11 марта 2025 г.

Увеличить
Увеличить
Леонид Михин
Увеличить
Надежда Пчелинцева
Увеличить

Сани готовят летом, телегу зимой, а за оформление проектов для очередного, уже третьего по счёту, конкурса «Импортонезависимость в телекоммуникациях» самые деятельные его участники уже принялись. Подведение итогов и церемония награждения победителей пройдут на полях выставки «Связь 2025», которая будет открыта с 22 по 25 апреля в московском ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР». Организаторы конкурса те же, что и в прошлом году — российский производитель программного обеспечения и оборудования в области корпоративных коммуникаций «ФЛАТ» и компания «Марвел-Дистрибуция» по заказу АО «Экспоцентр».

Уже дважды проводившийся отраслевой конкурс «Импортонезависимость в телекоммуникациях» зарекомендовал себя как площадка для представления особенно успешных проектов, реализованных полностью или частично на базе отечественного телеком-оборудования и ПО. В жюри конкурса входят представители ведущих финансовых организаций, образовательных и ведомственных учреждений, государственных структур, отраслевых ассоциаций и профильных СМИ, в том числе IT Channel News, а участвовать в нём могут производители и системные интеграторы, которые разрабатывают и воплощают проекты по построению и обновлению систем связи для заказчиков любых масштабов и форм собственности.

Победители конкурса — о своём участии

Евгений Доможиров, генеральный директор CESCA: «Конкурс „Импортонезависимость в телекоммуникациях“ стал для нас очевидным выбором, поскольку он акцентирует внимание на стратегически важной для рынка теме. Наши продукты и представленные на конкурсе кейсы напрямую связаны с развитием отечественных технологий. Прошлогодний конкурс стал для нас ярким событием. Мы представили успешные кейсы внедрения продукта ALIOT, получили ценные рекомендации от экспертов и завели новые контакты, что помогло нам лучше понимать актуальные потребности рынка. Обратная связь от экспертного сообщества позволила нам скорректировать вектор развития наших решений. Более того, в этом году мы будем представлять свои решение в рамках выставки „Связь“ и также планируем участвовать в конкурсе „Импортонезависимость в телекоммуникациях“ снова, чтобы продолжать развивать отечественные технологии и вносить вклад в повышение технологической независимости страны».

Сергей Золкин, директор по маркетингу ООО «Форвард — Телеком»: «Импортонезависимость сегодня — один из ключевых факторов устойчивого развития телеком-отрасли, и мы как вендор BSS/OSS-решений отлично понимаем её значимость для всех участников рынка. Признание на этом конкурсе стало для нас подтверждением экспертизы и качества наших решений, и мы обязательно будем участвовать снова. В целом, проведение таких мероприятий подчёркивает важность того, что мы делаем, и позволяет донести до рынка, что отечественные решения способны успешно конкурировать с зарубежными, ничем им не уступая».

Антон Корнильев, эксперт по решениям для контактных центров и унифицированным коммуникациям К2Тех: «Рынок российских телеком-решений, равно как и спрос на них, активно растёт. Заказчику непросто разобраться в этом многообразии — и выбрать как подходящий продукт, так и квалифицированного интегратора для внедрения и дальнейшего развития решения в своём технологическом стеке. Конкурс, где рассматриваются успешно реализованные проекты со сложной постановкой задач, — хорошая возможность рассказать рынку о том, как на практике внедряется и работает отечественное телеком-оборудование и ПО. Победа или призовое место здесь — показатель зрелости используемых в проекте решений и компетенции команды, реализовавшей проект. Мы увидели много достойных проектов в прошлом году и получили четыре призовых места. За год у нас накопилось несколько ярких проектов, которые мы будем рады представить на конкурс».

Цели и задачи

Прошлогодний конкурс «Импортонезависимость в телекоммуникациях» ещё раз подчеркнул ориентированность отечественных разработчиков на формирование долгосрочных отношений с заказчиками и каналом; на длительное, фундированное постепенно прорастающими связями и процветающими контактами присутствие в отрасли. Умение показывать товар лицом (в современных терминах — маркетинг), что греха таить, не самая сильная сторона российского бизнеса, особенно высокотехнологичного, сосредоточенного на разработке передовых технически сложных решений. Сил и средств на самопродвижение даже у самого удачного проекта может оказаться откровенно недостаточно, — и тогда на помощь приходит профильный конкурс, в ходе которого квалифицированное жюри даст действительно нужной рынку разработке высокую оценку, указав на её достоинства и тем самым ощутимо упростив её продвижение в канале.

Организаторы конкурса — о своём опыте

Леонид Михин, исполнительный директор ФЛАТ: «Мы как российский производитель кровно заинтересованы в том, чтобы знак „СДЕЛАНО В РОССИИ“ ассоциировался в том числе с надёжностью, безотказностью и технологической продвинутостью решений ИТ. Рано или (лучше) поздно западные вендоры вернутся на наш рынок, и нам нужно успеть до этого времени сформировать положительное восприятие отечественного разработчика, чтобы выдержать конкуренцию в будущем. Иными словами, нам выгодна популяризация именно российских решений. Потому что тогда и наши потенциальные заказчики будут с гораздо большей лёгкостью переходить на наши решения. Конкурс позволяет широкому кругу специалистов увидеть воочию уже внедрённые решения российского производства; убедиться, что возможна технологическая совместимость с имеющимся оборудованием; узнать, что перечень решений весьма разнообразен; получить информацию об опыте внедрения и использования российского ПО и оборудования. При этом, не скрою, организация конкурса требует от нас вложения как производственных, так и финансовых ресурсов. А так как грантов или иной поддержки от государства мы не получаем, можно рассматривать это все как наш вклад в развитие Российской ИТ-отрасли в целом. И этим вкладом мы гордимся!»

Надежда Пчелинцева, директор департамента «Сети и телекоммуникации» компании «Марвел-Дистрибуция»: «Для „Марвела“ участие в отраслевом конкурсе в качестве организатора было своего рода экспериментом. Мы как дистрибутор постоянно видим интересные проекты в телекоме, но на тот момент не понимали, захотят ли партнёры рассказывать о них рынку — и дадут ли заказчики на это своё согласие. Поэтому цели мы ставили минимальные: подсветить интерес к реальным проектам и продемонстрировать, что государству это тоже интересно. Но в итоге мы получили большое количество откликов. Заявок было подано больше, чем мы ожидали, — при том, что часть проектов отсеялась на этапе отбора, не уложившись в сроки подачи, не получив нужных согласований или из-за несоответствия требованиям конкурса. Самое главное, мы увидели, что интеграторам это действительно нужно и интересно».

Победители конкурса — о своём участии

Алексей Гера, технический консультант направления объединённых коммуникаций компании Softline: «На наш взгляд, при выборе профильного конкурса стоит в первую очередь оценивать авторитет площадки и доступность её для экспертов рынка (как заказчиков, так и поставщиков). „Связь“, как наследник одного из старейших ИТ-мероприятий с уклоном в коммуникации, хорошо известна всем участникам рынка, отлично освещается в СМИ и традиционно собирает всех нужных людей в одном месте. По итогам мероприятия (и призовых мест в двух конкурсных категориях) мы получили дополнительную возможность подтвердить перед заказчиками наши профильные компетенции практическими кейсами (даже в формате NDA-обезличенности по соответствующим проектам), получившими признание на одной из самых заметных площадок отрасли. Мы планируем участвовать во всех последующих мероприятиях в рамках выставки „Связь“, укрепляя свой авторитет профессионалов отрасли в сообществе поставщиков и заказчиков систем связи».

Ольга Копытова, руководитель отдела маркетинга компании «ГдеМои»: «При выборе конкурса важно смотреть на организаторов и участников прошлых лет; так можно понять аудиторию и престиж проекта. Помимо этого, „Импортнонезависимость в телекоммуникациях“ проходит в рамках выставки „Связь“, одной из ключевых для индустрии мониторинга транспорта. Победа в конкурсе в 2024 году укрепила наш имидж: мы поделились кейсами и ИT-решениями, провели полезные встречи и нашли партнёров для интеграций».

Владислав Вирясов, директор по развитию компании «Авантелеком»: «Для нас участие в конкурсах — это возможность продемонстрировать собственные разработки и решения, поделиться опытом и обменяться идеями с другими игроками на рынке. Конечно, разные конкурсы имеют свои особенности и разный вес в отрасли. Конкурс „Импортонезависимость в телекоммуникациях“ привлёк нас в первую очередь авторитетным экспертным советом, качественной методологией, критериями и системой оценки. Мы видим, что участие в этом конкурсе позволяет показать общественности значимость и важность реализованных проектов, представленных на конкурс. И что важно, продемонстрировать лучшие отраслевые практики и опыт, которые смогут перенять компании со схожей сферой деятельности и задачами».

Проекты с выставки

Российский телеком-рынок крайне многообразен: и в плане охватываемых цифровыми коммуникациями отраслей, и с точки зрения географии. Подход «одно решение для всех» на нём принципиально работать не будет, — тем важнее показать товар, что называется, лицом во всём его многообразии. Иначе откуда потенциальные заказчики узнают, кто, как и на чьём оборудовании поможет решить стоящие перед ними задачи? Новые клиенты охотнее решаются примерить на себя доступные обновки под маркой «Сделано в России» — уже изначально понимая, что «новым платьем короля» те не окажутся. Насколько доволен итогом сделки заказчик, в какой мере его устраивает сервис, сложно ли проходило внедрение — информация об этом (даже если проекты остаются под NDA и напрямую клиента называть нельзя) позволяет профессионалам, исходя уже из собственного опыта, адекватно оценивать масштабы решённых задач и объёмы преодолённых попутно трудностей.

Организаторы конкурса — о своём опыте

Надежда Пчелинцева: «В нынешнем году мы подходим к организации конкурса уже более осознанно, ставим перед собой конкретные цели: рассчитываем увеличить количество поданных заявок до двухсот. Пусть это будут небольшие проекты по миллиону рублей, но их будет много и в них будет задействовано разное оборудование. Чем больше заказчиков захочет внедрить у себя российские продукты, тем лучше. К тому же крупных заказчиков у нас в стране не так много, поэтому именно небольшие и средние по масштабу проекты вызывают наибольший интерес у интеграторов с точки зрения тиражирования. Зачастую на реализацию маленьких проектов тратится больше ресурсов, чем на крупные, поэтому с помощью конкурса мы хотим хоть как-то компенсировать затраченные усилия партнёров».

Леонид Михин: «По росту конкурсных заявок активность в 2024 году была более чем в два раза выше по сравнению с 2023 годом. И уже сейчас мы видим высокий интерес, но прогнозы пока что делать рано. Есть регламентированная процедура оформления, позволяющая унифицировать форму описания проекта по основным параметрам и критериям, чтобы сохранить объективность и прозрачность оценки экспертного жюри. В этом году мы совместно с членами жюри более детально формализовали весовые критерии баллов. Часть заявок на этапе оформления паспорта проекта не проходит первоначальный отбор и отсеивается. Поэтому количеством успех не измеряем; нам гораздо важнее, чтобы представленные проекты были качественными и интересными. В этом году представлено 12 номинаций в разных отраслях. Конечно, нам хотелось бы, чтобы в каждой из них было достаточное количество интересных, в том числе комплексных, проектных решений. Нам хотелось бы видеть также и широкую российскую географию решений, и отраслевое разнообразие».

Победители конкурса — о своём участии

Сергей Сосин, руководитель группы продуктового менеджмента Nexign: «Последние несколько лет мы как разработчик были сфокусированы на том, чтобы предоставить нашим клиентам отечественные решения, которые бы полностью отвечали требованиям по производительности, функциональности и безопасности. Так, более 40 продуктов Nexign за прошедший год включены в реестр отечественного ПО. В заявленном проекте внедрения решение Nexign PCRF показало высокую гибкость, надёжность и масштабируемость. Поэтому для нас стало важным шагом принять участие в знаковом для отрасли конкурсе и представить этот проект импортозамещения узла управления политиками мобильного трафика для федерального оператора связи».

Алексей Микуцкий, генеральный директор ООО «Оптимал Системс»: «Участие в конкурсе такого уровня, как и завоевание в нём награды, — это, несомненно, показатель качества компании-участника и её профессионализма».

Денис Никишин, функциональный архитектор проектного офиса по отраслевым решениям в корпоративном центре ПАО «Ростелеком»: «Наша организация традиционно заинтересована в реализации комплексных телекоммуникационных проектов разной сложности, особенно для крупного бизнеса и госсектора. Благодаря успешному проекту и победе на конкурсе нам удалось в очередной раз заявить о себе и усилить позиции компании в качестве комплексного интегратора. Конкурс позволил напомнить бизнесу о том, что наша компания имеет все необходимые профессиональные компетенции для успешной реализации интеграционных отраслевых проектов. Нам предстоит развиваться и трансформироваться, улучшать сервис и продукты, использовать высокотехнологичные решения и развивать отечественный ИТ-кластер сообща с „реальным бизнесом“. Участие в выставке „Связь“ для нас — важный процесс взаимодействия с партнёрами и коллегами».

Миссия выполнима

Пожалуй, ключевой миссией «Импортонезависимости в телекоммуникациях» можно назвать упрочение связей российских поставщиков телеком-оборудования с участниками канала. Организовать подходящую для такой активности площадку — а именно ею оказался, как подтверждает уже насчитывающая не один год его история, конкурс «Импортонезависимость в телекоммуникациях», — дело, разумеется, непростое. Для этого потребовалась экспертиза компаний ФЛАТ и «Марвел», накопленная за десятилетия успешной работы на российском телеком-рынке; наработанные их сотрудниками-профессионалами человеческие связи, интуиция, понимание болей и насущных забот заказчиков из самых разных отраслей. Устроителям конкурса необходимо было зажечь, вдохновить коллег по цеху идеей развития отечественной телеком-отрасли — притом, что прямой материальной выгоды участие в конкурсе даже победителям не приносит, а жюри и вовсе трудится, рассматривая и оценивая предложенные проекты, безо всякого вознаграждения.

Организаторы конкурса — о своём опыте

Леонид Михин: «Миссия конкурса в этом году не отличается от предыдущего, он по-прежнему призван выявить успешные практики внедрения отечественных решений, обеспечить возможность компаниям представить свой опыт широкой аудитории, популяризировать российские ИТ-продукты, поддержать их продвижение. Сложно выделить, что именно для нас станет фактом, означающий бесспорный успех. Однако рост поддержки отраслевых регуляторов, что уже происходит, профильных СМИ, а также интерес компаний-участников к конкурсу несомненно позволит нам полагать, что мы движемся в правильном направлении, — и мы будем продолжать прикладывать усилия для развития этого конкурса в будущем».

Надежда Пчелинцева: «Миссию конкурса мы видим в том, чтобы показать заказчикам, которые пока опасаются переходить на российское оборудование, что это не страшно и надёжно. Мы демонстрируем реальные истории успеха таких проектов, открыто освещаем их для ИТ-рынка. Бесспорным успехом мы будем считать, если после конкурса к нам будут обращаться интеграторы и заказчики, чтобы взять контакты победителей. Отдельно стоит отметить, что нашу позицию разделяют государство, правительство и организаторы выставки „Связь“, поэтому хочется поблагодарить всех за поддержку».

Источник: Максим Белоус, IT Channel News