14 февраля 2025 г.

Анна Чернякова

На пресс-завтраке OCS, прошедшем 13 февраля в рамках форума «IT-Ось 2025», вице-президент компании Анна Чернякова представила результаты исследования и рассказала, как бизнес в разных частях России адаптировался к перестройке ИТ-рынка.

Вступление

В прошлом году мы задумались, как компании ощущают масштабную перестройку российского ИТ-рынка.

Работу в России прекратили многие популярные А-бренды техники и софта. Параллельно на рынок хлынули производители 2 и 3-го эшелона из стран Азии. Появилось много новых российских игроков и продуктов. В какой-то момент в России продавалось больше 150 брендов ноутбуков.

Помимо этого, феноменальные изменения происходили внутри крупнейших российских дистрибьюторов. Организации перестраивали свои логистические цепочки, актуализировали продуктовые портфели и многое другое.

Перемены заставили некоторых игроков ИТ-рынка и представителей бизнеса искать новые, подчас рискованные способы решения своих задач. Часть компаний начала закупать оборудование напрямую у иностранных посредников. Кто-то стал работать с появившимися после 2022 года небольшими российскими поставщиками. Часто такие сделки оборачивались разочарованием — товар приходил с нарушениями сроков, мог содержать восстановленные компоненты или вообще не соответствовать заявленным параметрам.

Чтобы понять, как совокупность всех этих факторов отразилась на бизнесе в разных регионах, мы запустили всероссийское исследование летом 2024 года. ИТ-дилеры и интеграторы из 26 городов рассказали, с приобретением какого оборудования или софта у них возникали сложности.

Серверное оборудование

Лидером нашего опроса стало серверное оборудование. Сложности с его покупкой наблюдались в трех регионах: Уральском, Сибирском и Центральном федеральных округах.

В России происходит активная цифровизация бизнеса: компании стремительно наращивают вычислительные мощности, в том числе через аренду. По этой причине интенсивно растет рынок коммерческих и корпоративных дата-центров.

Результаты нашего опроса подсветили регионы, лидирующие в индустрии ЦОД. Центральная Россия — абсолютный лидер на рынке дата-центров. На нее приходится около 80% всех площадок. Направление активно развивается на Урале и в Сибири.

По данным OCS, в прошлом году Свердловская и Новосибирская области вошли в топ-5 регионов с самыми высокими продажами серверов. При этом, рост показателя в Свердловской области в натуральном выражении превысил 50%.

Почему во время опроса часть дилеров и интеграторов говорила о сложностях с приобретением серверного оборудования?

После введения санкций поставки решений популярных иностранных А-брендов в Россию затруднены. Поставщики прикладывают определенные усилия, чтобы оплатить и привезти технику. В результате растут сроки поставок и цены, возникают сложности с гарантийным обслуживанием.

Сейчас в России производится небольшой ассортимент комплектующих. У нас нет своих жестких дисков, графических ускорителей и многого другого, что требуется для сборки сервера. Российские вендоры вынуждены либо производить свою продукцию в третьих странах, либо закупать необходимые компоненты за границей. Оба варианта предполагают сложности и с оплатой услуг иностранных партнеров, и с логистикой. В итоге неритмичность поставок увеличивает сроки производства. Однако отечественные вендоры могут предложить гарантийное обслуживание в сервисных центрах практически по всей стране и необходимые для ремонта компоненты в наличии.

Стоит добавить, что в мире периодически наблюдается дефицит различных компонентов, а также происходят разрывы глобальных логистических цепочек. Это также сказывается на сроках поставок и ценах продукции и влияет на ощущение доступности оборудования.

Другим важным фактором, сформировавшим потребительский опыт в сегменте, стало появление большого количества «серовозов». После 2022 года на рынке массово возникали небольшие компании, которые специализировались на поставках определенных видов оборудования. Они не имели складов, не оказывали бизнесу услуг вроде финансового плеча и потому могли предложить более привлекательную цену в сравнении с крупным дистрибьютором. Однако к низкой цене прилагалось отсутствие любых гарантий.

Тогда многие игроки ИТ-рынка столкнулись с обманом: срывом сроков, несоответствием технических параметров, фальсификатом, восстановленными компонентами и прочим. Популярным стал сценарий, когда дилер или интегратор покупал у «серовоза» оборудование, а при получении обнаруживал, что оно не соответствует требованиям бизнес-заказчика. Дальше, обычно, техника уже перезаказывалась у дистрибьютора, и происходило это в режиме горящих сроков.

К счастью, период покупательских метаний остался в прошлом, однако он серьезно повлиял на то, как игроки рынка воспринимают этот сегмент.

Сетевое оборудование

На втором месте по частоте упоминания оказалось сетевое оборудование. Среди регионов о проблемах с его приобретением чаще всего говорили Южный и Уральский федеральные округа.

Почему именно эти регионы? Сетевое оборудование сегодня играет одну из ключевых ролей в создании современного производства: оно требуется для функционирования компьютерных сетей, производящих расчеты, и управления процессами. А Юг и Урал — мощные промышленные регионы.

ЮФО в прошлом году демонстрировал самый высокий за последние пять лет рост промышленного производства (Минэкономразвития). В первом полугодии 2024 года объем инвестиций увеличился на 16%.

На Урале востребованность сетевого оборудования также подогревается активным строительством дата-центров.

Что происходило с сетевым оборудованием в России?

Во-первых, стоит отметить, что в 2024 году сроки поставок многих популярных азиатских брендов сетевого оборудования увеличились. Производители опасались вторичных санкций, из-за чего у импортеров стали появляться проблемы с оплатой товаров и логистикой. Эти трудности носили внерегиональный характер.

Если крупные дистрибьюторы к подобным сложностям готовились заранее и быстро адаптировались, то «серовозы» и другие игроки срывали сроки поставок.

По нашим наблюдениям, Урал и Сибирь — регионы, где активно работают «серовозы». Также, эти регионы заметны числом дилеров и интеграторов, которые самостоятельно закупают оборудование за границей.

На Юге также есть свои местные особенности. Тренд на отказ от продукции Cisco в бизнес-проектах из-за ее подписочной модели наметился давно. Однако южные компании намного активнее заменяли решения бренда. Снижение числа заказов привело к сокращению продукции Cisco на складах поставщиков. В результате сроки поставок выросли. Все эти факторы влияли на ощущения игроков сегмента.

Промышленное ПО

Интересные данные мы получили из Сибирского федерального округа. Этот регион испытывал проблемы с покупкой промышленного софта.

Сибирь — крупнейший российский производственный центр. Предприятия в этом регионе сейчас фокусируются на цифровизации процессов, чтобы повысить свою производительность и конкурентоспособность. Новосибирская область в прошлом году демонстрировала рост объемов выпуска различной продукции. Также показатели промышленного индекса увеличились в Алтайском крае и Республике Алтай.

В чем заключалась основная проблема с поиском нужных ИТ-продуктов?

Исследование показало, что крупные коммерческие заказчики в Сибири с трудом переходят на отечественные аналоги популярных ИТ-решений. В первую очередь дело в функциональных возможностях, к которым привыкли компании и которых им недостает в российском ПО.

Есть и еще один интересный региональный нюанс. По наблюдениям OCS, компании из этого региона начинают внедрять «новинки» с отставанием в 1-2 года от центрально-российских предприятий. Они предпочитают сначала внимательно изучить опыт коллег из Москвы, а лишь потом — приобрести софт для себя. Вероятнее всего, сибирские предприятия будут активнее реализовывать программы импортозамещения в 2025–2026 годах.

Рынки ПО и ИТ-оборудования

В целом российский ИТ-рынок продемонстрировал высокую гибкость. Опрос показал, что поиск и приобретение большей части оборудования и софта происходили безболезненно для ИТ-дилеров и интеграторов.

Например, 37% респондентов вообще не заметили никаких сложностей с покупкой ПО для проектов бизнес-заказчиков. В свою очередь, 13% игроков ИТ-рынка приобретали ИТ-оборудование без каких-либо проблем.

С одной стороны, в этом помогли технические особенности софта. У многих компаний в 2023-2024 годах не было острой необходимости приобретать новые продукты. Программное обеспечение имеет долгий жизненный цикл. При этом, крупный бизнес часто приобретал бессрочные лицензии на иностранный софт.

С другой стороны, стоит отметить усилия игроков ИТ-рынка. В последние годы во многих сегментах российские ИТ-компании представили собственные продукты. Также стоит упомянуть, что в России процветает внутренняя разработка.

Стабилизируется ситуация и с ИТ-оборудованием. В последние несколько лет в различных категориях аппаратного обеспечения растет число российских аналогов популярных иностранных решений и новых разработок. Также появляются предложения от новых вендоров из дружественных стран.

Прогноз на 2025 год

Этап интенсивной перестройки ИТ-рынка вместе с «покупательскими метаниями» подошел к концу. Крупные дистрибьюторы по-прежнему адаптируются под новые обстоятельства, но это уже происходит в рабочем режиме.

Мы видим, что рынок возвращается к традиционной проверенной модели работы — крупные дистрибьюторы поставляют для розничных игроков ИТ-оборудование и ПО, дилеры и интеграторы в свою очередь продают их бизнесу под проекты цифровизации и модернизации.

Мелкие оптовые поставщики, появившиеся после 2022 года, частично сохранились на рынке. Они, как правило, обслуживают потребности небольших игроков в маленьких партиях. Например, могут привести два сервера.

Эксперименты с закупками у дилеров и интеграторов закончились. Наоборот, у розничных игроков появился запрос на более плотную работу с дистрибьюторами. ИТ-игроки ожидают расширения традиционных дистрибьюторских сервисов.

Например, тридцать одному проценту (31%) дилеров и интеграторов нужны дополнительные опции в логистических услугах, в том числе доставка сторонних грузов. 22% игроков ИТ-рынка хотят более гибких финансовых сервисов.

Для большинства дилеров и интеграторов сегодня очевидно, что дистрибьютор должен быть активным участником гарантийного сопровождения наравне с вендором. При этом пятая часть игроков ИТ-рынка считает, что у него должна быть ведущая роль в процессе.

Наш опрос показал, что 19% респондентов ожидают от дистрибьюторов очень глубокого погружения в обслуживание и поддержку поставляемых решений. Это интересный тренд: после ухода иностранных брендов дистрибьюторы взяли на себя поддержку их решений. По этой причине на рынке не произошел коллапс, и оборудование с ПО, пусть и с некоторыми трудностями, но продолжило работать после 2022 года.

Возвращение рынка к привычной модели работы — через дистрибьютора — будет снижать число «жалоб» на проблемы с приобретением ИТ-решений. Уже в этом году даже в сложных категориях вроде серверного оборудования у российских компаний будет складываться более позитивный покупательский опыт.

Источник: Пресс-служба компании OCS