5 апреля 2017 г.
По итогам января-февраля в России реализовано почти 450 тыс. ноутбуков на сумму более 13,5 млрд рублей. Объем продаж за первые 2 месяца 2017 года сохранился на уровне аналогичного периода прошлого года в натуральном и денежном выражении. Рынок не сократился впервые за 4 года.
В феврале продажи ноутбуков в России — также впервые за несколько лет — показали положительную динамику. Покупатели приобрели на 8% больше устройств по сравнению с февралем прошлого года, а выручка от их реализации увеличилась на 5%.
Рынок стабилизировался по нескольким причинам. Ноутбук стал устройством для людей, которым функционала и мощности планшетного компьютера недостаточно, а форм-фактор планшета неудобен для повседневной работы. Покупатели готовы приобретать сравнительно дорогое и мощное устройство с большей диагональю экрана. В январе-феврале 71% реализованных в России ноутбуков — это компьютеры стоимостью выше 20 тыс. рублей. В то же время самые популярные планшеты — это устройства стоимостью менее 20 тыс. рублей (порядка 93% продаж в штуках за тот же период). В «Связном» 87% товарных позиций ноутбуков — это устройства стоимостью более 20 тыс. рублей.
Наиболее популярными у россиян остаются ноутбуки с диагональю дисплея более 15 дюймов — 85% всех штучных продаж в январе-феврале. За год этот показатель почти не изменился.
Еще одним фактором, повлиявшим на сохранение объемов реализации ноутбуков, стала стабилизация экономической ситуации и курсов валют. Многие покупатели приобрели устройства в период ажиотажа в 4 квартале 2014 года, и в
Самыми популярными брендами ноутбуков в начале 2017 года стали ASUS и Lenovo — оба бренда заняли порядка 23% продаж в штуках. На 3 месте Acer с долей на уровне 19%. В рублях лидером рынка стал ASUS с долей порядка 24%, на 2 и 3 местах Lenovo и Acer с показателями 19% и 17% соответственно. В ассортименте «Связного» представлены ноутбуки всех производителей, присутствующих в России и занимающих совокупно 98% штучных продаж в этой категории электроники. Помимо лидеров рынка, покупатели в «Связном» могут приобрести устройства от Dell, Apple, Prestigio, а также игровые платформы от MSI.
Продолжавшееся несколько лет падение рынка ноутбуков было вызвано несколькими факторами, главный из которых — постоянно растущая вплоть до 2014 года популярность планшетных компьютеров. Планшеты заменяли покупателям наименее мощные модели ноутбуков, так как возможности планшетных ПК и форм-фактор, позволяли пользователям получить компактное устройство с достаточным базовым функционалом (просмотр медиафайлов, выход в интернет, общение в соцсетях).
Свое влияние на сегмент оказали также и цены. Стоимость планшетного компьютера постоянно снижалась, в то время как ноутбука — росла. В 2013 году россияне приобретали планшет в среднем за 11 700 рублей, ноутбук — за 19 000 рублей. В январе-феврале 2017 года средняя стоимость планшета составила 8 900 рублей, ноутбука — 31 000 рублей. Наибольшее падение продаж ноутбуков зафиксировано в 2015 году. Тогда на сегмент дополнительно повлиял кризис на рынке электроники.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Продажи ноутбуков в России, млн шт. |
7,3 |
7,6 |
6,2 |
4,9 |
3 |
2,5 |
Продажи ноутбуков в России, млрд руб. |
145 |
148 |
118 |
104 |
81 |
79 |
Источник: Пресс-служба компании «Связной»