих в их основе производственных процессов, например: осуществление сквозного мониторинга объекта позволяет не только производить постоянный мониторинг и осуществлять оперативное управление, но и использовать преимущества предиктивного анализа для формирования кратко- и среднесрочных прогнозов деятельности. Согласитесь, что намного проще и дешевле запланировать и произвести ремонт сложных и дорогих систем генерации и распределения энергии, чем ликвидировать последствия аварии, производить ремонт в авральном режиме и нести убытки из-за простоя дорогостоящего оборудования.
По разным оценкам, вклад индустриального интернета в мировую экономику может составить до 11 % мирового ВВП к 2030 году. Для Российской Федерации эффект от внедрения решений индустриального интернета в реальном секторе экономики через
Евгений Барановский, СПбГБУ «Центр энергосбережения», директор
Какие перспективы развития вы видите у энергосбережения в Санкт-Петербурге и какова роль интеллектуальных систем в достижении этих целей?
Интеллектуальные системы работают как один из основополагающих факторов развития в регионе. Под интеллектуальной системой в первую очередь понимается автоматизация процессов съема показаний энергопотребления.
В Санкт-Петербурге в этой части проделана большая работа. Основные ресурсоснабжающие организации, а также примерно 2/3 жилого фонда Санкт-Петербурга оснащены системой автоматизации съема показаний. К 2017 году должна завершиться программа ГУП «ТЭК Спб». Также к 2017 году все узлы учета города Санкт-Петербурга, от генерации до конечного потребителя, станут интеллектуальными; весь город будет охвачен интеллектуальной системой учета электроэнергии. К системе, помимо конечных потребителей, будут подключены ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, а также различные органы управляющей власти.
На сегодняшний день каждая ресурсоснабжающая организация обладает своей отдельной системой. Совместно с жилищным комитетом по энергетике реализуется пилотный проект в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга на базе единой системы коммерческого учета электроэнергии. В дальнейшем в этой структуре будет собираться информация от всех энергоснабжающих организаций, которая будет доступна публично.
Текст взят из видеоинтервью json.tv.
Константин Кудашев, SAPСНГ, руководитель Центра экспертизы в энергетике и ЖКХ
Какие приоритетные направления развития для вашей компании и для российского рынка в целом вы видите в этом сегменте?
Тема М2М/IoT для рынка электроэнергетики сама по себе далеко не нова. Умные сети, или Smart Grids (Self Monitoring Analysis and Reporting Technology) существуют продолжительное время и позволяют решать множество задач. Но сейчас перед энергокомпаниями стоят новые вызовы, основанные на распространении элементов умных сетей.
В первую очередь речь идет о том, что сейчас называется BigData. Сегодня любой прибор учета электроэнергии может передавать информацию о потреблении каждые 5 минут. Анализ и принятие оперативных и стратегических решений на основе собранных данных — основное направление развития IoT в энергетике. Внедрение этих технологий позволит эффективно бороться с коммерческими потерями, например, воровством электроэнергии, а также обеспечить безаварийную работу энергосистемы и повысить качество предоставляемых услуг в целом.
Какие примеры успешного внедрения М2М/IoT-решений в энергетике вы можете привести?
Одним из интересных примеров реализации модели IoT может служить успешное развертывание системы сбора и анализа данных о режимах работы энергоподстанций, реализованной компанией Alliander (Арнхем, Нидерланды). Данное решение позволило увязать потоки информации с множества территориально разбросанных трансформаторов, накопить статистику работы оборудования и на основе полученной статистики оптимизировать режимы эксплуатации. Это дало сокращение технических потерь электроэнергии, позволило оптимизировать межремонтные интервалы трансформаторов и предотвратить выход оборудования из строя по причине перегрузки и накопленного износа.
Alliander отмечает, что в результате проекта удалось следующее:
- улучшить качество долгосрочного прогноза нагрузки и точности инвестиций в развитие сети;
- уменьшить ручную работу при прогнозировании нагрузки;
- улучшить понимание структуры энергопотребления со стороны клиентов, что привело к экономии электроэнергии.
Также интересен опыт компании AGL (Северный Сидней, Австралия). В рамках проекта было создано единое хранилище энергоданных с показаниями интеллектуальных систем измерения. Решение объединило множество систем АСКУЭ и обеспечило единственную версию правды для всех участников процесса — от производителей до потребителей. Развертывание решения позволило на 70 % процентов повысить скорость согласования по ежемесячным клиентским платежам, а также дало возможность сформировать более конкурентные и выгодные тарифы для потребителя, в результате это позволило привлечь порядка 10 000 новых клиентов.
Источник: J’son & Partners Consulting