8 ноября 2024 г.
Российские корпоративные заказчики все шире используют «облака», поэтому санкционная устойчивость этих решений должна быть на высочайшем уровне. Начинать нужно начинать с компонент дата-центров, работой которых управляют специфические ИТ-решения. Разумеется, санкционно-устойчивыми должны быть развернутые в этих ЦОДах серверные решения, системы виртуализации, обеспечивающие эффективное использование вычислительных мощностей и требуемый уровень эластичности, а также, наконец, платформы и прикладные программы.
Российский рынок в этом сегменте проходит период взрывного роста, который на международном рынке растягивался на годы, говорит Сергей Андриевский, технический директор компании «Инферит Облако». Изменений много, их рассмотрение начнем с ЦОДов как с основы стека, обеспечивающего работу «облаков». На актуальности сквозных решений российские компании в ряде случаев делают особый акцент.
«Предложение клиентам оптимального стека импортозамещенных ИТ-решений входит в число стратегических драйверов роста ГК Softline», — говорит Мурад Мирзоев, директор по развитию «Инферит».
Решения компании «Инферит Облака» для создания надежного ИТ-фундамента
«Инферит Облако» (ГК Softline) специализируется на создании надежного ИТ-фундамента. Решения провайдера помогают бизнесу ускорить разработку и обеспечить эффективное масштабирование. Особое внимание уделяется импортозамещению и достижению технологической независимости.
Инфраструктура размещается в ЦОД Tier-III в Москве. Периметр защищен кластером NGFW, применяется отечественное решение 2FA, все клиенты получают бесплатную защиту от DDoS-атак, внедрен SOC от ведущего отечественного вендора в области кибербезопасности.
Решения «Инферит Облако» полностью соответствуют требованиям российского законодательства в области хранения и обработки персональных данных
(152-ФЗ, 242-ФЗ), что особенно важно для государственных организаций и компаний, работающих с чувствительной информацией.Провайдер использует открытое ПО OpenStack для создания инфраструктуры публичных и частных облачных сервисов. Сегодня клиентам доступны следующие услуги:
Облачные серверы. Виртуальные машины и диски с быстрым масштабированием.
Приватный сервер. Выделенный хост виртуализации в облаке без переподписки и «соседей».
Резервное копирование. Бэкапы виртуальных машин и сетевых дисков.
Объектное хранилище S3. Гибкое и масштабируемое хранилище данных с поддержкой S3 и API.
Сетевые сервисы. Балансировщики нагрузки, VPN, виртуальные сети, внутренние и внешние IP-адреса, управление портами, DNS.
Мониторинг и алерты. Предоставление данных о доступности сервисов в облаке.
Контейнеры Kubernetes. Быстрый запуск ваших приложений с автоматизацией и масштабированием.
До конца ноября новые клиенты провайдера получат скидку на облачные сервисы до 50% на первые полгода обслуживания. Акция доступна юридическим лицам, которые раньше не пользовались услугами «Инферит Облака». Узнайте подробности на специальной странице спецпредложения!
Реклама ООО «ИНФЕРИТ», ИНН: 5050155270
Центробанк как основной драйвер российских «облаков»
Тренд на перенос информационных систем с физического оборудования и зарубежных «облачных» сервисов в «облака» российских сервис-провайдеров продолжается, отмечает Дмитрий Соловьёв, технический директор M1Cloud. Но у этого тренда появляются новые драйверы.
Мощнейшим из них для локального «облачного» рынка стало решение Центробанка РФ об очередном повышении ключевой ставки — деньги становятся дороже, поэтому компании ужесточают финансовые политики. Один из инструментов для экономии — использование аренды вместо приобретения в собственность, что позволяет «дробить» выплаты, а временно высвобождаемые ресурсы направлять на развитие бизнеса.
Форматы для этого предлагают разные — от рассрочки до лизинга — в ИТ-сфере наиболее популярны SaaS, Haas/DaaS и, конечно же, «облака» в разных формах. Когда ситуативные требования к вычислительным ресурсам могут меняться быстро и малопредсказуемо, оптимален формат «оплата по мере использования» («Pay-as-you-use»), который тоже доступен в «облаках».
Местами еще присутствует недоверие к «облакам», но оно уходит и у консервативных заказчиков. «Все больше организаций видят в облаке возможность повысить гибкость и снизить затраты на поддержку инфраструктуры и постепенно меняют отношение к облачным решениям», — говорит Андрей Дорохин, ведущий менеджер по облачным продуктам «DатаРу Облако».
У клиента может проявиться позиция «своя рубашка ближе к телу», говорит Сергей Андриевский, но отмечает, что такой подход встречается все реже, ведь облака сильно выросли в части защиты от киберугроз: «В большинстве случаев после изучения соответствующего раздела про безопасность конкретного облака все вопросы снимаются».
Заметим, что аналогичные концепции бизнес транслирует в разные сферы, например, в кадровую. Перенос части работ со штатных сотрудников на фрилансеров и есть вариант применения принципа «Pay-as-you-use», позволяющий в ряде случаев эффективно минимизировать ФОТ. Однако, HRtech со своими хитростями и новыми возможностями — тема отдельного рассмотрения.
Общие тренды ИТ, которые драйверят сегмент «облаков», остаются прежними. «Объем данных, используемых компаниями, растет экспоненциально, — напоминает Андрей Никитин, директор по продуктам „T1 Облако“. — Вместе с этим у бизнеса возрастает необходимость в производительных и масштабируемых вычислительных ресурсах, чтобы обеспечить быструю, надежную обработку и передачу информации».
Оптимальный ответ на возрастающие запросы рынка и требования регуляторов в большинстве случаев — миграция в «облако». «Наиболее простой с точки зрения организации способ соответствовать ожиданиям бизнеса и регуляторов при минимальных вложениях — размещение в „облаках“», — уверен Роман Зацепин, менеджер продукта «Softline Мультиоблако».
Однако не стоит ждать чудес: «„Облако“ — это инструмент, а не решение всех проблем, поэтому подходит не для всех сценариев». — предупреждает Сергей Андриевский.
Физическая инфраструктура для «облаков»
«Облака» — как частные, так и публичные — должны быть приземлены на серверах, размещенных в высоконадежной инфраструктурной «обвязке»: в серверных или ЦОДах. «Сейчас очевидна тенденция к увеличению объемов строительства ЦОДов, — говорит Сергей Никитин, директор по стратегическому развитию C3 Solutions. — В ближайшие 2 года этот тренд только сохранится».
Извечный вопрос «чем отличаются серверные и ЦОДы» в современных условиях получает странный ответ: позиционированием. «Серверная и ЦОД — это, по сути, синонимы», — признает Кирилл Сольев, руководитель отдела инженерной инфраструктуры ЦОД ГК Softline. Размер в данном случае особого значения не имеет.
Иногда предлагают считать «серверной» ту площадку, внутри которой можно обеспечить сетевое подключение «на меди» (несколько десятков метров), а если линейные размеры больше, то требуется уже оптоволокно. Однако существуют объекты на десяток-другой стоек, размещенных на небольшой площади, но которые позиционируют как ЦОДы. Пример — новый ЦОД «Ростелекома», сданный в эксплуатацию этим летом в Приморье, в машинном зале которого 18 стойко-мест с возможностью расширения до 36.
Наличие сертификатов для инфраструктурных объектов, конечно, важно, но в данном случае оно не является основанием для разделения. Напомним, что большинство ведомственных дата-центров успешно работали без сертификатов, а в современных условиях и публичным ЦОДам зачастую проблематично получать/подтверждать глобальные сертификаты; кроме того, локальная система сертификации еще не устоялась.
Контур свой или провайдерский?
«Облака» можно разворачивать как на арендованной инфраструктуре провайдера, так и на собственной. Второй вариант практикуют, но все реже. Запрос на строительство собственных дата-центров со стороны корпораций сегодня — частный случай, отмечает Сергей Андриевский, такие прецеденты сосредоточены, как правило, в промышленности, банковском секторе и маркетплейсах.
«Развертывание собственных серверов в своём контуре — всегда индивидуальный кейс, — говорит он. — Бизнесы разные и решения подобных задач подбирают исходя из конкретных вопросов, которые требуется решить».
Заметим, что решать вопросы импортозамещения при строительстве ЦОДов придется в любом случае.
В чем актуальность импортозамещения
«Жестких требований со стороны регуляторов к тому, каким должно быть железо, на котором построены „облака“, в данный момент нет, — говорит Роман Зацепин. — В публичном „облаке“ для заказчиков важны производительность и надежность, а не на сервере какого производителя расположена облачная платформа. В частных „облаках“, безусловно, могут быть требования к построению сервиса на базе импортозамещенного оборудования».
Однако в любом случае нужно учитывать санкционные риски. «Вопрос перехода к российским решениям — будь то офисная техника, программное обеспечение или серверное оборудование — сейчас один из ключевых», — напоминает Сергей Безбогов, старший вице-президент ВТБ.
Часть компонентов ЦОДов под санкционное давление попасть не могут — стены, кабели, серверные шкафы, плиты фальшпола и т. д. — но с другими возможны проблемы. Все, что содержит компоненты плановой замены, близко к зоне риска, а что имеет код — непосредственно в ней.
Выразительный пример оборудования первой группы — ИБП. Батареи имеют ограниченный срок службы — даже если они ни разу не были использованы по назначению — поэтому раз в несколько лет подлежат плановой замене. Будут к моменту, когда подойдет срок замены, на российском рынке доступны нужные модели батарей — большой вопрос, как и про возможность найти доступные аналоги.
С компонентами, содержащими код, ситуация существенно масштабней.
Когда даже розетки получают прошивки
В ЦОДе установлено огромное количество оборудования с собственным софтом или микрокодом. Пример: блоки распределения питания (БРП), которые есть в каждой стойке и на первый взгляд представляют собой всего лишь большой специализированный «тройник», но часто этот блок розеток оказывается со своей собственной электроникой, в т. ч. сложной. БРП бывают обычные, измеряемые (с датчиками, позволяющими контролировать температуру и потребляемую через каждую розетку мощность) и, наконец, управляемыми. Интересно, что в настоящий момент в ЦОДах достаточно редко ставят обычные БРП (порядка
Причина понятна: жесткие требования оптимизации энергопотребления. Чтобы им соответствовать, нужно создать единую инженерную инфраструктуру ЦОДа, выполняющую управление энергопитанием. Для системы энергопитания нужны современные БРП, которые все чаще становятся интеллектуальными. Управляемые БРП могут выполнять, например, включение/ выключение каждой из выходных розеток, действуя как по командам, получаемым через встроенный сетевой интерфейс, так и самостоятельно, анализируя показания датчиков в стойке и/или в серверах. Как видно, это устройства со сложной электроникой «на борту» и со своей прошивкой, которую зачастую обновляют. Такие блоки уже в ряде случаев требует импортозамещения; российские производители отмечают включение их товаров этого типа в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Разумеется, интеллектуальными/управляемыми являются и другие устройства в ЦОДах: кондиционеры, вентиляционное оборудование, ИБП, СКУД и пр. Как видно, простор для импортозамещения достаточно широк и начинаться оно в общем случае должно «с низов», практически с базового уровня инфраструктуры для «облаков». Однако, как признает Сергей Никитин, в сфере построения центров обработки данных нет ни одного производителя, который способен предоставить для создания ЦОДа полный комплекс решений российского производства, но нишевые компании активно работают в соответствующем направлении.
Импортозамещение на разных уровнях требует от ИТ-специалистов новых навыков и экспертизы для работы с альтернативным программным обеспечением и технологическими решениями. «Высокий уровень спроса на квалифицированных ИТ-специалистов потребовал от сервис-провайдеров больших затрат на поиск и удержание кадров, особенно в области информационной безопасности, виртуализации и технической поддержки, в том числе со знанием российского ПО и оборудования», — говорит Дмитрий Соловьёв.
«Дорога в облака» — с двусторонним движением
«Когда компания перенесла инфраструктуру в „облако“, возвращаться в on-premise нет смысла. Это дорого, сложно, больно и невыгодно, — считает Сергей Андриевский. — Когда бизнес воспринимает облачного провайдера как сервисную службу, которая отдает необходимые бизнесу ресурсы и сервисы по запросу, очень быстро становится очевидна экономическая нецелесообразность сохранения в on-premise достаточно большого количества нагрузок».
Но, разумеется, на практике «дорогая в облака» оказывается все же двунаправленная: компании по мере необходимости выносят туда ресурсы, но иногда и возвращают обратно в локальную инфраструктуру, хотя последнее бывает редко.
«Основные причины возврата приложений в on prem связаны с очень специфичными требованиями к производительности и низким показателям задержки, — говорит Андрей Дорохин. — Тем не менее большинство стандартных приложений, таких как веб-сервисы и базы данных, остаются в облаке благодаря его надежности и простоте масштабирования».
Вместо заключения
Импортозамещение будет и дальше драйверить сегмент ЦОДов в РФ, который продолжит рост как количественно, так и качественно. Причина проста: в корпоративной сфере спрос на услуги, которые обеспечивают дата-центры, продолжает расти, говорит Кирилл Сольев, поэтому ЦОДы будут активно строить.
Строить инфраструктуру под «облака» будут как сервис-провайдеры, так и корпоративные заказчики. При нехватке вычислительных мощностей на рынке энтерпрайз-сегменту выгоднее построить свой ЦОД, отмечает Сергей Андриевский.
Однако у тренда есть и ингибиторы. ЦОД — достаточно дорогое сооружение, его создание требует существенных инвестиций. Кроме того, имеющиеся ЦОДы требуют апгрейда — они построены на оборудовании, чаще всего произведенном европейскими или американскими компаниями, говорит Кирилл Сольев, которое подходит к концу своего срока службы, а продлить его проблематично, так как существуют проблемы с поставками запчастей и поддержкой этих систем.
ЦОД мало создать, его надо наполнить вычислительными мощностями, а это в российских условиях стало непросто. Для провайдера наиболее ощутимая проблема — найти, приобрести и доставить качественное оборудование, способное обеспечить высокую производительность, говорит Сергей Андриевский, но это не единственная задача. «Нередко вопросы сервисного обслуживания оказываются важнее непосредственно покупки самого „железа“», — отмечает Сергей Андриевский, подчеркивая, что решить эту задачу помогают российские производители. Он приводит в пример вендора «Инферит», выпускающего больше 300 тыс. единиц компьютерной и серверной техники в год. Это позволяет создавать быстро масштабируемые облачные конфигурации.
Развитие локального производства отмечают и другие эксперты. «Российские производители делают все, чтобы заместить оборудование, которое можно локализовать», — говорит Сергей Никитин, отмечая, что в ряде случав наиболее передовые вендоры шагнули дальше стандартных потребностей и активно вкладываются в R&D для производства ряда решений.
На драйверы сегмента влияет государство, причем не только повышением ключевой ставки. Влияние это, как отмечает Роман Зацепин, включает нарастающие требования к импортозамещению и ужесточение требований к защищенности инфраструктуры, которые прекрасно работают в сочетании с растущими требованиями бизнеса к уровню доступности сервисов.
О процессах сквозного импортозамещения в области системного и прикладного софта, обеспечивающего работу российских «облаков», поговорим отдельно. В этом направлении происходит тоже много нового и значимого для всего национального ИТ.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News
erid: 2SDnjd7BKmM