24 февраля 2000 г.
Первое интервью 2025 года в рамках проекта «Точки над iT», который мы создаем совместно с видеоканалом Global Digital Space, было посвящено сервисным компаниям и рынку сервисных услуг в России. Мы обсудили эту тему с представителями дивизиона аутсорсинга и сервисов группы компаний IBS:
- Сергей Бабкин, менеджер по развитию бизнеса IBS;
- Денис Рябчиков, менеджер по развитию бизнеса IBS;
- Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса компании IBS.
IT Channel News: Давайте начнем с того, каким для вас был 2024 год. Есть чем похвастаться?
Сергей Бабкин: Год был разным: местами трудным, местами воздушным, а еще очень насыщенным разными проектами. Похвастаться можем кратным ростом сервисных контрактов: прежде всего по сопровождению продуктов «1С», SAP, заказных систем и low-code платформ, а также развитием отношений с партнерами, которые позволят нам в будущем поддерживать имеющиеся и заключать новые сервисные контракты.
Кроме того, в 2024 г. для многих клиентов мы были источником информации о рыночных изменениях, новых продуктах и их функциональности. Сейчас многие компании ищут либо максимально походящую замену тем решениям, с которыми работали раньше, либо новые возможности развития, расширения функциональности этих систем.
Василий Саутин: Действительно, в 2024 г. мы активно работали с вендорами и экосистемами над совместным продвижением на рынке и к началу 2025 г. стали партнерами большего количества высокотехнологичных разработчиков.
Вместе с партнерами мы движемся в сторону основного тренда последних лет — обеспечения технологической независимости. Это касается не только таких крупных вендоров как «1С» (направление, в котором мы кратно выросли в 2024 г.), но и решений для автоматизации бизнес-процессов: от электронного документооборота до бизнес-процесс-менеджмента.
У нас активно растет направление low-code-платформ и BPM-систем. Еще одно глобальное достижение — мы готовы оказывать поддержку всем продуктам, написанным на OpenStack. Наша команда по продвижению сервисных услуг присутствуют во всех сегментах рынка.
Денис Рябчиков. Безусловно, 2024 г. для нас был успешным. IBS возглавила рейтинг российских аутсорсеров, занимающихся поддержкой SAP, по версии TAdviser.
Это не удивительно: у нас в штате около 300 разработчиков — специалистов с обширными компетенциями. Это команда, которая умеет добиваться хороших, прогрессивных результатов. Можно даже провести аналогию со спортом. Есть команды, которые забивают
В. С.: Кроме того, мы сейчас активно помогаем клиентам переходить с SAP на эффективные платформы, которые пользуются активным спросом.
Надо быть готовыми к тому, что в 2025 году рынок изменится. При нормализации микроэкономической ситуации в России в
Интерес к таким внедрениям будет со стороны не только энтерпрайз-сегмента, но и средних предприятий (еще не таких зрелых с точки зрения цифрового развития). Сейчас эти клиенты растут, и мы предлагаем им решение, способное оптимизировать и/или повысить эффективность их бизнеса. Это один из основных трендов развития в
Но надо понимать, что пока не весь рынок выбирает движение к передаче непрофильных процессов на аутсорсинг. Например, мы видим рост количества инсорсинговых компаний. Поэтому в 2025 г. будем активно доносить до клиентов информацию о тех плюсах, которые они получат, работая с аутсорсинговыми командами.
IT Channel News: А какие еще тренды 2025 г. вы видите?
С. Б.: Помимо всего, что было перечислено выше, мы находимся в постоянном поиске отраслевых решений. Разные отрасли экономики находятся на разном уровне цифровизации. Например, есть фармацевтика, где зачастую работают специалисты, которые привыкли все считать, что называется, «на бумаге», максимум — в Excel. Поэтому мы ищем/создаем отраслевые решения, помогающие цифровизировать этот бизнес, которые будут интересны клиенту не только как технологии, но и принесут ему добавочную стоимость. Работая на коммерческом рынке, мы должны показывать клиенту бизнес-эффективность.
Д. Р.: Рынок всегда ищет возможности развития, смотрит за трендами, инновациями. Задача IBS — стать тем самым «трендом»: создавать, запускать и управлять векторами развития.
Здесь я хочу вернуться к аутсорсингу. Компании стали активнее передавать свои системы на поддержку, хотя до сих пор у некоторых из них руководители ИТ-подразделений видят в нас конкурентов. Однако у нас нет намерения отнять их «хлеб», мы стараемся максимально донести до рынка следующее: они — хозяева у себя в компании, мы же приходим только как помощники.
IT Channel News: Есть ли направления бизнеса, которые в вашей компании растут опережающими темпами?
В. С.: Мы идем в ногу со временем и в первую очередь делаем ставку на внедрение искусственного интеллекта в наши процессы. Сейчас формируем стратегию его применения, так как прекрасно понимаем, что с точки зрения добавочной стоимости в сервисном бизнесе без ИИ может быть упущенная выгода. Важно и то, что интерес к внедрению ИИ генерируется и самой командой. Директора, менеджеры по развитию бизнеса активно предлагают идеи включения ИИ и всего, что с ним связано, в процессы ИТ-сервисного обслуживания и оказания услуг аутсорсинга.
Если вернуться к тому, что клиентам важен быстрый эффект от внедрения новых решений, то в ближайшие 2 года, на мой взгляд, будет расти тренд на внедрение коробочных «движков». В партнерстве с технической командой мы будем проактивно доносить до клиентов ценности такого подхода, когда быстрое внедрение может принести быстрый экономический эффект.
При современном уровне волатильности рынка большинство внутренних ИТ-служб будут передавать на исполнение подрядчикам фиксированные проекты, в которых партнер будет отвечать за весь результат. Мы не просто готовы к такой схеме работы, но активно работаем и развиваем компетенции для исполнения таких проектов.
IT Channel News: Мы много говорим о «сервисных компаниях». А что это такое в вашем понимании?
С. Б.: Прежде всего, компетенции. У каждой сервисной компании они разные в разных направлениях. Сейчас одно из самых востребованных — сопровождение «1С»: на рынке дефицит специалистов, компетентных в этой области. Для таких случаев и существует экспертная ИТ-сервисная компания IBS, обладающая профессиональной командой, способной помочь сформулировать проект «на лету». Благодаря нашей методологии мы можем быстро подхватить поддержку такого проекта, а в перспективе, если необходимо, оказать нужный сервис. Кроме того, поскольку мы продвигаем стеки новых российских решений, то как ИТ-сервисная компания предоставляем сервис по их внедрению и дальнейшему сопровождению.
Все ищут свое УТП, которое выделит их среди конкурентов. Однако рынок диктует свои правила, и направления у всех примерно похожи. Поэтому выигрывают более быстрые, гибкие, и те, кто постоянно ищут какие-то уникальные новые компетенции, позволяющие решить задачи бизнеса.
Д. Р.: При этом надо понимать, что крупные клиенты всегда доверяют такому же крупному клиенту. Успешные кейсы помогают сориентироваться на рынке, поэтому мы проводим бизнес-встречи, на которых компании могут не только почерпнуть полезную информацию от наших спикеров, но и после официальной части, без галстуков, спросить коллегу о реализации похожих проектов.
Безусловно, очень важно, чтобы специалисты, общающиеся с клиентами, были не только профессионалами, но и обладали хорошими коммуникативными навыками. Именно эти фундаментальные качества помогают выстраивать долгосрочные партнерские взаимоотношения с Enterprise-клиентами.
IT Channel News: А сильно ли отличаются отраслевые решения для разных компаний?
С. Б.: Что такое отраслевое решение? Например, у фармацевтической компании есть производство. Для его оптимизации на рынке уже есть различные решения, а вот решений, позволяющих на хорошем уровне автоматизировать лабораторию по химической аналитике, — нет. Это суперотраслевое решение, и похожее есть в каждой отрасли (например, в нефтегазе — цифровизация скважин или оптимизация процесса бурения). Это очень серьезные дорогостоящие решения, и создаются они небыстро, хотя эффект от их внедрения может быть колоссальным. Пока принести все это в нашу реальную жизнь сложно, но интересно находить «неизведанные поля» и помогать предприятиям этих отраслей достичь той степени цифровизации, которая уже есть в других сегментах рынка.
В. С.: У сервисного бизнеса обычно есть кейсы во всех отраслях, но чаще всего это достаточно широко распространенные на рынке услуги. То, о чем говорит Сергей — следующий шаг. Я думаю, в ближайшие 5 лет появятся возможности создания услуг по сопровождению более высокоинтеллектуальных решений, требующих досконального анализа системы, кодов, специфики предприятий и т. д. Сейчас же системы, которые мы обсуждаем — это системы Core бизнеса: управленческий учет, ERP-система и т. д.
IT Channel News: Вы сказали, что хорошо знаете российский рынок сервисных компаний. А что на этом рынке происходит сейчас?
В. С: Некоторые клиенты, особенно средние компании, попробовали себя в качестве инсорсеров. В 2024 г. увеличилось количество запросов на комплексный аутсорсинг: от поставок «железа» до сопровождения всех имеющихся систем. По моим ощущениям, рынок сервисных компаний растет, так как клиенты заботятся о сокращении издержек, операционных расходов и т. д.
Другой вопрос, что глобально термин «аутсорсинг» включает в себя всё: от аутсорсинга персонала до сервисных услуг, аутсорсинга железа. У нас же основное направление — «фиксированные» сервисные услуги с добавочной стоимостью: мы полностью разбираем системы, отвечаем за их работоспособность.
IT Channel News: Ваша погруженность в рынок впечатляет. Как удалось достичь такого эффекта?
В. С: Это не только достижение, но и новые задачи. Мы вышли на органическое плато и видим: с этими компаниями работали, и с этими, с теми общались, а значит, надо искать нетривиальные решения, чтобы протоптать новую тропинку к новому успеху.
Одно из таких решений — предлагать рынку услуги как продукт. Потому что мы по-своему понимаем «сопровождение». Сейчас мы ищем, какое еще ноу-хау можно привнести на рынок, чтобы создать новое продуктовое предложение, ценное для клиентов и интересное для нас. Ведь не секрет, что многие выпускаемые сейчас продукты — это скорее инвестиции для их разработчиков, окупаемость которых пока под вопросом.
Д. Р.: Говоря про успех, надо отметить нашу команду. За успехом всегда стоят люди. Иногда молодые специалисты не могут найти общий язык с более опытными коллегами. В IBS все прислушиваются ко всем; например, мы являемся некими драйверами чего-то нового, и это позволяет всей компании быть успешной.
В. С: Чаще всего, по понятным причинам, когда речь идет об ИТ, основной акцент делается на технологиях. Мало кто говорит про один из драйверов бизнеса — про продажи и людей, работающих в них. Хотя каждая история уникальна. Например, Сергей имеет высшее химическое образование, поэтому прекрасно понимает производственные процессы в химии и фармацевтике, знает боли клиентов из этих отраслей и разговаривает с ними на одном языке. В этом его уникальность. Ведь чтобы погрузиться в специфику автоматизации производства, а не просто поставить «коробки», может потребоваться много времени.
Денис прекрасно разбирается в промышленности. Он родом из Екатеринбурга, с Урала, поэтому понимает специфику предприятий, расположенных в этом регионе.
Важно работать не просто с «командой», а с людьми, потому что сколько бы внутренней энергии ни было у человека, однажды она может закончиться (не забываем про выгорание). Поэтому важно думать не только о том, как замотивировать сотрудника прийти к чему-то, но и повышать экспертность каждого. Наши специалисты заряжены на развитие — это амбициозные люди с проактивной позицией, понимающие, чем занимаются и разбирающиеся в предмете.
С. Б.: Для меня в нашей команде главное — комплексный подход к работе с каждым ее участником: с точки зрения личности, его мышления, саморазвития, позиционирования в жизни и на рынке, а также видения того, как он хочет развиваться в дальнейшем.
Мы стараемся не просто доносить технологическую экспертизу, но и выстраивать связи между всеми звеньями цепочки — менеджер по продажам, директор по развитию бизнеса, технологический партнер, специалист и клиент — чтобы максимально быстро сформировать нужный продукт. Технические специалисты создают решения, а мы как верные солдаты доносим их ценности.
Д. Р.: Если будет дисбаланс между производством и сбытом, ничего дельного не получится. В нашей компании удалось создать гармоничный тандем между производством и сбытом, который и генерирует наш результат.
IT Channel News: А планами на 2025 год поделитесь?
В. С: При такой волатильности рынка бизнес нашего аутсорсингового подразделения растет. Учитывая все сказанное про прогрессивность, нам, конечно, хочется создавать новые продукты и находить новые технологии, но это и новые инвестиции. Поэтому пока наблюдаем, каким будет рынок в 2025 г.: спрогнозировать общий настрой сложно. Основной навык здравомыслящего бизнес-лидера — умение подстраиваться под реальность. Я недавно услышал фразу «Понимание и принятие неопределенности — это высшая степень зрелости». Надеюсь, если мы еще до нее не дошли, то в 2025 г. обязательно дойдем.
Что могу сказать точно: мы продолжим успешно продвигать тот портфель продуктов, который уже есть, работать с нашими замечательными партнерами и клиентами. В любой момент будем готовы прийти им на помощь, если это будет необходимо. Мы будем внедрять новые технологии непосредственно в процесс сопровождения. Будем продолжать развивать команды и повышать уровень осведомлённости клиентов о технологическом развитии страны.
С. Б.: В 2025 г. основное для нас — выполнение всех обязательств и осваивание тех областей, о которых сказали выше, а значит, продолжим развивать новые технологические продукты, прежде всего, связанные с low-code-платформами и решениями.
100% тренд 2025 г. — использование искусственного интеллекта. Весь мир движется в этом направлении, и мы стараемся не отставать, создавать новые продукты. Конечно, есть сложности, например, в создании коробочного решения, которое закрыло бы конкретные потребности бизнеса и которое можно имплементировать в рынок. Хотя у крупных российских экосистем уже есть неплохие наработки.
Но главное, что основной рыночный тренд — цифровизация наименее затронутых отраслей экономики — совпадает с нашей стратегией. Поэтому в 2025 г. мы хотим помочь этим клиентам начать внедрять технологии в их процессы.
Д. Р.: В 2025 г. мы продолжим это делать, то есть помогать компаниям в части автоматизации их процессов и оптимизации ИТ-бюджета. Это могу сказать со 100% уверенностью.
Полную версию видео интервью можно посмотреть на канале Global Digital Space (загружаться будет с ВК)
- YouTube
- Rutube
- Dzen
Источник: Светлана Белова, IT Channel News