5 ноября 2024 г.

Продолжение. Начало тут и тут

Предполагаемый к внесению в Госдуму законопроект по введению сборов для российского бизнеса за пользование зарубежным ПО с очевидностью призван стимулировать скорейший переход на отечественные аналоги тех бывших ещё недавно глобальными стандартами программных продуктов, чьи вендоры официально прекратили работать с Россией. Однако не менее бесспорно, что если бы доступное и функциональное отечественное ПО уже присутствовало на рынке в необходимом ассортименте, заказчики сами активно на него перебирались. Значит, развитие российских программных продуктов идёт не совсем теми темпами, каких ожидает рынок? Или дело в чём-то другом?

Исключения из правил

Не секрет, что многие заказчики, следуя известному Первому правилу сисадмина («не сломано — не чини»), продолжают использовать софт ушедших официально из России вендоров — даже при наличии вполне функциональных его отечественных аналогов. Надо полагать, авторы готовящегося законопроекта как раз и ставят своей целью кардинальным образом изменить такое положение дел?

Антон Шаховский, ИT-директор ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России, склонен видеть ситуацию с переходом на отечественное ПО более сложной, чем она может показаться на первый взгляд: «Хотя введение жёстких мер, таких как прекращение поддержки западными вендорами или налоговое стимулирование, может вынудить заказчиков перейти на российские аналоги, это не решит фундаментальной проблемы. Она заключается в том, что многие отечественные разработчики ПО в текущих условиях не имеют достаточной мотивации для качественного развития своих продуктов. В реалиях ухода западных конкурентов и проведения политики импортозамещения некоторые производители сосредоточились на краткосрочной финансовой выгоде, а не на долгосрочном развитии и улучшении качества своих решений. Это приводит к тому, что заказчики, даже попробовав отечественные продукты, часто возвращаются к зарубежным аналогам из-за:

  1. существенного отставания в качестве и функциональности;
  2. недостаточного уровня технической поддержки;
  3. отсутствия ориентации на потребности пользователей».

«Введение административных мер может заставить заказчиков перейти на отечественное ПО, но не улучшит его качества, — считает Антон Шаховский. — Это может негативно сказаться на эффективности бизнеса заказчиков — что, в свою очередь, грозит обернуться отрицательными последствиями для экономики в целом.

Для кардинального изменения ситуации необходимо:

  1. стимулировать конкуренцию среди отечественных разработчиков;
  2. создать механизмы, мотивирующие разработчиков на постоянное улучшение качества продуктов;
  3. внедрить систему обратной связи между разработчиками и пользователями;
  4. инвестировать в образование и повышение квалификации ИТ-специалистов.

Только комплексный подход, направленный на повышение качества отечественного ПО, а не просто на принуждение к его использованию, может действительно изменить ситуацию и сделать российские продукты конкурентоспособными».

erid: 2SDnjcPkheB

Тимурбулат Султангалиев, генеральный директор «Астра Консалтинг» (входит в «Группу Астра»):

В условиях импортозамещения продуктово-сервисная модель несет уникальную ценность для наших заказчика. Компании долго работали в условиях зрелого ИТ-рынка, выстраивая процессы на базе иностранных решений. Переход на отечественные технологии потребовал перестройки всей инфраструктуры, создававшейся и работавшей в течение многих лет.

«Астра Консалтинг» давно занимается проектами импортозамещения и миграций ИТ-систем компаний на отечественный стек. В рамках этого процесса необходимо решать много вопросов — подход к миграции, выстраивание целевой архитектуры, дорожные карты перехода на новый инфраструктурный стек, — чтобы минимизировать риски и сохранить эффективность рабочих процессов. Все это требует поддержки вендора и хороших сервисов, которые позволяют заказчику на него опереться: как во время перехода на новое решение, так и после него.

Мы помогаем на этапе первичного анализа и разработки стратегии внедрения новых ИТ-решений на базе нашего продукта. Здесь идет речь про консалтинговые услуги и заказчикам, и партнерам, поскольку в своей бизнес-модели опираемся в том числе и на огромную сеть партнеров, которые внедряют наши продукты.

В вопросах масштабирования процесса внедрения и перевода в промышленную эксплуатацию следует идти рука об руку с партнерами или ИТ-подразделениями заказчика. Перед нами не стоит задача конкурировать с системными интеграторами. На этом этапе сервис со стороны вендора служит для ускорения процесса миграции и адаптации наших технологий.

Реклама ООО «Астра Консалтинг», ИНН: 9726008380

«Да, многие заказчики продолжают использовать ПО западных вендоров, несмотря на наличие функциональных отечественных аналогов, — соглашается Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса и отдела премиальных сервисов IBS. — Основная причина этого — устоявшиеся рабочие процессы и нежелание менять привычные системы, если они работают стабильно. Однако ситуация может кардинально измениться, если...

Одним из самых вероятных факторов станет жёсткое прекращение поддержки со стороны западных разработчиков. Если вендоры начнут блокировать запросы российских компаний на получение обновлений безопасности или отказывать в техподдержке, то для многих организаций использование их ПО станет небезопасным и рискованным. Другое обстоятельство — введение дополнительных экономических санкций или сборов за использование иностранных решений. Если стоимость владения ПО резко возрастёт, компании будут вынуждены искать более выгодные альтернативы среди отечественного софта. Завершим этот „рейтинг“ ещё одним драйвером — им, вполне вероятно, окажется государственное налоговое стимулирование, и вот оно как раз сделает переход на российское ПО более привлекательным. Льготы и субсидии для выбирающих отечественные решения ускорят процесс замены западного софта, особенно в крупных корпорациях».

По мнению Леонида Михина, исполнительного директора ФЛАТ, введение спецсбора за пользование ПО, приобретённого ранее, несправедливо для компаний, уже купивших его, и вносит дополнительные затраты задним числом: «Налоговое стимулирование перехода на российские аналоги гораздо правильнее. Посмотрите на опыт западных стран. Чуть проигрывают конкуренцию — сразу повышают ввозные пошлины до заградительных. Про ВТО сразу забывают. Полагаю, это оптимальный путь. Среди возможных мер — помимо НДС на покупку ПО и оборудования не из реестра Минцифры и ТОРП — дополнительная пошлина на импорт нероссийского ИT-оборудования и ПО, допустим, 30%-50%; плюс невозможность учёта данной закупки в затратах компании (т. е. оплата только из чистой прибыли)».

«Жёстко переломить её не сможет ничто, — отзывается о тенденции российских заказчиков и по сей день использовать западное ПО Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании „Газинформсервис“. — Нет каких-то технических способов кроме полного отключения доступа к Интернету, что сделает невозможным работу с зарубежными программными решениями. Речь сейчас может идти только о крупных компаниях, которые попадают на радары всевозможных регуляторов — и которые вынуждены из разных соображений переходить на отечественный софт. Для небольших заказчиков вопрос так не стоит. Мы прекрасно помним, что ещё лет 20 назад сама идея покупки программ была экзотикой, и к той давней практике мы можем вернуться крайне быстро».

Денис Золотов, директор по развитию ООО «Инфинити Трейд», указывает, что процесс внедрения ПО сложен и трудоёмок; он растягивается на много шагов — от появления первоначальной потребности до её формулирования, оценки, выбора поставщика; поэтому и отказ от уже внедрённого ПО тоже не будет лёгким и быстрым: «По моему мнению, учитывая, что данное ПО уже глубоко интегрировано в бизнес-процессы заказчиков, лишь нечто настолько кардинальное как блокировки или строгий запрет со стороны государства с соответствующими штрафами может относительно оперативно что-то поменять».

«Наличие отечественных решений, которые составят достойную конкуренцию зарубежным во всех нишах, — вопрос времени, — убеждена Елена Рыкова, коммерческий директор ЛАБ СП. — Пока рынок только стремится к этому. Тенденция на создание собственной качественной базы ИТ-систем запущена давно, и нужно дать возможность локальным разработчикам качественно доработать свои решения. По факту цикл зрелого программного продукта зависит от области применения, ёмкости, его сложности и составляет 5-10 лет. Кроме того, задача, которая стоит перед отечественными разработчиками, не ограничивается созданием нового софта. Нужно формировать вокруг него новую экосистему. Сейчас на рынке много специалистов, специализирующихся именно на поддержке зарубежных решений, — и это очень большая сеть, которую многие годы создавали вендоры под свои продукты. Чтобы переориентировать их на работу с отечественными решениями, тоже нужно время».

Наталья Кудрявцева, директор по продукту компании «МойОфис», констатирует, что рынок отечественного ПО увеличивается: «Спрос на него за последние годы вырос более чем в 10 раз и продолжает расти. Надо понимать, что смена ПО — крайне дорогостоящая процедура с точки зрения внедрения, так как есть годами прорабатываемые бизнес-процессы, привычки пользователей, накопленный архив данных. Поэтому сложно выделить какое-то одно событие, это всегда комплекс мер. Безусловно, важную роль играет и отсутствие технической поддержки западного ПО, и налоговые льготы для компаний, которые приняли решение переходить на отечественный софт. Также это такие факторы как серьёзный проигрыш западных аналогов с точки зрения безопасности данных: для крупных компаний критически важно, чтобы серверы находились на территории России, данные были управляемыми. Нельзя не отметить, как сильно растёт уровень функциональности российских решений: вендоры ПО сфокусированы на том, чтобы давать рынку релевантные его запросам предложения, с высоким уровнем функциональных возможностей. И это приносит плоды — мы видим, что усиливается интерес и небольших компаний у закупке отечественного ПО».

Внедрение любого ПО — трудоёмкий и интеллектуально ёмкий процесс, на что обращает внимание и Светлана Иванова, генеральный директор РДТЕХ: «Иностранное ПО глубоко интегрировано во все процессы российских компаний и простых граждан. В течение последних 30-40 лет российский ИТ-рынок не был защищён от конкуренции с иностранными вендорами, которые не жалели сил и средств для продвижения своих продуктов. При этом целый ряд российских решений выдержал этот натиск. Например, такие вендоры, как „1С“, „Галактика“, „Лаборатория Касперского“ смогли отвоевать рынок в своих сегментах. В то же время стоит отметить, что появились и относительно новые российские решения, которые по техническим и потребительским характеристикам не уступают иностранным аналогам».

Однако, на данный момент, констатирует эксперт, уровень зрелости российских вендоров достаточно низок: «По факту, практически никто из них не использует полный комплекс продвижения и развития своих решений по аналогии с иностранными коллегами. Такой комплекс предполагает наличие системной методологии внедрения, технической поддержки 24/7 на привычном для клиентов уровне, программ обучения широкого круга ИТ-специалистов, партнёрских программ, маркетинговой стратегии. В большинстве случаев вендоры делают упор на какую-то часть инструментов, теряя время и темпы развития. В этой связи ИТ-специалисты и конечные пользователи не имеют достаточно информации о продуктах российских вендоров, медленно формируется компетенция специалистов, нет уверенности, что будет обеспечена поддержка и развитие решений в необходимом формате. На мой взгляд, это — ключевое условие интенсификации импортозамещения».

Иван Чернов, руководитель технического маркетинга UserGate, отмечает, что в области ИБ жёсткое прекращение поддержки российских пользователей со стороны западных разработчиков ПО уже фактически произошло, — софт официально не обновляется: «Это значит, что производитель ничего не гарантирует и не несёт никакой ответственности. Тем, кому нужна реальная, а не бумажная (хотя, сейчас и с ней не все так просто) безопасность, просто необходимо смотреть в сторону отечественных производителей. Благо, конкуренция есть, а значит и качество постоянно растёт. Да, выбор отечественного решения — процесс тоже непростой. Производителей, которые декларируют собственные возможности, становится всё больше. Но этот период достаточно скоро завершится. В частности, в нашем направлении NGFW (межсетевых экранов следующего поколения) останутся 4-6 производителей, которые составят костяк отрасли. Все остальные, скорее всего, либо к кому-то присоединятся, либо не выдержат конкурентной борьбы».

«В уже используемом ПО может храниться целая история развития продуктов, — напоминает Антон Прокопенко, директор по продуктам компании Vigo, — которую зачастую просто невозможно перенести в аналог (не только российский); самое жёсткое регулирование здесь не поможет — а, скорее, сломает и замедлит развитие самих бизнес-заказчиков ПО. Надо полагать, весь рынок ожидает постепенный органический процесс — по мере того, как российские аналоги будут достигать функциональной зрелости, а внутри компаний будет постепенно формироваться опыт использования ими, который действительно может стимулироваться налоговыми послаблениями».

Продолжение следует


Источник: Максим Белоус, IT Channel News