5 ноября 2024 г.
Аутсорсинг печати и/или управления документооборотом во многом схож с аутсорсингом ИТ-инфраструктуры в целом, но имеет и ряд важных отличий, — не в последнюю очередь по причине доступности заказчикам из РФ уже включённых в реестр Минцифры соответствующих платформ, причём сразу нескольких. И хотя развитие этого сегмента ИТ-рынка идёт в России несколько более сдержанными темпами, чем на Западе, у экспертов нет сомнений, что передача инфраструктуры печати на аутсорсинг чаще всего оказывается выгодной — как для клиента, так и для канала.
Спрос есть
«Аутсорсинг печати в России был и будет востребован всегда, — констатирует Екатерина Лялина, руководитель направления внедрения и операционного сопровождения проектов ГК „Катюша“, — так как позволяет точнее планировать ежегодные расходы на печать, минимизировать риски, связанные с некачественной печатью или сложностями в эксплуатации печатного оборудования, а также сокращать нагрузку на собственные подразделения технической поддержки. А при использовании систем управления печатью за счёт аутсорсинга ещё и снижаются расходы на печать — вместе с усилением защиты от утечки информации на печатных носителях».
Единственное, уточняет эксперт, в актуальных реалиях российского рынка несколько изменилась наиболее востребованная форма аутсорсинга: «Мы видим, что из-за повышения ключевой ставки в последнее время коммерческие заказчики всё чаще выбирают вариант с приобретением оборудования в собственность и последующей постановкой его на сервисное обслуживание. В то же время компании с госучастием по-прежнему предпочитают брать оборудование в аренду с его полным сервисным обслуживанием, так как этот вариант позволяет организовать процессы печати без необходимости держать оборудование на балансе, учитывать амортизацию основных средств, заниматься их списанием и утилизацией».
ГК «Катюша»: решения в сегменте корпоративной печати
Группа Компаний «Катюша» с 2017 года является отечественным разработчиком и производителем офисной техники и программного обеспечения по управлению печатью «СМАРТ ПРИНТ». ГК «Катюша» предлагает оборудование, ПО и готовые решения в сегменте корпоративной печати для организаций любого масштаба и любой сферы деятельности.
Оборудование «Катюша» успешно эксплуатируется крупнейшими государственными и частными заказчиками, в том числе Администрацией и Управлением делами Президента РФ, Советом Федерации и Государственной Думой, Правительством РФ, ФСО, МИД, МВД, ФСИН, Правительством Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов РФ, а также ПАО «Новатэк», ПАО «Газпром», АО «Русал», ПАО «Россети», ООО «Метро Кэш Энд Керри» и т. д.
Производственные линии ГК «Катюша» позволяют выпускать более 200 тыс. устройств печати в год. На сегодня широкая линейка из 12 моделей техники «Катюша» имеет один из самых высоких уровней локализации в России; устройства содержат основные системные платы и радиоэлектронные модули, включенные в реестр Министерства промышленности и торговли РФ. Программное обеспечение «СМАРТ ПРИНТ» является собственной разработкой компании и включено в реестр Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Наличие встроенного отечественного ПО и российских радиоэлектронных модулей обеспечивает заказчику выполнение Указа Президента РФ от 30.03.2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности информационной инфраструктуры РФ».
ГК «Катюша» обеспечивает бесперебойное гарантийное и сервисное обслуживание производимой техники во всех регионах РФ.
Техника Катюша представлена у крупнейших дистрибьюторов РФ, а также на рынке Белоруссии и Казахстана.
Реклама ООО «Катюша Принт», ИНН: 9703037297
О высокой востребованности аутсорсинга печати — даже едва ли не более значительной, чем до начала 2022 года, — говорит и Олег Дралов, директор по развитию сервисных решений департамента технической поддержки ООО «1ТИС»: «Выросла потребность в аутсорсинге печати у государственных организаций и компаний с госучастием, — и на это есть причины:
- сложности с поставкой печатной техники в России, т. е. заказчики не всегда могут оперативно обновить парк печатной техники при такой необходимости;
- сложности с поставкой оригинальных расходных материалов и запасных частей для печатной техники (большое число подделок, длительные сроки поставки), особенно для печатной техники тех вендоров, которые покинули Россию;
- сложности с поддержкой ПО для мониторинга и управления печатью.
Т. е. многие заказчики столкнулись с проблемами поддержания работоспособности существующего парка печатной техники (обеспечением бесперебойности печати) и ищут способы их разрешения. Покопийка же и аутсорсинг позволяют решить эти проблемы, переложив задачи на поддержанию необходимого уровня сервиса печати на сервисную компанию».
Всё больше запросов на аутсорсинг печати, продолжает эксперт, поступает от небольших компаний: «При этом важно отметить, что значительно снизилось предложение со стороны поставщиков данных услуг (особенно это касается крупных проектов с большими капитальными затратами). Часть компаний, которые ранее предоставляли такие услуги, покинули российский рынок; другие, даже если и остались, значительно сократили своё предложение. Кроме того, выросла стоимость денег в связи с ростом ключевой ставки и высокой инфляцией — соответственно, реализация подобных проектов стала дороже. Проекты аутсорсинга печати требуют значительных капитальных затрат и рассчитаны на длительный срок окупаемости; и далеко не все компании-поставщики готовы сейчас „играть вдолгую“. Ситуация с предложением постепенно улучшается, но пока она ещё очень далека от идеала...»
«Исходя из нашей статистики, — говорит Дмитрий Демин, руководитель отдела продаж ГК АРТИ, — наблюдается ежегодный рост атусорсинговых контрактов на покопийную печать. Для квазигосударственных и крупных коммерческих компаний это очевидный тренд; большинство из них идут по пути оптимизации затрат на печать — и привлекают для этих целей компании, имеющие компетенции в области управления печатным документооборотом. Заказчики рынка СМБ более инертны — и в ряде случаев отдают предпочтение договорам на поинцидентное обслуживание».
Максим Афонасьев, генеральный директор ГК Аксус, уточняет, что аутсорсинг печати более востребован в первую очередь компаниями с большим парком техники: «Из-за трудностей с логистикой поставок расходных материалов и ЗИПа компаниям стало намного сложнее прогнозировать и проводить закупки. Всё это повышает спрос на сервисные контракты, так как в этом случае заботы по поиску и поставке картриджей и запасных частей ложатся полностью на поставщика услуги».
«В течение двух последних лет мы наблюдаем устойчивый рост спроса на аутсорсинг печати, — говорит и Дмитрий Купцов, заместитель генерального директора по периферийным устройствам Fplus. — Происходит это из-за того, что поддержка оборудования ушедших с рынка вендоров существенно осложнилась. Стоимость расходных материалов и запасных частей возросла, сроки поставки увеличились. Прогнозировать затраты на офисную печать и обеспечивать непрерывность связанных с ней бизнес-процессов заказчикам стало сложнее. Переход на покопийную модель обслуживания позволил им переложить решение этих задач на плечи сервис-провайдеров. Интерес к аутсорсингу печати наблюдается и в сегменте SMB, и в крупных корпорациях. Если для небольших организаций это прежде всего инструмент экономии на начальных инвестициях в инфраструктуру печати, то крупным распределённым компаниям сервис печати позволяет обеспечить единый уровень доступа к услуге во всех отделениях при минимальной загрузке собственного ИТ-персонала. Кроме того, сервисная модель существенно облегчает переход на оборудование отечественных производителей».
Артем Даниелов, менеджер по продукции Konica Minolta Business Solutions Russia, также подтверждает, что аутсорсинг печати стал более востребован — в частности, по причине возникновения сложностей с приобретением некоторых расходных материалов: «Не все заказчики готовы тратить время и силы на их поиск на рынке и на поддержание складских запасов. Что касается размера компаний, то такой подход больше предпочитают крупные заказчики, — а небольшие делают выбор в пользу самостоятельного обслуживания своей техники».
В поддержку востребованности аутсорсинга печати свидетельствует и Михаил Грудинин, директор сервисного центра ООО «СИНТО» (ИТ-интегратор, Ярославль): «Более того, это направление показывает рост ежегодно. Наибольший интерес проявляют заказчики, относящиеся к среднему и крупному бизнесу, в том числе с госучастием».
Выгода налицо
Каких выгод прежде всего ожидают клиенты от перевода своей инфраструктуры печати (а, возможно, и документооборота в целом) на аутсорсинг — помимо очевидной экономии на транзакционных закупках принтеров и фонде оплаты труда собственных ИТ-специалистов?
На взгляд Екатерины Лялиной, прежде всего заказчики ожидают бесперебойной работы процессов печати, копирования и сканирования, поскольку перебои там зачастую непосредственно влияют на непрерывность основной деятельности компании: «Также заказчики ожидают снижения объёмов печати и, как следствие, сокращения расходов на печать в целом, в том числе и на закупку бумаги для принтеров. Всё чаще заказчики задумываются об информационной безопасности печати, о контроле над печатными документами в компании; хотят знать, кто, что и когда распечатывал».
Помимо первостепенной задачи по сокращению затрат, как указывает Дмитрий Демин, заказчики в своих ожиданиях делают акцент на их прозрачности: «Вторым по значимости можно выделить требование к непрерывности процессов печати при предсказуемом качестве отпечатков, причём особенно требовательны к этому заказчики с территориально распределенной структурой. Третье место в этом ТОПе — повышенный запрос на информационную безопасность».
Ключевое достоинство сервиса покопийной печати, на которое обращает внимание Максим Афонасьев, — это обеспеченность непрерывности процесса печати в отсутствие нагрузки на собственный ИТ-персонал: «Вторичная выгода — это транзакционные издержки на закупках расходных материалов и ЗИПа, хотя в последнее время этот фактор зачастую является основным».
Артем Даниелов указывает в числе первостепенных для клиентов выгод аутсорсинга печати высвобождение ресурсов смежных подразделений (закупки, ИТ и т. п.): «Это позволит им вместо обслуживания внутреннего парка техники уделять больше внимания основному бизнесу компании. Также заказчики ожидают непрерывной работы сервиса печати».
Стоимость аутсорсинга, по словам Михаила Грудинина, будет напрямую зависеть от потребностей организации: «Перед заключением договора проводится аудит текущего состояния печатной инфраструктуры, определяется ежемесячная потребность в печати, разрабатываются планы размещения оборудования, технического обслуживая, обеспечения всеми расходными материалами. Данный подход позволяет иметь единый тариф стоимости отпечатка — без скрытых платежей, затрат и комиссий. Аутсорсинг печати может быть реализован на различных условиях, начиная c обслуживания имеющегося парка устройств и заканчивая полным объёмом выполняемых работ и обслуживания на оборудовании, предоставляемом исполнителем».
Помимо экономии на закупках инфраструктуры, как считает Дмитрий Купцов, заказчиков аутсорсинга печати интересуют безопасность и контроль: «Зачастую переход на сервис печати сопровождается внедрением специализированного ПО, позволяющего снизить объем нецелевой печати, внедрить единые политики, направленные на снижение затрат, а также реализовать персонализированную печать, тем самым повысив уровень информационной безопасности. Например, Fplus в своих покопийных проектах использует российскую систему управления печатью Printum».
Олег Дралов напоминает, что MPS и MDS — решения, нацеленные на конкретные запросы заказчиков: «У разных заказчиков — свои задачи и ожидания; перечислю лишь основные:
- оптимизация затрат на печать и документооборот в целом,
- обновление парка печатной техники (например, при аутсорсинге государственные заказчики могут получить доступ к оборудованию не российского производства, поскольку оно не покупается, а берётся в аренду... и т. д.),
- руководители ИТ-подразделений ожидают снижения нагрузки на собственных ИТ-специалистов (зачастую, те не горят желанием заниматься вопросами сервиса печатной техники) — и всё это на фоне дефицита квалифицированных кадров на рынке,
- заказчику не нужно самостоятельно планировать, покупать и хранить расходные материалы, ЗИП и т. д.,
- возможность контролировать затраты на печать: „видеть“, кто и сколько печатает, и при необходимости управлять этим,
- повышение конфиденциальности документов (документы, содержащие чувствительную информацию, персональные данные и т. д. не лежат „просто так на принтере“,
- сокращение объёмов нецелевой печати,
- повышение уровня сервиса печати для своих внутренних клиентов (собственных сотрудников): бесперебойность, доступность, рост качества печати, что особенно актуально в последние
2-3 года, — тем более если заказчик имеет сложную конкурсную систему закупок и бюджетирования».
Продолжение следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
erid: 2SDnjemgEhh