21 октября 2024 г.

Продолжение. Начало тут

Хотя многие зарубежные облачные провайдеры официально прекратили операции в России, возможности для пользования их услугами клиенты часто изыскивают. Чего же, спрашивается, недостаёт отечественным заказчикам в российских облаках, чтобы окончательно сделать выбор именно в пользу последних?

Запретный плод

Что недостаёт заказчикам, как резонно замечает Сергей Андриевский, технический директор «Инферит Облако», — лучше спрашивать у них: «Если говорить о замерах рынка, то ожидается, что к концу 2024 года больше половины российских компаний будут использовать отечественную облачную инфраструктуру. Следовательно, тренд на миграцию с иностранных решений сохраняется. Однозначно можно сказать, что стратегия использования иностранных решений „любой ценой“ себя не оправдывает. Можно завести карту зарубежного банка; можно оформить аккаунт на зарубежное юрлицо. Возможно, даже не понадобится подмена IP-адреса, — ведь по нему блокируют только самые „старательные“ вендоры. Преимущества такого подхода — компания остаётся в контуре привычных сервисов. Недостатков больше: переплаты, юридические сложности и постоянный риск блокировки по косвенным причинам. Надёжнее обратиться к российскому облачному провайдеру, у которого есть соответствующие сертификаты и аттестаты. Это позволит добиться технологической независимости — что, в свою очередь, напрямую связано с достижением бизнес-результатов, масштабированием компании, улучшением клиентского опыта. Импортозамещение — путь, который придётся в конечном итоге пройти всем».

erid: 2SDnjex89Yw

Константин Анисимов, генеральный директор «Астра Облако» (входит в «Группу Астра»):

Astra Cloud представляет собой современное облачное решение, обладающее рядом ключевых особенностей, которые делают его привлекательным для организаций различных масштабов. Гибкая архитектура платформы позволяет эффективно адаптироваться под специфические потребности пользователей, а поддержка многоуровневой системы безопасности обеспечивает надежную защиту данных. Важным аспектом является возможность интеграции с существующими решениями через службу каталогов, что весьма удобно для пользователей, уже имеющих свои ИТ-инфраструктуры.

Платформа Astra Cloud придает особое значение соблюдению актуальных норм и стандартов в области защиты данных, что особенно критично для государственных учреждений и крупных корпораций. Все продукты, размещенные на платформе, включены в реестр Минцифры России, что подтверждает их соответствие высоким требованиям безопасности.

Наше решение предоставляет возможность переноса данных, за исключением зашифрованных данных (использующих проприетарные протоколы). Перенос осуществляется для данных, хранящихся в стандартных и опенсорсных системах.

Astra Cloud также позволяет реализовывать ресурсоемкие проекты благодаря высокой мощности и гибкости, что дает возможность масштабировать решения по мере необходимости. Кроме того, использование платформы «Группы Астра» как резервной площадки существенно минимизирует риски потери данных благодаря реализованной стратегии «3-2-1», при которой две копии файла хранятся локально, а одна — в облачной среде.

Реклама ООО «РусБИТех-Астра», ИНН: 7726388700

«Я вижу две возможные причины, по которым заказчики из России в 2024 году могут продолжать использовать услуги зарубежных облачных провайдеров, — рассуждает Никита Черняков, руководитель департамента развития бизнеса решений ИБ компании Axoft. — Первая — желание хранить свои данные в других юрисдикциях; вторая — необходимость использования сервиса, которого нет у российских провайдеров (тут мы, скорее, говорим про PaaS, чем про IaaS)».

«Российский бизнес долгое время „сидел“ на зарубежных решениях, — признаёт Константин Анисимов, генеральный директор „Астра Облако“ (входит в „Группу Астра“), — а наши собственные разработки особенно сильно не развивались, поскольку в этом попросту не было необходимости. В результате сейчас — вследствие санкционной политики — компании столкнулись с тем, что в стране попросту нет готовых аналогов, способных полностью заменить те сотни сервисов, которые предлагали зарубежные вендоры. Вместе с тем радует, что наши разработчики очень быстро адаптируются и сверхскоростными темпами развивают свой софт. „Группа Астра“, и Astra Cloud в частности, позиционируют свои продукты в том числе как возможную замену зарубежным решениям».

Максим Гречнев, руководитель отдела интеллектуальных платформ компании «ЛАНИТ-Проекты» (входит в группу ЛАНИТ), полагает, что уровень российских облачных провайдеров уже достаточно высок: «Однако зачастую проблема заключается не в самих провайдерах или их функционале, а в сложностях, связанных с миграцией инфраструктуры от одного поставщика к другому. Такая миграция — весьма непростая и дорогостоящая операция, сопряжённая со множеством рисков. Она часто влечёт за собой полный или частичный простой критически важных сервисов и информационных систем организации. Дополнительным усугубляющим фактором оказывается так называемый vendor lock-in — стремление публичных провайдеров удерживать клиентов, предлагая им узкоспециализированные и нестандартные сервисы. Например, решения для доставки приложений или мониторинга. Даже если в российских облаках существуют аналогичные предложения, они как правило реализуют иные программные интерфейсы и форматы данных, что влечёт за собой дополнительные затраты на миграцию».

«Во-первых, всех напугал резкий уход западных вендоров, — напоминают эксперты компании „Марвел-Дистрибуция“, — поэтому у заказчиков появилось некоторое недоверие к самой идее облачного хранения, что сказалось и на отношении к решениям даже российских разработчиков. Возникло ощущение, что доступ к облакам в любой момент может прекратиться — например, из-за нехватки мощностей. Во-вторых, наши бизнесмены и раньше не особо стремились использовать облака, предпочитая делать ставку на собственное „железо“. К тому же ни для кого не секрет, что использование облачной инфраструктуры на дистанции обходится дороже, чем хранение данных на локальных ЦОД».

Наталия Ефимцева, системный архитектор ICL Services, напоминает, что российские облачные провайдеры вступили в гонку лет на 8-10 позже, чем AWS, Azure, GCP и прочие: «Разумеется, зрелость платформ и количество сервисов различаются, — но не в те же 8-10 раз, а уже примерно в 3-4. И средний клиент в Azure тоже вряд ли использует все 200 потенциально доступных ему сервисов, — да даже и 100. У нас есть проекты по миграции решений из AWS, Azure, GCP в российские облака — Yandex Cloud, Cloud.ru. Системы переносятся успешно; где-то даже базы данных из кластерных решений на виртуальных машинах переносятся сразу в управляемые сервисы, позволяя клиентам экономить на процессе миграции и стоимости дальнейшей поддержки. Есть и обратные примеры, когда в Azure использовалась Azure Database, но пришлось перейти на кластер Always On для SQL Server’а, т. к. PaaS-решения для MS SQL провайдер не предоставлял. Иногда требуется рефакторинг — например, при замене AWS Lambda на Yandex Cloud Functions; бывают и действительно сложные задачи — такие как миграция Google BigQuery в Clickhouse, а также последующее импортозамещение части визуализации. Тут интересные моменты начинаются сразу же, с этапа эффективной выгрузки достаточно больших объёмов данных из BigQuery».

Есть некоторая функциональность и сервисы, продолжает эксперт, которых не хватает в российских облаках: «Где-то хочется видеть безагентское резервное копирование, где-то более гибкий выбор параметров виртуальных — но всё это вопрос времени, вероятно, и роадмапа. Кроме того, российские облака „ближе“ к конечным пользователям, для которых разрабатывается решение. Пинг до ЦОДа в Дублине, например, ~60-80 мс, до ЦОДа Yandex Cloud, Cloud.ru пинг будет ~10-20 мс. Также крупные облачные провайдеры предлагают удобные способы миграции виртуальных машин и данных в свою инфраструктуру с минимальными усилиями и в короткие сроки — что даёт потенциальному клиенту возможность практически убедиться, что облака подходят под его требования».

На взгляд Андрея Дорохина, ведущего менеджера по облачным продуктам «DатаРу Облако», некоторые заказчики всё ещё обращаются к зарубежным провайдерам потому, что привыкли к определённым экосистемам: «Кроме того, миграция потребует много времени и ресурсов. Помимо прочего, российские облачные провайдеры пока уступают зарубежным поставщикам в плане разнообразия сервисов, особенно если говорить об аналитике, машинном обучении и больших данных. Наконец, тем компаниям, кто продолжает работать на международном рынке, требуется возможность развёртывать свои решения по всему миру. На сегодняшний день российские провайдеры не всегда могут это обеспечить».

Хорошо!

Как уже упоминалось, пользование облачной инфраструктурой обеспечивает заказчику, для которого ИТ — не основное направление деятельности, целый ряд выгод. Вместе с тем, оно же порождает и дополнительные угрозы — финансовые, в части информационной безопасности и т. п. Готовы ли уже отечественные провайдеры облачных услуг купировать беспокойство потенциальных клиентов в этом отношении взятием на себя повышенных обязательств — через детально проработанные SLA, обеспечение резервирования данных на внешние площадки, привлечение дополнительных специалистов по ИБ и т. п.?

Константин Анисимов подчёркивает, что облачная инфраструктура — это в первую очередь серьёзная экономия на оборудовании: «Большинство компаний попросту не могут позволить себе выделить 2-2,5 млн рублей (в среднем) на организацию собственного сервера со всеми сопутствующими затратами. Намного выгоднее разместиться в облаке — и за значительно меньшие деньги получать полноценную инфраструктуру с необходимой мощностью и возможностью лёгкого масштабирования. Это равноценно как для IaaS, так и PaaS. К тому же, если у компании нет специалистов, которые могли бы „раскатать“ всю инфраструктуру, то облако решает и эту проблему. Таким образом, благодаря переходу в облака, многие получают возможности для роста, которые раньше были доступны только крупному бизнесу».

Помимо экономии средств и высокой масштабируемости облачных сервисов, Андрей Дорохин обращает внимание на ещё один позитивный момент: «Бизнес получает возможность сосредоточиться на своих ключевых задачах, не отвлекаясь на управление ИТ-инфраструктурой, что повышает эффективность работы. Однако существует и оборотная сторона: среди основных рисков я бы выделил вопрос кибербезопасности и зависимость от одного провайдера. Для минимизации возможных негативных последствий поставщики часто используют стандартные технологии, чтобы в случае миграции упростить перенос данных на новую платформу, и предлагают гибкие условия сотрудничества. Наконец, сотрудничество с облачными сервисами может привести к незапланированным расходам — в случае неконтролируемого использования облачных ресурсов. В ответ на это провайдеры обычно предлагают прозрачные тарифные планы и инструменты для мониторинга расходов, позволяющие эффективно управлять затратами».

Наталия Ефимцева образно подчёркивает, что PaaS по сравнению с IaaS — ещё более высокий уровень абстракции ИТ-инфраструктуры: «Вы приобретаете не кофе-машину (её требуется обслуживать, очищать, организовывать подачу молока, воды и т. п.), а подсписку на кофе по требованию (сегодня вы работаете дома и требуется одна кружка ароматного кофе утром, а завтра выходной и к вам пришли гости — и каждого вы можете сразу угостить его любимым кофе, без очереди к кофе машине и смене расходников). С ИТ-инфраструктурой (даже PaaS) на самом деле немного сложнее, чем с кофе. Если ИТ — это ваш непрофильный бизнес, то и управление облаками лучше поручить компаниям, которые специализируются на таких услугах (поддержка инфраструктуры в формате 8×5 или 24×7, миграция в облака и т.п.). Тогда в чём же разница, спросите? Цены таких услуг в случае облачной инфраструктуры будут значительно ниже, чем для аналогичных локальных, т. к. облака требуют значительно меньшего вовлечения соответствующих специалистов подрядчика в пересчёте на каждого клиента».

Облака, резюмирует эксперт, позволяют экономить время и не требуют единомоментных финансовых вложений: «ИТ-составляющая становится всё более важной (при правильном применении) для компаний из различных областей. Сегодня путь в облака вы начали с виртуальных машин и\или управляемых сервисов, а завтра потребуется подключить сервисы по машинному обучению (например, сгенерировать новый дизайн упаковки для продукции). Развёртывание, настройка, обучение ML-модели на локальных мощностях или просто виртуальных машинах займёт несоизмеримо больше времени. Облачные сервисы — это не только IaaS/PaaS, а, скорее, доступ к экосистеме передовых продуктов и сервисов, которые могут напрямую использоваться в повседневных бизнес-задачах».

По мнению Максима Гречнева, главная выгода облачных технологий заключается не столько в экономии или финансовой гибкости, сколько в скорости получения результата — быстром выводе продуктов и ИТ-решений на рынок, к конечным пользователям: «Именно поэтому типовой клиент в облаке — это стартап или новое направление бизнеса существующей компании. Облачная модель позволяет им без больших вложений и длительного ожидания протестировать свои гипотезы или оперативно решить актуальные задачи. Платформенные сервисы (PaaS) в отличие от инфраструктурных (IaaS) дополнительно дают возможность сэкономить на дорогостоящей экспертизе для эксплуатации современного системного ПО, предоставляя эти возможности в виде автоматизированной коробочной услуги».

Эксперты компании «Марвел-Дистрибуция» считают, что если компания имеет дело с персональными данными, то ей лучше работать с ними на локальном «железе» — в противном же случае держать лишний сервер или админа ей незачем; проще отдать всё на аутсорс: «Заказчик просто платит деньги поставщику облачных услуг, который берёт на себя все финансовые и технические обязательства, предоставляя вычислительные ресурсы в необходимом объёме. По такой же схеме каждый потребитель ежемесячно оплачивает квитанции за свет — и не думает о состоянии электростанции, топливе для неё, износе распределительных сетей. Главное, чтобы электричество в розетке было, а всё остальное — не ваша головная боль».

Окончание следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News