22 августа 2016 г.
EISA в очередной раз объявила о вручении наград, которые жюри из представителей 50 европейских журналов присуждает продуктам года, продемонстрировавшим лучшие технологические решения, дизайн и инновации. В этом году, например, лучшим hi-end-телевизором по версии EISA стала OLED-модель Signature G6 (на фото) с диагональю 65 дюймов.
Что инновационного сегодня может быть в телевизоре, когда, казалось бы, тут технологии достигли совершенства уже давно? После того, как жидкокристаллические технологии вытеснили плазменные, ничего драматичного не происходило, некоторое оживление внесло появление OLED-технологии, но и это было несколько сезонов назад. Между тем, выход на рынок новых моделей продолжается, вендоры выпускают все новые и новые телевизоры. Например, в 2016 году кроме упомянутого Signature G6 линейка OLED-телевизоров компании LG состоит из четырех серий — туда также входят модели В6, С6 и Е6 — а всего в них восемь моделей с плоскими и изогнутыми экранами с диагоналями от 55 до 77 дюймов. А моделей с
При ближайшем рассмотрении выясняется, что на рынке телевизоров произошла череда интересных событий, к которым можно отнести несколько революций в сервисах и даже одну контрреволюцию. Значимые это изменения для рынка в целом или нет?
ЖК — совершенствование продолжается
Сразу скажем, что на рынке не произошло ничего, что могло бы сравниться с появлением OLED или с добавлением четвертого — белого — канала к классической триаде RGB. Но вендоры продолжают совершенствовать технологии.
Samsung представил топовые телевизоры (вендор называет их SUHD — Super UltraHD) с новыми экранами Quantum Dot Display, которые получили увеличенную яркость (до 1000 нит) и расширенный динамический диапазон. Дмитрий Карташев, директор департамента теле- и аудиоустройств Samsung Electronics в России, особо отметил, что обновленная технология, в частности, позволила создавать субпикселы правильной формы. Как следствие, правильная форма получается у пикселов, что, в свою очередь, должно положительно сказываться на детализации всего изображения.
Заметим, что про совершенствование формы пиксела в маркетинговых материалах активно рассказывает именно Samsung. Яркость, цветность и контрастность в новинках этого сезона продолжали совершенствовать все вендоры.
Важно, что работая с цветом, вендоры уделяют особое внимание не только яркости и сочцности цветов, но и корректности цветопередачи. Например, Panasonic в продвижении своей топовой UltraHD-модели TX-58DXR800 отдельно отмечает в маркетинговых материалах тонкую настройку цветов, выполненную совместно со специалистами Panasonic Hollywood Lab, профессиональной лабораторией корпорации, работающей с киноиндустрией.
Однако, чтобы изображение на экране телевизора выглядело естественным, устройству зачастую приходится поддерживать новые форматы работы с цветом или «на лету» выполнять ре-мастеринг изображения.
Акцент на HDR
Тренд на совершенствование основных параметров изображения давний. Сначала изображение на экранах телевизоров становилось все ярче, потом производители совершенствовали контрастность, потом занялись сочностью цветопередачи. Когда все эти задачи оказались решены и параметры доведены, казалось бы, до идеала, развитие должно было бы естественным образом остановиться. Но фантазии «телевизоростроителей», похоже, совсем не знают границ, и было найдено новое направление развития!
HDR — High Dynamic Range — технологию, способную обеспечить в пределах одного изображения передачу деталей и цветов как в самых ярких, так и в самых темных участках, сегодня производители реализуют в большинстве моделей топовых телевизоров. Как только этому «научили» дисплеи, создали алгоритмы, оптимизирующие ранее отснятый материал для наиболее полного использования возможностей телевизора.
Тонкая подстройка — новый тренд
Мастера кино получили новые технологии, позволяющие с большей точностью создавать палитру каждого кадра, причем работая не только с цветами, но и с тенями/бликами. Чтобы телевизор мог точно передавать картинку в соответствии с замыслами создателей фильма, создали соответствующие стандарты, наиболее известные из которых DolbyVision и HDR10. Контент в формате Dolby Vision использует дополнительные динамические метаданные для покадровой настройки цветов, контраста и яркости, более того, контент оказывается оптимизирован под возможности данного конкретного телевизора. Очевидно, что показывая фильм, созданный с использованием HDR-технологий, современный телевизор показывает изображение, максимально приближенное к замыслу создателей картины.
Заметим, что картины в HDR-стандартах уже снимают, причем весьма активно. Представители LG подчеркивают, что Dolby Vision применяют многие киностудии — например, к применяющим относятся все семь ведущих производителей фильмов — и крупные интернет-кинотеатры используют его в своих потоковых трансляциях. Готовы к этому и российские компании.
«Технически у нас все готово для трансляции HDR, — говорит Мария Сурыгина, генереальный директор TVzavr. — По предварительной договоренности, некоторые правообладатели готовы переподготовить свой контент в формате HDR10, но это не носит массовый характер и сопровождается дополнительными затратами». Разумеется, показывать такие трансляции может любой телевизор, если у него нет DolbyVision и HDR10, то показывает «как умеет».
Однако, контента, созданного с использованием Dolby Vision, сегодня еще очень мало. Чтобы раскрыть возможности экранов, телевизоры получают способности выполнять «самодеятельную» обработку создаваемой картинки, собственными алгоритмами оптимизируя изображение, создавая эффект HDR и «на лету» выполняя другие действия, приводящие к росту качества изображения. Например, Sony гордится процессором обработки изображения
Заметим, что тонкая подстройка параметров изображения, в общем случае, не сводится к HDR, есть и другие варианты пресетов, которые следует рассматривать не как настройки яркости/контрастности, а как цифровые фильтры и эффекты, применяемые «на лету» к воспроизводимому видео. Например, упомянутый в начале статьи Signature G6 таких пресетов десять: кроме упомянутого режима расширенного динамического диапазона — тут он назван «Эффект HDR» — есть также «Яркий», «Стандартный», «Кино», «Спорт», «Игровой», «Эко-режим», «Фото», «Эксперт-1 (при ярком внешнем освещении)» и «Эксперт 2 (при слабом внешнем освещении)».
Телевизор — это компьютер
Эволюционное развитие концепции smart-TV продолжается. Причем этот концепт, начинавшийся больше как игрушка, уже катализировал интересные направления, в частности, быстрая популяризация UltraHD во многом стала возможной благодаря онлайн-кинотеатрам.
Напомним, что большинство фильмов в 4К-разрешении попросту не влезает на оптический диск, причем даже на Blu-ray. Теоретически можно доставлять UltraHD-контент по кабелю или по спутнику, но вряд ли кому сегодня будут удобны трансляции в жестко заданное время. Онлайн-кинозалы могут без проблем предоставить фильмы в высоком разрешении, причем сделать это в любое время за символическую плату или даже вообще бесплатно. Более того, представители онлайн-кинотеатров сетуют на недостаточное количество 4К-контента. Г-жа Сурыгина отмечает малую популярность этого формата у правообладателей, которые подготавливают свой контент, в первую очередь, для показа в кинотеатрах. «Многие фильмы, которые выдают за 4K, на самом деле оказываются качественным Upscale формата FullHD», — отмечает Мария Сурыгина.
Но в любом случае будущее за форматом UltraHD, а срок жизни телевизора достаточно продолжительный, особенно с учетом современных экономических реалий. Для комфортной работы с FullHD лучше всего подходят онлайн-кинотеатры, а для работы с ними, в свою очередь, необходимо наличие у телевизора smart-функций.
Приятно, что вендоры к решению проблемы подошли серьезно и изначально стали устанавливать в телевизоры операционные системы, способные работать как с приложениями кинотеатров, так и с другими программами — игровыми, информационными, браузерами и т. д. Sony без затей ставит на свои телевизоры Android (адаптированный, разумеется), ядром smart-телевизоров Samsung является Tizen, LG совершенствует webOS. Подходы разные — результат один: сегодня телевизор является полноценным компьютером, со своей операционной системой, позволяющей запускать разные приложения, и с набором интерфейсов, позволяющих подключать самые разные девайсы, причем как по кабельным, так и по беспроводным каналам.
Интересно, что в продвижении телевизоров на российский рынок вендоры активно сотрудничают с локальными поставщиками контента. Например, с этого лета каждый покупатель «умных телевизоров» Sony получает на месяц бесплатный доступ к 140 каналам Wifire TV. После окончания этого периода пользователь автоматически подключают к пакету каналов «Wifire TV 20+» без абонентской платы, с которого при желании он может вернуться на знакомый ему «Wifire TV 140+», но для этого уже нужно будет внести абонентскую оплату согласно тарифам провайдера.
Г-жа Сурыгина отметила, что онлайн кинотеатры очень плотно сотрудничают с производителями телевизоров, в частности, приложение TVzavr предустановлено практически на всех телевизорах, где это возможно, как на популярных в России марках, например, LG, Philips, Panasonic, а также на Sharp, Hisense, Telefunken и т.д.
Развитие: smart-возможности приходящие и исчезающие
Вендоры активно развивают телевизоры в плане совершенствования «компьютерной составляющей». Устройства получают новые интерфейсы. Пример тому — Miracast, обеспечивающий быструю передачу по wireless-каналу медиаконтента с гаджетов на большой экран. Пока это мало кому актуально (поддержка этого стандарта должна быть и на смартфоне/планшете, но модели с таковой пока встречаются нечасто), но выглядит весьма эффектно. Более продвинутыми становятся процессоры. Совершенствуют интерфейсы. Развивают дизайн пультов управления — «ленивчики» LG, поставляемые со smart-ТВ, уже можно рассматривать как произведение современного искусства, причем и в инженерном, и в дизайнерском плане.
Однако некоторые элементы сервиса телевизоры в ходе развития утрачивают. Например, производители отказываются от поддержки подключаемых к телевизорам веб-камер, позволявших обеспечивать видеотелефонию посредством Skype и других сервисов IP-телефонии. Потенциально такие сервисы на smart-ТВ должны были быть востребованы, но в реальности их популярность оказалась настолько низка, что вендоры стали отказываться от «телевизоро-подключаемых» веб-камер.
Напомним, что c июня корпорация Microsoft прекращает обновление Skype для платформы smart-TV и, как указано в официальном материале в разделе техподдержки, даже не возражает, если вендоры вообще уберут это приложение со своих устройств. Причина такой «контрреволюции» проста: по мнению корпорации, видеотелефония уходит в мобильные девайсы. Телевизор является, наверное, самым стационарным из современных цифровых устройств.
Замечу, что такое развитие событий было предсказуемо. Например, Viber, один из лидеров среди приложений для обмена сообщениями, которым пользуются более 754 миллионов уникальных пользователей во всем мире и около 66 миллионов в России, никогда не предусматривал работу с платформами smart-TV.
«Viber — кроссплатформенное приложение и доступно для установки не только на мобильных устройствах, но и на традиционных компьютерах, — говорит Евгений Рощупкин, глава Viber в России и странах СНГ. — При этом распределение активной аудитории между мобильной и десктопной версиями говорит о том, что наши пользователи в основном предпочитают коммуникацию с помощью смартфонов».
Изогнутость: прошлое или будущее?
Как только развитие производства жидкокристаллических панелей сделало доступными изогнутые дисплеи, производители телевизоров стали ставить их на свои изделия. Вендоры убеждали, что, во-первых, при экранах больших размеров изогнутость позволит избежать геометрических искажений, обеспечивая равноудаленность всех точек изображения от зрителя, во-вторых, рассказывали, как «гнутые» телевизоры отлично смотрятся в интерьере.
Однако, чтобы почувствовать отсутствие искажений, зритель должен был находиться в строго фиксированной зоне, что не всегда достижимо по понятным причинам. Кроме того, зритель должен там находиться один — объем той зоны невелик и даже на двоих места не хватало. Поэтому зрители не оценили улучшения эргономики от изогнутости телевизоров, в отличие, заметим, от больших удобств, предоставляемых изогнутыми мониторами.
Полностью от изогнутых дисплеев не отказался ни один из вендоров, технологические возможности позволили которому наладить выпуск таких устройств. Samsung даже отмечает рост популярности таких моделей, заявляя, что согласно маркетинговым исследованиям, почти каждый десятый пользователь продукции корпорации готов отдать предпочтение телевизору с изогнутым дисплеем. Но десять процентов предпочитающих изогнутые дисплеи — совсем немного. Более того, по данным корпорации, за начало года (точный период Samsung не конкретизировал) в натуральном выражении модели с изогнутыми экранами занимали только 3% от общего объема продаж телевизоров корпорации.
Заметим, что требования к внешнему виду телевизоров, как ни странно, изменились. Теперь телевизор не обязан быть стильным, он должен быть «невидимым»!
«Невидимость» как тренд дизайна
От телевизора зрителю значим только экран — и только экран, по сути, остается от телевизора! В давние времена ТВ был стильным предметом мебели, заключенным в корпус из полированного дерева, с переключателями из пластика контрастных цветов, но это было много десятилетий назад. С тех пор внешность телевизора становилась все проще и проще. Телевизоры утратили дизайнерские переключатели, потом стали плоскими, некоторое время производители соревновались в изяществе ножек и тонкости рамки вокруг экрана... а сейчас развитие этих инженерно-дизайнерских трендов достигло своего логического завершения — внешность телевизора редуцирована до экрана, от созерцания происходящего на котором зрителя не отвлекает практически ничего.
В этом плане дальше всего продвинулись инженеры LG, реализовавшие современные веяния дизайна в упомянутом G6. При включенном телевизоре экрана действительно почти не видно, изображение практически «парит» в воздухе, как бы нанесенное на тонкое стекло (Picture on Glass), а в выключенном состоянии это глубоко черный прямоугольник с тончайшими прозрачными рамками по периметру (это тоже получило свое название — Full Cinema Screen). От минимализма телевизора не отвлекают даже разъемы, которые убраны в опору.
Опору телевизора теперь, по возможности, делают незаметной. Все чаще ее выполняют в виде «бруска» длиной с сам телевизор, визуально она кажется единым целым с дисплеем, поэтому не отвлекает от последнего внимания зрителя. Такой подход позволяет без проблем разместить внутри электронику и, что важно, динамики звукового проектора. Напомним, что звуковой проектор позволяет создавать объемный звук без необходимости размещать аудиоколонки вокруг зрителя, что заметно удобней в условиях наших квартир.
Правда, G6 одна из первых моделей-«невидимок» на рынке. Брайан Квон, президент подразделения Home Entertainment компании LG Electronics, подчеркнул, что считает это решение революционным дизайном. Это еще не тренд, но уже трендсеттер — за этой моделью последуют и другие телевизоры, выполненные в «исчезающем» дизайне.
Несмотря на ограниченные возможности в дизайне телевизоров, вендоры находят новые ходы. Например, Panasonic в топовой модели TX-58DXR800 реализовал подставку, похожую на качели, позволяющую устанавливать экран под нужным углом и тоже «невидимую» — она настолько необычна, что визуально ее не воспринимаешь отдельно от телевизора, поэтому дисплей кажется парящим в воздухе. У младших моделей — DX780/750/700/650/600 — подставки более традиционные, но зато адаптивные — пользователь может самостоятельно изменять расстояние между ножками, что в ряде случаев упрощает установку телевизора в условиях городской квартиры.
Телевизоры становятся защищенными
Sony представил систему
Также при проектировании корпусов телевизоров вентиляционные отверстия минимизировали, чтобы предотвратить попадание пыли, влаги и грязи внутрь устройства. Разумеется, это стало возможным в результате применения для телевизоров компонент, способных работать без вентиляции не нагреваясь выше допустимых норм. Благодаря фирменному покрытию микросхем, защищенным контактам и другим конструктивным решениям, эти телевизоры можно без проблем эксплуатировать в помещениях с повышенной влажностью, начиная от кухонь заканчивая залами с бассейнами или фонтанами. В настоящее время эта система реализована в моделях Bravia серий WD6, RD4 и RD3.
Вполне возможно, подобные инженерные решения будут реализовывать в своих моделях и другие вендоры. Возможно даже, в той или иной степени они уже это сделали, просто не подчеркнули в маркетинговых материала данную особенность новых устройств, а корпорация Sony успела это первой.
Динамика не только в топовом сегменте
На рынке телевизоров появляются и бюджетные модели; неверно думать, что вся динамика сосредоточена в верхнем ценовом сегменте, в массовом происходит тоже много чего любопытного. Например, в августе компания Micromax представила семейство «умных телевизоров» Canvas, работающих под управлением Android. В серии доступны модели с диагональю 32, 40 и 50 дюймов. Правда, Micromax эти новинки представил в бюджетном классе — UltraHD-моделей в линейке нет (в других линейках телевизоров этого вендора — есть), разрешение телевизора с самой маленькой диагональю составляет 1366×768 пикселей, двух других — Full HD (1920×1080 пикселов), правда, в обоих вариантах заявлен широкий угол обзора, который, по заявлению компании, достигает 176 градусов.
В телевизорах установлен четырехъядерный процессор с архитектурой Cortex A9, а за обработку графики отвечает интегрированный ускоритель Mali 450. Объем оперативной памяти составляет только 1 Гб, что на сегодня совсем немного, а вместимость флэш-памяти — лишь 4 Гб, что вообще выглядит странно. Однако, напомним, что речь идет о бюджетных моделях, — рекомендованная розничная цена этих телевизоров Micromax Canvas варьируется от 300 долл. за младшую до 650 долл. за старшую модели. Телевизоры получили адаптер Wi-Fi с поддержкой стандартов до 802.11n включительно, а также Ethernet-контроллер для проводного подключения, три интерфейса стандарта HDMI и порты USB, кроме того, новинки поддерживают технологию Miracast для беспроводной передачи контента с мобильных гаджетов.
Что это значит для ритейла
Телевизоры нового сезона получили, как видно, серьезные изменения, однако, среди них нет ни одной «killer feature» настолько же зримой и очевидной, как, например, переход от FullHD к UltraHD. Изменения этого сезона для большинства потенциальных покупателей окажутся незаметными, а для многих непонятными, даже если удастся разъяснить им, в чем отличия новинок. Однако несмотря на это, для ритейла в наступающем сезоне телевизоры вполне могут оказаться весьма перспективным направлением.
Модели с большими диагоналями и высоким разрешением плавно снижаются в цене и постепенно переходят из категории элитного товара в массовый сегмент. Тренд широкого распространения UltraHD, который постепенно добирается и до российского рынка, вполне может принести локальному ритейлу весьма выразительные продажи как в натуральном, так и в денежном выражении.
Преимущества 4К-телевизоров долго расхваливать не надо — изображение в UltraHD-разрешении весьма выразительно отличается даже от FullHD, и для продвижения новых телевизоров достаточно показать эту разницу потенциальному покупателю. Конечно, салонам, находящимся в помещениях маленькой площади, телевизоры продавать будет затруднительно — модели с большой диагональю требуют пространства для своего размещения, иначе «показать товар лицом» будет сложно. Но необходимость большого свободного пространства, наверное, единственное ограничение для активного продвижения телевизоров в современных условиях.
Конечно, динамика продаж телевизоров сильно зависит не только от площади салона и активности рителера, но и от общей экономической ситуации в стране — однако, позитивное для ритейла развитие ситуации с продажами вполне вероятно.
Что говорит статистика
По данным за второй квартал текущего года, подведенным компанией GfK, оборот российского сегмента аудиовидеотехники увеличился на 3,6%, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Рост, конечно, небольшой, но и это радует.
В качестве одной из тенденций, оказавших позитивное влияние на квартальные продажи, исследователи назвали растущий рост покупателей к «подключенным устройствам», то есть обладающим возможностями интернет-подключения, а это, прежде всего, smart-телевизоры. В пресс-релизе, распространенном GfK, отмечено, что экономическая ситуация заставляет покупателей более активно выбирать базовые модели, причем это заметно даже на 4К-телевизорах.
В сопредельных областях
Современный телевизор представляет собой законченное решение, которое, в общем случае, не нуждается в дополнительных опциях или в периферийном оборудовании. Но при креативном подходе владельцу телевизора кое-что дополнительно предложить можно. Например, для такой покупки будет актуален сетевой фильтр — современные телевизоры сложно поддаются ремонту, поэтому их надо защищать как от механических повреждений, так и от помех в сети питания, бросков напряжения и т. д.
Покупка современного телевизора вполне может повлечь за собой приобретение игровой приставки. Заметим, что технические возможности приставок сегодня растут вслед за развитием ТВ. Выразительный пример: выход на рынок обновленной приставки Microsoft Xbox One S. У новинки появился встроенный Blu-Ray-привод и обновленный bluetooth-контроллер с улучшенной эргономикой, корпус стал компактней, чем у предшественницы, стала доступна вертикальная установка, улучшены «компьютерные» характеристики и т. д. Но,что характерно, новая приставка теперь поддерживает новейшие телевизионные стандарты — UltraHD и HDR.
Говоря о приставках следует помнить, что на рынке есть достаточное количество «умных приставок», то есть девайсов, способных реализовать smart-функции на телевизоре, изначально лишенном таковых. Большинство таких девайсов построены на платформе Android, поэтому разобраться с ними пользователю будет достаточно просто. В имеющихся условиях, когда у значительного количества россиян на новый телевизор попросту нет денег, можно предложить приставку, расширяющую возможности старого ТВ.
Заметим, что в рассматриваемом нами сегменте рынка есть еще один достаточно крупный и важный подсегмент — «коммерческие телевизоры», предназначенные для использования в «цифровых витринах», «электронных киосках», гостиницах и т. д. Вендоры очень серьезно подходят к развитию этого подсегмента, например, Samsung еще в 2014 на территории своего завода в Калужской области организовал специализированный отдел по развитию продаж коммерческой продукции компании в секторе B2B. Данное направление актуально, разумеется, для интеграторов, но салонам цифрового оборудования вполне могут быть интересны и полезны «цифровые витрины», о которых мы поговорим в другой раз.
Источник: Александр Маляревский