22 мая 2017 г.
Согласно данным десятого, юбилейного выпуска Всемирного исследования Digital IQ® за 2017 год, 56% российских компаний оценивают свой индекс Digital IQ как высокий.
Когда 10 лет назад специалисты PwC впервые решили разработать индекс цифровой компетентности Digital IQ, мир был проще.
За период с 2007 года компании проделали большую подготовительную работу, для того чтобы начать получать прибыль от технологических изменений. Повысился статус ИТ-директора, в штатной структуре появились новые должности, связанные с инновациями, в технологии были вложены большие средства, трансформации подверглись и сами бизнес-модели. Тем не менее, как признают участники всемирного исследования за 2017 год, большинство организаций все еще не готовы к очередному витку технологического прогресса или к тому, который последует в дальнейшем. Уверенность в цифровых возможностях своих организаций упала до самого низкого уровня за весь период проведения исследования: всего чуть больше половины всех респондентов оценивают индекс Digital IQ своих компаний как высокий или очень высокий (на уровне 70 % или выше), что ниже показателя 2014 и 2015 годов (две трети руководителей).
Светлана Медведева, руководитель ИТ-консалтинга PwC в России: «За последние десять лет увеличился масштаб и вырос уровень изменений, обусловленных развитием цифровых технологий. Организации всех видов потратили массу времени и средств, чтобы не отстать от происходящих перемен. Руководители компаний признали, что цифровые технологии входят в их сферу ответственности. Предприятиям почти удалось устранить разрыв между такими составляющими своей деятельности, как ИТ и основной бизнес. Сегодня вы вряд ли сможете найти современную организацию, которая не рассматривала бы технологии как неотъемлемую часть своей бизнес-стратегии и операционной деятельности».
Большинство организаций сделали недостаточно для того, чтобы идти в ногу с цифровой революцией. Несмотря на то что технологии теперь входят в повестку дня руководителей компаний (68 % всех респондентов отмечают, что роль лидера в продвижении цифровых технологий в их компании берет на себя ее руководитель, в то время как в 2007 году этот показатель составлял всего лишь 33 %), а ИТ-директор получил возможность принимать участие в стратегическом управлении, многие другие руководители и те функциональные направления, за которые они отвечают, все еще не в полной мере участвуют в проекте цифровой трансформации. За большинство задач, связанных с цифровым развитием, включая приоритизацию цифровых инвестиций, инновации и разработку новых продуктов и услуг, отвечает либо ИТ-директор, либо глава компании, при этом лишь немногие службы, не считая ИТ-отделов и бизнес-подразделений, готовы брать на себя роль лидера в изучении возможностей использования новых технологий.
Несмотря на медленный прогресс в разработке стратегий для цифрового пространства и изучении потенциала новых технологий, руководители компаний по-прежнему считают цифровые технологии одним из факторов роста. Почти три четверти всех опрошенных (73 %) главной выгодой от цифровых инициатив называют рост выручки, за которым следуют увеличение прибыли (47 %) и снижение затрат (40 %). Хотя крепнет уверенность в том, что новые технологии и новые бизнес-модели продолжат менять облик целых отраслей, факторы, влекущие за собой нарушение привычного порядка ведения деятельности, уже не привлекают к себе такого внимания, как раньше.
По сравнению с прошлым периодом уменьшилось количество компаний, в которых есть специальный отдел по изучению новых технологий. Остальные же для решения конкретной задачи формируют проектные группы или используют аутсорсинг, многие (49 %) по-прежнему принимают решения о переходе на новые технологии на основании оценки появившихся в последнее время инструментов, вместо того чтобы активно заниматься изучением возможностей внедрения инновационных решений, ориентируясь на конкретные потребности бизнеса (40 %). И лишь немногие уделяют внимание тому, каким образом эти новые технологии меняют порядок взаимодействия между человеком и машиной: речь идет о создании новых ролей, возникновении новых конфликтов и переосмыслении вопросов, имеющих отношение к доверию.
В то же время большинство компаний уверены в своем подходе к освоению новых технологий, более развитыми стали стратегии цифровых инвестиций. Две трети (66 %) всех компаний говорят о наличии единого долгосрочного плана внедрения цифровых технологий, который включает в себя бизнес-процессы и ИТ-процессы (для сравнения: в 2015 году этот показатель составлял 54 %). Практически столько же компаний утверждают, что они систематически оценивают результаты своей инновационной деятельности.
Согласно результатам исследования, большинство руководителей высшего звена (70 %) утверждают, что уделяют большое внимание тому, как новые технологии повлияют на пользовательский опыт, включая опыт клиентов и сотрудников.
Важность задачи формирования более качественного клиентского опыта снизилась до 10 % по сравнению с прошлым годом, когда 25 % респондентов в списке приоритетов ставили эту задачу на первое место.
Но даже компании, у которых есть необходимые знания и навыки, зачастую не способны правильно ими воспользоваться. Четверть (25 %) респондентов утверждают, что, даже если у них есть собственные квалифицированные кадры, они используют внешних специалистов, потому что работать с «внутренними» командами очень сложно или же работа продвигается очень медленно. Так, 42 % участников исследования отмечают, что услуги третьих лиц обходятся дешевле. Эти организационные проблемы наблюдаются даже у лидеров нашего исследования, то есть у тех компаний, которые показывают хорошие результаты по остальным показателям Digital IQ.
Источник: Пресс-служба PwC