5 марта 2025 г.
Истории с подделкой российских брендов компьютерной техники вновь поднята в СМИ, и эта история, возможно, получит некоторые последствия. Ситуации с поставками поддельных товаров попадают под действия ряда статей Уголовного кодекса РФ, несут для недобросовестных продавцов серьезные риски. В чем может состоять выгода подобных мошеннических схем и для каких категорий покупателей они могут представлять опасность?
В2С: опасности нет
Для частного использования ряд хорошо сбалансированных моделей ноутбуков и десктопных решений предлагают многие российские производители. Большинство из них выпускают продукцию по модели OEM/ODM, и от российских вендоров в таких устройствах довольно много крайне важных компонент. Прежде всего, важен выбор нужного баланса характеристик создаваемых устройств в зависимости от понимания потребностей российского рынка, а также нужны планы развития продуктовых линеек. Кроме того на российских вендорах — выбор номенклатуры устанавливаемого софта, маркетинг во всех формах (от анализа рынка до рекламы), работа с каналом, обеспечение постпродажной поддержки и т. д.
В принципе, третья фирма, решившая выпустить подделки, вполне может заказать продукты, аналогичные по техническим характеристикам, причем на тех же китайских фабриках. Такой «производитель» может, конечно, клеить на компьютеры шильдик ему не принадлежащей марки в попытках сэкономить на брендинге, рекламе и прочих компонентах маркетинга, а также совсем не заботиться о сервисе (свернуть нелегальный бизнес придется раньше, чем большому количеству изделий потребуется ремонт) и получать экономию в других формах. Но все это вместе взятое вряд ли позволит сделать такой формат подделки экономически выгодным — за счет разницы в объемах заказов, которая будет существенно меньше по сравнению с оригинальным вендором, такой «производитель» не получит конкурентоспособных цен на «железо».
Можно ввозить совершенно иные изделия и клеить на них шильдики российских брендов, но для действий на розничном рынке РФ это еще более странная затея. При всем уважении к локальным брендам вычислительной техники в розничном сегменте они распространены недостаточно широко и мало знакомы массовому пользователю. Если уж «гнать фальшак», то разумней использовать широко известные имена глобальных брендов, которые способны привлечь повышенное внимание потенциальных покупателей. Во втором варианте еще одно важное преимущество: вряд ли владельцы глобальных брендов обратят внимание на появление такой продукции на давно заброшенном ими рынке РФ.
В2В/B2G: риски есть, но в узких сегментах
В российской реальности существуют два практически независимых сегмента рынка В2В: «нереестровый» и «реестровый». Производить манипуляции с подделками для нереестрового сегмента не имеет смысла ровно по описанным выше причинам. Но с реестровым сегментом ситуация иная, тут для мошенников есть некоторое пространство вариантов.
Присутствие в реестрах открывает вендорам возможности поставок корпоративным заказчикам, которые попадают под действия регуляторов: государственным структурам, компаниям с госучастием, в рамках проектов, финансируемых из бюджета и т. д. Такие заказчики вынуждены покупать реестровое оборудование, несмотря на его более высокую цену по сравнению с нереестровым, обладающим тем же или близким набором характеристик.
Более высокая цена определена объективными причинами: согласно требованиям к производству, реестровое оборудование должно иметь оговоренное количество компонент «российского происхождения». Такие компоненты оказываются дороже — из-за относительно малого объема производства и в силу некоторых других причин — причем дороже настолько, что повышают цену конечного изделия на десятки процентов.
Мошенники, поставляя нереестровое оборудование и выдавая его за реестровое — с переклеенными шильдиками и с несоответствующими документами и т. д. — могут получить достаточно значительную «левую» прибыль, чтобы делает данный формат привлекательным для преступников. Дальше возможны варианты — можно предоставлять покупателям скидки, транслируя полученную мошенническим путем «экономию», оборудование можно поставлять по той же цене, что и оригинал, чтобы не привлекать лишнего внимания и пр. Заметим, что спектр поставляемого «левого» оборудования оказывается достаточно широким — там есть компьютеры, серверные решения, компоненты для сетевых решений и т. д.
Отличить подделку от оригинала проблематично для покупателя в сегменте B2C, который зачастую не обладает нужными знаниями. В В2В-сегменте компании уровня Enterprise и выше обладают возможностями — от свободных рук айтишников до контактов с вендором оригинального оборудования, нужными для обнаружения подделок. Корпорации часто перед покупкой тестируют продукцию в составе собственной инфраструктуры, что позволяет выявить «неоригинал». В результате риски приобретения поддельного российского оборудования оказывается реальным лишь у относительно узкой прослойки мелких / средних корпоративных заказчиков, которые несмотря на размеры компаний попадают под требования регуляторов.
Вместо заключения
Рассмотренные преступления не являются чем-то принципиально новым — эти подделки принципиально ничем не отличаются от любых других. Для борьбы с ними не нужно дополнительных действий от законодателей и регуляторов — достаточно действующего законодательства.
На данный момент поставки поддельного оборудования российских брендов носит, скорее, характер отдельных прецедентов, чем системной проблемы. Производители реестровой продукции проявляют нарастающую озабоченность подделками выпускаемого ими компьютерного и телеком-оборудования, в частности, возвращаясь к вопросу об актуальности маркировки цифровых устройств. Пилотные проекты по маркировке уже действуют, но пока участие в них носит добровольный характер.
Перевод этой маркировки в разряд обязательных выполнить можно достаточно просто и быстро, опыт наработан в национальном масштабе. Напомним, что с 1 марта этого года в РФ стартовал третий этап обязательной маркировки, в частности, для новых товаров легкой промышленности, а оборот немаркированных новых товаров легпрома запрещен.
Однако необходимость введения тотальной маркировки под вопросом. Это приведет к дополнительному удорожанию всей компьютерной техники. Платить за все дополнительные процессы придется покупателям из всех секторов национальной экономики, которые в условиях развитого канала на подделки в большинстве своем не жалуются, а тратить дополнительные деньги за малоактуальные сервисы не хотят.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News