7 ноября 2024 г.

Продолжение. Начало тут

Какие именно серверы нужны сегодня по большей части российским заказчикам: «голое железо», на котором клиенты затем либо силами собственных ИТ-отделов, либо с привлечением интеграторов развёртывают необходимое им ПО, — или же полностью готовые к работе системы; по сути, серверные программно-аппаратные комплексы для решения специфических задач заказчика?

Что берут

«В первую очередь компании нуждаются в серверных мощностях как таковых, — констатирует Олег Ким, директор департамента аппаратных систем Axoft. — Исходя из своих задач, заказчики закупают от 100 до 200 серверов, используют их под текущий софт или под развёртывание новых решений. Рынок готовых серверных ПАКов в России находится на начальной стадии развития — и не отличается большим разнообразием. Существующие предложения часто не отвечают требованиям заказчиков. Одновременно с ПАКами развивается альтернатива в виде комплексных решений, которые включают серверное оборудование с уже предустановленным ПО. Такие технологические стеки помогают заказчикам решать основные задачи с помощью проверенных и протестированных сценариев использования.

«Основное внимание сейчас сосредоточено на насыщении рынка стандартными серверными платформами, преимущественно двухпроцессорными серверами формата 1-2 юнита, — продолжает эксперт — Предпосылок для значительной диверсификации предложений пока нет, так как более специализированные решения, такие как четырёхпроцессорные серверы, интересуют ограниченное число заказчиков».

erid:

Александр Фильченков, руководитель управления серверных и сетевых систем «Гравитон»:

Тренд на работу с растущим объемом данных требует от разработчиков железа создания специализированных решений. В этом контексте наша компания предлагает как серверы, ориентированные под вычисления ИИ, так и в целом решения высокой производительности. Помимо мощных процессоров 4-го и 5-го поколений их отличает объем оперативной памяти и возможность масштабирования. Чаще всего заказчиками подобного рода оборудования выступают организации из сфер информационной безопасности, финансов и здравоохранения.

В то же время мы стараемся не замыкать свою продуктовую линейку на какой-то одной технологии. В нашем портфеле представлены серверы серии С2000А с новыми процессорами AMD EPYC. Эти серверы ориентированы на высокопроизводительные вычисления и отличаются выгодной экономикой, так как стоимость одного ядра почти в 2 раза ниже, чем у аналогичных решений.

При высоконагруженных задачах не менее важным аспектом является наличие эффективных систем хранения данных. «Гравитон» предлагает производительные СХД и пакетные решения, которые помогают организовать работу с большими объемами информации.

В последнее время на софтверном рынке для СХД прошла череда слияний и поглощений — практически все ключевые разработчики ПО для СХД стали частью компаний, которые разрабатывают и выпускают аппаратные решения. Таким образом, эти производители обеспечивают себя программными решениями из собственного контура, но для сторонних производителей доступ к ПО может быть ограничен.

Наше предложение по СХД максимально гибкое. Решения «Гравитон» для хранения данных могут поставляться с разным ПО — это может быть софт RADIX, BAUM или «Арго». Таким образом, заказчик может сконфигурировать СХД под свои потребности, потому что каждая программная платформа имеет свои особенности и преимущества, которые могут «сработать» в разных сценариях. Многие другие игроки, как правило, предлагают СХД только с собственным ПО.

Реклама ООО «Новый Ай-Ти Проект», ИНН 7724338125

Александр Фильченков, директор департамента серверных и сетевых систем компании «Гравитон», согласен, что классический подход к построению ИТ-инфраструктур на серверах преобладает: «В то же время интерес к ПАКам заметно вырос за последнее время. Например, наш ПАК „Гелиус“ внедряется сейчас на крупном предприятии транспорта — и уже работает в организациях сферы науки. Как правило, ПАКи предпочитают заказчики, которые создают ИТ-инфраструктуру с нуля и хотят быстрее её запустить. Зачастую внедрение ПАК экономически выгоднее. В одном из наших проектов, где ПАК заменил собой интеграцию 6 программных и аппаратных элементов, экономия составила 2,3 раза. В ответ на запрос рынка мы регулярно расширяем предложения по ПАКам. Например, совместно с ГК „Астра“ „Гравитон“ разработал ПАК Helius.Astra — решение для малых и средних организаций от 50 рабочих мест, которым необходимо организовать инфраструктуру виртуализации с минимальными издержками».

С тем, что в России продолжают отдавать предпочтение «голому железу», согласен Дмитрий Рагушин, руководитель направления развития бизнеса компании «Тринити»: «Это связано с необходимостью настройки серверов под специфические задачи и уникальные ИТ-потребности конкретной организации, зачастую имеющей гибридный ландшафт из импортного и российского ПО. Ассортимент готовых серверных ПАКов в России пока невелик — и в основном состоит из СХД и гиперконвергентных решений. На наш взгляд, рынок ПАК будет активно расти как в объёме, так и по части расширения ассортимента в таких сегментах, как ИБ, базы данных и т. д.»

По мнению Алексея Любвина, директора продукта NORTIS в компании CESCA, российские заказчики проявляют интерес к обеим категориям решений: «Многие компании предпочитают „голое железо“ для полной кастомизации под свои нужды, — особенно в крупных организациях, что располагают собственной ИТ-командой или работают с интеграторами. Однако наблюдается и рост спроса на готовые серверные программно-аппаратные комплексы, которые ускоряют внедрение и снижают затраты на интеграцию. Ассортимент готовых решений на рынке постепенно расширяется, особенно с развитием отечественных производителей. В будущем можно ожидать дальнейшей диверсификации таких предложений — одновременно с ростом количества заказов в корпоративном секторе».

«Несмотря на появление новых и эксклюзивных серверных конфигураций, — отмечает Алексей Котов, руководитель отдела по работе с партнёрами российского вендора и производителя серверного оборудования OpenYard, — двухпроцессорные серверы х86 остаются в топе самых востребованных и популярных среди российских заказчиков. Отечественный рынок любит готовые решения: с удобной пусконаладкой, готовой коммутацией, быстрым развёртыванием. Бесспорно, встречаются и те, кто ценит „голое железо“ — как способ сэкономить. Наибольшей популярностью пользуются производители, способные предложить полный стек и не допускать появления инфраструктурного „зоопарка“. Заказчики, которые ценят качественные и эффективные решения, выбирают программно-аппаратные комплексы. ПАКи хороши тем, что решают сразу несколько задач, фактически снимая головную боль. Есть предпосылки к расширению рынка ПАКов, — всё больше производителей начинает работать в тесной связке с разработчиками ПО. Это логично, ведь хорошему аппаратному обеспечению требуется хорошее программное обеспечение».

Вот и на взгляд Вячеслава Романова, директора департамента серверного оборудования OCS, у российских заказчиков продолжает расти интерес к комплексным решениям, которые объединяют программное обеспечение, оборудование и инженерные ресурсы производителя или интегратора, особенно в сегменте Enterprise: «Спрос на „голое железо“ не исчезнет совсем, но заказчики, которые формируют ИТ-стратегию с учётом требований бизнеса, все чаще выбирают комплексные решения. Российские дистрибьюторы, интеграторы и производители за последний год значительно расширили предложение в сегменте программно-аппаратных комплексов (ПАК)».

«„Железо“ без функционала лишено смысла, — убеждён Кирилл Банников, руководитель отдела инфраструктурных продуктов компании Fplus, — но пока что рынок не завершил фазового перехода к полноценным программно-аппаратным комплексам. Пока „железо“ идёт отдельно от софта. При этом направление создания и развития ПАК для нас является стратегическим».

Однозначного ответа о предпочтениях заказчиков, как считает Александр Петьков, менеджер по продукту «серверы» в компании DатаРу, дать нельзя: «Поскольку существует множество факторов, каждый из которых влияет на положение чаш весов. Но динамику роста программно-аппаратных комплексов невозможно не заметить, чему способствовал и уход зарубежных вендоров, и ранее взятый курс на импортозамещение».

Снимая боли

Сервер (как, впрочем, и ИТ-инфраструктура в целом) для подавляющего большинства заказчиков важен не сам по себе, а как прикладной инструмент с вполне определённой функциональностью. Соответственно, от того, каким образом требования к этой функциональности сформулированы, зависит, какие именно серверы будет выбирать клиент. Насколько велика роль участников ИТ-канала на всех уровнях — производителей, дистрибьюторов, интеграторов — в том, чтобы помочь заказчику корректно составить и исчерпывающий, и не избыточный перечень требований к серверному оборудованию?

«Конкуренция на рынке реестрового оборудования растёт, — констатирует Александр Фильченков. — Для нас важнейшим связующим звеном между нами как производителем и заказчиками являются партнёры и интеграторы. Их компетенции позволяют сфокусировать, а зачастую даже предугадать пожелания заказчиков. С подачи партнёров у нас появляется стимул разработать и вывести на рынок новое адаптированное решение. Один из недавних примеров создания ИТ-решения под специфичные нужды заказчика — EDGE-сервер С2062И. Модель в уменьшенном корпусе типоразмера 2U длиннй 450 мм предназначена для организаций транспорта и телекома. Сервер используется, в частности, в системах видеомониторинга и распознавания изображений».

По справедливому замечанию Олега Кима, требования к серверному оборудованию определяются функциональными возможностями программного обеспечения: «В этом контексте участники ИТ-канала — производители, дистрибьюторы, интеграторы — играют важную роль. Они должны проводить комплексный консалтинг, предварительное тестирование или пилотирование, чтобы убедиться, что выбранное оборудование отвечает потребностям ПО. Готовых ПАКов в этом смысле на рынке не так много. Чаще встречаются поставки бандлов и технологических стеков. Так, компания Axoft проводит более 200 пилотных проектов в год, проверяет совместимость решений, чтобы заказчик мог подобрать серверное оборудование, соответствующее его задачам».

Спрос на ПАКи возникает одновременно с нескольких сторон, — на это обращает внимание Дмитрий Рагушин: «Заказчик ПАК может получить законченное решение, работающее „из коробки“, а производитель ПО — показать свой продукт с лучшей стороны, так как он будет развёрнут на оптимизированной под него аппаратной платформе. Для вендора серверных решений —это возможность для развития бизнеса за счёт увеличения количества поставляемых устройств. Так что создание ПАКов в долгосрочной перспективе отвечает интересам всех участников рынка».

«Для нас обратная связь от заказчиков — один из первостепенных ориентиров при формировании и развитии нашей продуктовой линейки, — говорит Кирилл Банников. — Мы отталкиваемся от запросов на функциональность со стороны рынка. Причём эти запросы берутся не из воздуха, они весьма конкретные и чётко сформулированные. У большинства заказчиков есть богатый опыт использования серверного оборудования мировых брендов; они знают, какой именно функционал им нужен — и ориентируются на него. А мы создаём на основе этих запросов востребованный продукт».

Алексей Котов справедливо указывает, что правильная постановка задачи — это 50% успеха: «Поэтому слушать и слышать рынок важно на всех этапах разработки и производства. В этом отчасти и заключается популярность программно-аппаратных комплексов — по сути, это понятное и доступное решение, внутри которого есть всё необходимое для реализации, и которое отвечает требованиям бизнеса. Мы прислушиваемся к мнению рынка, к мнению заказчиков — и в каких-то случаях меняем свои решения в сторону более понятных или релевантных форматов поставки (аппаратное обеспечение, ПАК, сервис и т. д.) К примеру, сейчас на рынке кристаллизуется запрос на многоядерные процессоры; мы, в свою очередь, занимаемся разработкой — и готовимся к выводу на рынок таких решений».

Роль всех участников ИТ-канала в формировании требований к серверному оборудованию достаточно велика, — об этом говорит Вячеслав Романов: «И производители, и интеграторы, и дистрибьюторы помогают заказчикам корректировать поступающие от бизнеса задачи с учётом актуальных технологий и возможностей, не говоря о реализации проектов или поставок. Все игроки рынка оперативно реагируют на запросы заказчиков: дополняют продуктовые линейки, выпускают новые решения и предлагают различные услуги. Это необходимо, чтобы сохранять конкурентоспособность и актуальность для заказчиков. Например, производители аппаратных платформ сейчас разрабатывают всё больше комплексных продуктов, а дистрибьюторы и интеграторы расширяют свои инженерные компетенции, чтобы успешно эти продукты внедрять».

Окончание следует

Источник: Максим Белоус, IT Channel News