24 января 2025 г.

Окончание. Начало тут и тут

Интерес к искусственному интеллекту во всех отраслях экономики, даже не связанных с ИТ напрямую, крайне высок в последние пару лет, — и глобальные системы ВКС не отстают от этого тренда. А как обстоят дела у российских разработчиков — и в целом, есть ли у массового отечественного клиента спрос на элементы ИИ в системах видеоконференцсвязи?

ИИ, покажи личико

«Функционал, который может обеспечить ИИ, достаточно обширен, — свидетельствует Евгений Остроушко, заместитель руководителя отдела системной интеграции и информационной безопасности (СИСиИБ) компании „Абак-2000“. Сюда входят как и средства улучшения качества связи между собеседниками, так и различные генеративные функции, позволяющие изменять передаваемый контент или дополнять его. Сейчас во многих современных системах ВКС есть возможность размытия или изменения фона, расшифровки встречи в виде стенограммы и её суммаризации; доступны средства аналитики встречи на основе эмоций, тембра голоса и мимики участников. Безусловно, в корпоративном секторе ВКС решений имеется достаточно большой спрос на подобный функционал, — и участники рынка не отстают. Наиболее распространённые отечественные вендоры-разрабочики систем бизнес-коммуникаций предоставляют подобный функционал в своих продуктах, но зачастую не „весь и сразу“ в рамках единого продукта. Поэтому пока что зачастую приходится прорабатывать вместе с заказчиком его потребности, выявляя приоритеты при выборе решения. Что касается „аппаратных“ возможностей ИИ, то сейчас достаточно популярна возможность автоматического следования видеокамеры за докладчиком. Подобных устройств от наших азиатских партнёров за последние два года появилось достаточно много; эти решения действительно хорошо работают — и могут произвести „вау-эффект“ на не слишком избалованных пользователей. Правда, по большей части такие системы применимы пока лишь в небольших переговорных комнатах, где не предъявляется требований к наличию в камере сильного оптического зума или не предусматривается системы многокамерной съёмки с различных ракурсов».

erid: 2SDnjeUyqfS

ИИ в ВКС — не просто мировой тренд, а технологическая необходимость

По мнению Евгения Остроушко, заместителя руководителя инженерного отдела Абак-2000, искусственный интеллект в системах видеоконференцсвязи — это не просто мировой тренд, а технологическая необходимость, он активно используется как зарубежными, так и российскими заказчиками.

На сегодняшний день функционал, реализуемый посредством ИИ, впечатляет своей широтой. Многие инструменты уже стали обыденностью: улучшение или замена фона участника конференции, повышение качества звука и изображения. Корпоративный сегмент всё чаще использует автоматическую расшифровку встречи и создание краткого резюме обсуждений с выделением ключевых моментов.

Особый интерес вызывают элементы видеоаналитики для анализа настроения собеседника, его вовлечённости, автоматического кадрирования, слежения за перемещением докладчика и его жестами.

Эти технологии поднимают удобство и функциональность ВКС на новый уровень, но, как и любая система, сталкиваются с вызовами.

Защита данных

Важными требования к системам ВКС, предъявляемыми заказчиками Абак-2000, является защищенность и отказоустойчивость. Это актуально для государственного сектора — при создании ситуационных центров и залов заседаний различного уровня и для промышленности как, например, при создании ВКС на предприятии АО «Курганмашзавод».

Конфиденциальность обеспечивается за счёт:

  • Организации локальной инфраструктуры
  • Настройки доступа через VPN или защищённые протоколы для внешних пользователей.
  • Гибких настраиваемых мер безопасности под задачи заказчика.

Отказоустойчивость достигается с помощью:

  • Резервирования серверов: в случае сбоя система автоматически перенаправляет запросы на дублирующие серверы.
  • Независимых каналов связи: использование нескольких резервных подключений.
  • Устойчивости оборудования: стабильная работа возможна только при комплексном резервировании всех элементов системы — от серверов до пользовательских устройств.

Эти решения позволяют минимизировать риски и обеспечивать стабильную работу систем ВКС даже при форс-мажорных обстоятельствах.

Абак-2000 внедряет инновационные технологии, делая ставку на надёжность и защищенность.

Опишите свою задачу, и мы предложим качественную ВКС для эффективной коммуникации в современном мире!

Реклама ООО ГК «Абак-2000», ИНН: 3445084000

Как считает Сергей Герук, продакт-менеджер цифрового рабочего пространства для совместной работы и корпоративного общения Squadus компании «МойОфис», спрос на элементы искусственного интеллекта в системах ВКС у российских заказчиков растёт, — однако на данный момент ИИ не является обязательным инструментом в таких системах: «Основные применения ИИ — это транскрибация речи, перевод её в текст и суммаризация встреч. Однако для решения этих задач требуется значительная вычислительная мощность, особенно графического процессора, что ограничивает возможности вендоров. На текущий момент отечественный ИТ-канал в большей степени использует для удовлетворения потребностей в ИИ облачные вычисления — поскольку дефицит аппаратных средств, таких как видеокарты, сдерживает это развитие. Модели ИИ, например, для суммаризации встреч, требуют больших вычислительных ресурсов и времени на обработку данных: это ограничивает их внедрение».

«Искусственный интеллект в системах ВКС может значительно улучшить качество общения, — продолжает эксперт, — обеспечивая фокусировку внимания пользователя и скрывая отвлекающие элементы. Например, ИИ может корректировать движения пользователя и выводить стабильную картинку для других участников. Также ИИ помогает улучшить визуальные характеристики, сглаживая морщины или улучшая цвет кожи, что схоже с эффектами фото- и видеофильтров. Некоторые международные компании даже работают над созданием аватаров, что может быть одним из направлений развития ВКС, несмотря на то, что виртуальная реальность, по мнению многих, осталась в прошлом. Таким образом, ИИ в ВКС не только улучшает качество общения, но и предлагает новые возможности для создания более комфортной среды для пользователей».

Петр Есилевский, руководитель направления PRO-AV ГК X-Com, подтверждает, что многие разработчики российского ПО действительно сейчас ведут работу по внедрению элементов ИИ в отечественные системы ВКС: «Но, на мой взгляд, ещё рано говорить о каких-либо успехах в этой области: большинство разработок ещё в процессе либо на стадии тестирования или пилотных проектов».

Как указывает Алексей Кирсанкин, начальник отдела видеоконференцсвязи АМТ-ГРУП, спрос на элементы искусственного интеллекта в системах ВКС в России растёт — особенно в условиях удалённой работы и необходимости поддержания эффективной коммуникации: «Заказчики заинтересованы в интеграции ИИ-технологий для улучшения качества связи, автоматизации рутинных задач, анализа данных и повышения безопасности. Однако отечественный ИТ-канал сталкивается с рядом вызовов. Во-первых, существует дефицит аппаратных средств, необходимых для работы с современными ИИ-решениями, что затрудняет развёртывание и масштабирование проектов. Во-вторых, недостаток специалистов в области искусственного интеллекта и машинного обучения замедляет внедрение инноваций, поскольку многие аспекты требуют высокой квалификации и опыта. Несмотря на эти препятствия, отечественные компании активно развивают ИИ-решения и начинают адаптироваться к новым условиям, предлагая альтернативные подходы и технологии. В перспективе, с учётом увеличения инвестиций и развития образовательных программ, ИТ-канал сможет более полно удовлетворить растущий спрос на ИИ в системах ВКС».

«Спрос на элементы искусственного интеллекта в системах ВКС среди российских заказчиков стремительно растёт, — подтверждает Елизавета Покровская, руководитель партнёрских продаж „МТС Линк“. — Исследование TAdviser показало, что 57% респондентов заинтересованы в ИИ для распознавания речи и автоматического протоколирования встреч. Востребованы и такие технологии, как умные подсказки и рекомендации по проведению мероприятий, а также автоматическое резюмирование чатов и совещаний. Наш ИИ-помощник уже напоминает об итогах прошедших встреч и находит нужные записи. А чтобы разнообразить взаимодействие в командах, мы добавили во встречи „нескучные“ элементы: „умные“ стикеры, аватары и маски. В наших планах — научить ИИ давать подсказки и рекомендации по проведению совещаний, а также анализировать эмоциональное состояние участников встреч».

Клиентами, как свидетельствует Дмитрий Шульга, директор по продажам VideoMost, ИИ-функционал востребован, — однако отечественный ИТ-канал сталкивается с трудностями в удовлетворении этого спроса: «По следующим причинам:

  • Нехватка высокопроизводительного вычислительного оборудования.
  • Облачное использование ИИ является большой дырой в безопасности компании.
  • Значительные требования ИИ к вычислительным мощностям, поэтому весь соответствующий функционал расположен обычно в облаках вендора. А передавать записи своих встреч и разговоров в неподконтрольное заказчику облако для последующей обработки нейронными сетями компании опасаются».

Максим Смирнов, заместитель генерального директора IVA Technologies, допускает, что если разработчик, предлагающий сегодня инновационные функции, реализованные на основе ИИ, будет превосходить конкурентов: «Такие инструменты помогают справляться с рутинными задачами и делают работу более эффективной. Например, в платформу IVA ONE встроены элементы ИИ, которые поддерживают функции транскрибации, субтитры и онлайн-перевод, формирование саммари встреч. Также мы работаем над цифровым ассистентом, который в будущем сможет помогать в управлении дедлайнами, подготовке к встречам и получении кратких отчётов о рабочих событиях».

Как свидетельствует Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf, разработать модель ИИ несложно: «Куда важнее и сложнее её грамотно обучить. При этом для использования ИИ на стороне клиента достаточно ЦП. Мы встроили в наши бесплатные приложения ИИ, который умеет размывать и заменять фон, отсекать от голоса все лишние фоновые звуки, создавать полную стенограмму конференций с разделением по ролям и поиском по репликам участников, а также формировать краткую выжимку из всего обсуждения. Но нейросети — это лишь малая часть решения, ведь внутри задействовано множество алгоритмов и ноу-хау по очистке звука, разделению голосов участников, синхронизации событий конференции, балансировке нагрузки, обеспечению конфиденциальности, а главное оптимизации производительности. Ведь у нас нет возможности отправлять данные в облако, где ресурсы не ограничены, а риски утечек максимальны. На текущий момент решение рассчитано на компании с большим количеством сотрудников и проводимых ВКС, поэтому доступно в виде ПАКа с несколькими производительными GPU».

«Заказчикам нравятся адаптивные настройки кадрирования, — свидетельствует, основываясь на опыте своей компании, Алексей Исаев, руководитель департамента инфраструктурных решений и направления корпоративных сетей компании „Оптивера“. — Но, узнав стоимость, они часто оказываются неготовыми платить за это. Других наработок ИИ в ВКС я не встречал».

Всё по закону

Требования соответствия действующему законодательству (в частности, ФЗ-152 о защите персональных данных), а также отраслевым стандартам/нормативным актам по части информационной безопасности, продолжающими работать в России вендорами систем ВКС безусловно учитываются, — и это становится всё более сильным аргументом в пользу их выбора для многих заказчиков. Если допустить, что в какой-то момент ушедшие на сегодня из России вендоры ВКС решат вернуться (если это в принципе вероятно, конечно), — насколько тогда окажется затруднено их возвращение на прежние доминирующие позиции?

«Когда речь идёт о персональных данных в контексте ВКС, — конкретизирует Сергей Герук, — основной акцент следует делать на сохранности информации. Это особенно важно при использовании лицензированных SaaS-решений, где компания, предоставляющая сервис, несёт ответственность за обеспечение безопасности системы, а также за защиту от взломов. Задача вендора — обеспечить безопасную работу системы, используя новейшие версии безопасных библиотек и соответствующие меры информационной безопасности. Однако окончательное соблюдение всех требований, особенно в отношении персональных данных, лежит на заказчике. Компании должны учитывать регуляторные требования, включая требования Роспотребнадзора, например, в отношении регистрации пользователей по мобильному телефону. Это обязательное требование для большинства российских ВКС-систем, в отличие от зарубежных решений, где для регистрации достаточно электронной почты. Такая идентификация по мобильному телефону исключает возможность анонимности и повышает уровень безопасности, что особенно важно для корпоративного сегмента».

«Вопрос оплаты иностранных решений также стоит достаточно остро, — продолжает эксперт. — Многие зарубежные ВКС-системы работают по подписочной модели, что требует наличия доступа к международной банковской системе. Однако с учётом текущей политической ситуации оплатить что-то через международные платежные системы достаточно трудно. Даже если эти решения остаются доступными, ограничение в финансовых транзакциях создаёт дополнительные барьеры для их использования. Да, некоторые зарубежные компании могут вернуться на российский рынок, — однако не факт, что это произойдёт в ближайшее время. Большинство решений сейчас доступны лишь через параллельный импорт, что приводит к дополнительным затратам и сложностям. Однако значительное число российских пользователей всё равно продолжает использовать такие решения. Что же касается отечественных решений, то их развитие требует времени. ВКС-системы в России пока имеют сравнительно небольшой опыт — большинство решений существуют на рынке всего несколько лет. При этом, как и в случае с зарубежными автомобилями, доверие к отечественным продуктам можно заслужить только временем. Важно, чтобы отечественные решения доказали свою надёжность и функциональность на практике, чтобы получить доверие со стороны пользователей».

Евгений Остроушко соглашается с тем, что вопросы российского законодательства бесспорно должны быть учтены иностранным вендором перед гипотетическим возвращением на наш рынок: «Но, на наш взгляд, ключевыми факторами в решении поставленного вопроса с точки зрения эксплуатанта станут обширность предоставляемого зарубежными решениями функционала — и их удобство для конечных пользователей. Безусловно, отечественные решения за последнее время очень сильно „выросли“, немало компаний активно и успешно использует их в своей ИТ-инфраструктуре. Но многие рядовые пользователи до сих пор тепло вспоминают удобство ушедших Teams и Skype for Business для проведения персональных встреч».

Возвращение зарубежных вендоров ВКС в Россию может столкнуться с серьёзными трудностями, — на это обращает внимание Алексей Кирсанкин: «Во-первых, отечественные системы теперь активно развиваются и уже соответствуют требованиям ФЗ-152 о защите персональных данных, что делает их более привлекательными для заказчиков, стремящихся к лёгкости соблюдения законодательства. Во-вторых, за время отсутствия зарубежных компаний на рынке российские вендоры смогли завоевать доверие клиентов и зарекомендовать себя как надёжные партнёры. Это создало не только техническую, но и культурную привязанность к местным решениям, что затруднит возврат иностранных компаний на прежние позиции».

Кроме того, продолжает эксперт, конкуренция с отечественными продуктами, адаптированными к специфике местного рынка и предложившими подходящую поддержку, будет сложной задачей: «Даже если зарубежные вендоры предложат свои услуги по конкурентоспособным ценам и высоким стандартам качества, их возвращение потребует значительных усилий в маркетинге и установлении доверительных отношений с клиентами. Таким образом, учитывая текущие тенденции и развития технологий, возвращение зарубежных вендоров на доминирующие позиции будет затруднительным и не гарантированным».

«Законодательство, несомненно, оказывает сильное давление на зарубежных производителей, — свидетельствует Петр Есилевский, — и использовать решения от зарубежных производителей в некоторых сферах становится всё сложнее и сложнее. Да, многие заказчики до сих пор продолжают покупать решения от иностранных производителей, но это, как правило, связано с тем, кто у них уже есть готовая, построенная на иностранном оборудовании и технологиях инфраструктура, которую необходимо поддерживать. Таким образом, если ситуация вокруг законодательства кардинально изменится в ближайшие год-два, иностранные вендоры наверняка смогут вернуться и занять хоть и не прежние по объёмам позиции, но определённую нишу».

Дело в том, поясняет эксперт, что, с одной стороны, российские технологии и решения сейчас активно развиваются и уже возможны современные решения на базе российских производителей, которые будут ничуть не хуже, а если говорить о софте, то может и лучше иностранных: «Но и за границей прогресс не стоит на месте и уровень технологий, предлагаемый иностранными брендами, также постоянно повышается. Поэтому, в целом, если санкции снимут не прямо сейчас, а со временем, то иностранные бренды, несомненно, попробуют вернуться на российский рынок, и у некоторых из них это даже получится».

Как констатирует Дмитрий Одинцов, уже для всех стало очевидно, что если в инфраструктуре компании используются облачные решения — нужно быть готовым к тому, что в любой момент эти сервисы могут прекратить работу, провайдеры могут ввести ограничения, отказать в техподдержке или обновлениях: «В случае санкций — могут забрать доступ к сервису; а значит вся хранящаяся информация, например, в мессенджере, потеряется; появится необходимость экстренно переводить сотрудников на новые инструменты, что может повлечь дополнительные расходы, в том числе из-за снижения производительности команды. Российский рынок весьма привлекателен для зарубежных вендоров, вполне ожидаемо они захотят вернуться. В случае их возвращения усилится конкуренция и замедлится рост долей отечественных игроков. Кроме того, это повлечёт за собой „‎вымирание“ незрелых, появившихся после 2022 года, решений».

«С учётом геополитической обстановки трудно представить, что зарубежные вендоры легко вернутся в страну и займут прошлые позиции, — уверен Максим Смирнов. — Сегодня в России нет ни условий, ни необходимости в возращении западных вендоров. К зарубежным сервисам ВКС потеряно доверие — они бросили своих заказчиков. Если они вернутся, ни один ответственный ИТ-директор не захочет иметь с ними дела».

А вот Алексей Исаев считает такое возвращение вполне возможным: «Но вновь пришедшим придётся хорошо поработать с дисконтом, чтобы вернуть себе былые позиции, а в некоторые структуры вход будет и вовсе воспрещён, и в целях сохранения цифрового суверенитета требования для возвращенцев корректироваться не будут. С другой стороны, отечественный продукт ещё молод и неопытен, поэтому возвращенцам будет что противопоставить этому фактору».

«Если Microsoft, Cisco, Zoom решат официально вернуться в Россию, — замечает Дмитрий Шульга, — они столкнутся с нормативными барьерами. Однако многие крупные частные компании в РФ этому бы обрадовались».

Елизавета Покровская допускает, что часть клиентов и впредь продолжит использовать бесплатные версии продуктов, — но уверена, что крупный бизнес сохранит высокие требования к безопасности коммуникаций: «Мы в „МТС Линк“ уделяем этому аспекту повышенное внимание. Наши сервисы защищены от DDoS-атак, в них применяются современные протоколы шифрования. Они поддерживают такие функции, как двухфакторная аутентификация и интеграция с SIEM-системами. Западные решения, при всей их зрелости и проработанности, создаются для мирового рынка, не учитывая локальные потребности заказчиков. Обратная связь от наших клиентов является важным фактором при выборе новых функций для разработки. Большое внимание мы уделяем интеграции с существующим ПО компаний, кроме того, наша техническая поддержка — оперативная, „живая“, русскоязычная и круглосуточная. В соответствии с законодательством, мы храним все данные пользователей в защищённом дата-центре на территории России. Компании с особыми требованиями к хранению данных предпочитают разворачивать ИT-решения на собственных серверах, — для них мы предлагаем версию платформы с развёртыванием on premises».

Источник: Максим Белоус, IT Channel News