31 октября 2024 г.

Продолжение. Начало тут

Готовящийся правительством к внесению в Госдуму законопроект о спецсборе за использование иностранного ПО не нацелен, как специально в нём оговаривается, «на малый и средний бизнес и на бюджетные организации». Выходит, МСБ и бюджетникам и в некой — по меньшей мере среднесрочной — перспективе дозволено будет полагаться на зарубежное ПО, а не на отечественное?

Войти в положение

«На мой взгляд, — замечает Василий Саутин, руководитель дирекции по развитию бизнеса и отдела премиальных сервисов IBS, — оговорка в законопроекте сделана для того, чтобы не перегружать малый и средний бизнес, и плюсом сюда идут бюджетные организации. Эти сегменты зачастую работают в условиях ограниченных ресурсов: как финансовых, так и человеческих. С точки зрения времени и денег для них переход на отечественное ПО особенно затратен. Пользование привычными западными решениями для СМБ предпочтительно, потому что представляется менее рискованным и более предсказуемым, чем переход на что-то новое. Для изменения такой ситуации и внедрения отечественного ПО потребуется создание доступных условий: программы субсидирования или льготы для перехода, обучение сотрудников на всех этапах внедрения, создание „песочниц“, где компании могли бы протестировать новые системы без рисков для текущих бизнес-процессов».

Как считает Антон Шаховский, ИT-директор ООО «Электрорешения», представитель бренда EKF в России, обсуждаемая оговорка в законопроекте о спецсборе сделана по нескольким причинам:

  1. Признание финансовой уязвимости: МСБ и бюджетные организации более чувствительны к дополнительным расходам, и введение спецсбора может негативно сказаться на их деятельности.
  2. Сложности перехода: Для этих сегментов переход на новое ПО сопряжён с большими трудностями из-за ограниченности ресурсов на переобучение персонала и адаптацию бизнес-процессов.
  3. Текущее несоответствие отечественного ПО: Российские аналоги зачастую не могут полностью удовлетворить потребности этих организаций из-за недостаточной функциональности или отсутствия специализированных решений.

«Чтобы действительно стимулировать переход МСБ и бюджетных организаций на отечественное ПО, — считает эксперт, — необходим комплексный подход:

  1. Государственные субсидии: предоставление бесплатного доступа к отечественному ПО на определённый период (например, два года) для организаций, переходящих с зарубежных аналогов.
  2. Регулирование разработчиков: создание механизмов, стимулирующих разработчиков РПЗО (российского программного обеспечения) к постоянному улучшению продуктов и учёту потребностей пользователей.
  3. Ценовой контроль: регулирование ценовой политики разработчиков РПЗО для обеспечения доступности решений для МСБ и бюджетных организаций.
  4. Обратная связь: создание эффективных каналов коммуникации между пользователями и разработчиками для оперативного реагирования на запросы и улучшения продуктов.
  5. Техническая поддержка: обеспечение качественной технической поддержки и обучения для облегчения перехода и адаптации к новому ПО.
  6. Инвестиции в развитие: государственное финансирование разработки специализированных решений для различных отраслей и типов организаций.
  7. Постепенный переход: разработка программ поэтапного перехода на отечественное ПО, учитывающих специфику каждого сегмента.

Важно понимать, что простое введение спецсборов или запретов не решит проблему качества отечественного ПО и может негативно сказаться на бизнесе в целом. Необходим баланс между стимулированием перехода на российские решения и обеспечением эффективности работы организаций. Только комплексный подход, включающий поддержку пользователей и мотивацию разработчиков к постоянному совершенствованию своих продуктов, может привести к успешному импортозамещению в сфере ПО».

«Не хватает средств, времени, ресурсов на сам переход и нетривиальное портирование информации из используемых продуктов в аналоги, — поддерживает коллег Антон Прокопенко, директор по продуктам компании Vigo. — Думаю, что средства от спецсбора могут пойти на прямое инвестирование в развитие отечественных аналогов в виде грантов, а также на введение налоговых послаблений как раз для малого и среднего бизнеса, которые помогут с переходом на российское ПО».

Наталья Кудрявцева, директор по продукту компании «МойОфис», призывает разделять интересы МСБ и «бюджетников»: «В первом случае компаниям важен быстрый результат — они не хотят тратить время на выбор решений, внедрение и переобучение персонала. Плюс, требования к безопасности данных в таких компаниях значительно ниже, поэтому острой необходимости в переходе у них попросту нет. Оговорка сделана по причине того, что государство заинтересовано в росте и развитии российских компаний, поэтому выбран путь мотивации, а не принуждения к переходу. Вендоры ПО, в свою очередь, стараются погружать небольшие компании в специфику работы с их продуктами, делают понятное короткое обучение и ускоряют процесс внедрения, стараясь сделать переход максимально плавным и безболезненным».

«Думаю, что весь вопрос в деньгах, — лаконично замечает Денис Золотов, директор по развитию ООО „Инфинити Трейд“. — У МСБ их просто меньше, что очевидно, а у бюджетников они должны были быть включены в план бюджетирования».

Как отмечает Светлана Иванова, генеральный директор РДТЕХ, для ускорения процесса импортозамещения в госсекторе и на крупных предприятиях со стороны государства безусловно необходим комплекс поддерживающих мер: «И кнут, и пряник. В этой части законопроект о спецсборе — лишь один из инструментов. В сфере малого и среднего бизнеса ситуация сложнее. Здесь решения принимают, как правило, собственники, в соответствии с их пониманием эффективности изменений и их влияния на конкурентоспособность бизнеса. Ключевой фактор успеха здесь — наличие гибких, удобных и эффективных решений и инфраструктуры их внедрения и поддержки. Немаловажным являются процессы цифровой трансформации взаимодействия с регуляторами, госуслуг и банковского обслуживания. По сути, они задают требования и форматы информационного обмена. Это стимулирует граждан и компании использовать соответствующие ИТ-продукты и системы».

По свидетельству Ивана Чернова, руководителя технического маркетинга UserGate, любое изменение требует свободных ресурсов: «А у малого и среднего бизнеса их, как правило, нет. Технологические изменения, безусловно, нужны. И в ИТ, и в ИБ. Вопрос в том, кто разделит с малым и средним бизнесом эту нагрузку. Ведь самостоятельно он с ней навряд ли справится».

Сергей Полунин, руководитель группы защиты инфраструктурных ИТ-решений компании «Газинформсервис», напоминает, что переход на другую техническую платформу — всегда крайне сложная техническая задача, которая может потребовать перестройки всех бизнес-процессов: «И это мы ещё не берём стоимость лицензий, переобучение сотрудников и администраторов, затраты на техническую поддержку. Эту ситуацию реально исправить только если сами разработчики будут предлагать привлекательные сценарии перехода, как это делают многие зарубежные сервисы. Миграция, например, из одной музыкальной подписки или стримингового сервиса на другую зачастую делается нажатием двух кнопок, — при этом есть подробные инструкции, как и что теперь будет работать, как теперь называют привычные функции в новом сервисе и так далее. Очень много вкладывается сил именно в пользовательский опыт».

«Я согласен с тем, что малый и средний бизнес не нужно трогать, — говорит Леонид Михин, исполнительный директор ФЛАТ. — Однако спецсбор с крупного бизнеса и одновременно отсутствие такого спецсбора с бюджетных организаций выглядит странно. У любой организации, эксплуатирующей западное решение, сейчас есть минимум 2 проблемы. Первая — практическая невозможность сделать апгрейд софта. Вторая — достаточно большая сложность с покупкой запчастей для вышедшего из строя оборудования. Коммерческая организация в случае возникновения критической ситуации имеет возможность оперативно решить проблему и закупить нужное оборудование, вплоть до полного обновления всей ИT-системы. А вот бюджетная организация, в силу специфики финансирования, не может сделать замену ИT-оборудования быстро — и в критической ситуации может столкнуться с угрозой полной остановки предприятия. Нужно ли до этого доводить? Логичнее обеспечить регулируемый плановый переход госкомпаний на отечественные решения. Самостоятельно бюджетные организации, в силу специфики управления и мотивации, на отечественное ПО вряд ли быстро перейдут. Что касается среднего и малого бизнеса, думаю они самостоятельно определят оптимальные сроки для миграции с иностранного оборудования и ПО на отечественное. Коммерческие организации нужно стимулировать по-другому».

Продолжение следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News