4 октября 2018 г.
Цифровизация розницы — процесс куда более глубинный, чем перенос бухучёта в облако или установка чат-бота для общения с клиентами на сайте. Она перекраивает устоявшиеся за тысячи лет, со времён первых товарных обменов между пещерными людьми, способы организации и ведения бизнеса, взаимодействия с клиентами и партнёрами. И даже, можно сказать, отменяет необходимость денежного обращения.
По крайней мере, позволяет адекватно заменять его в целом ряде случаев своего рода цифровым бартером: «Ты мне свои персональные данные, я тебе — товар».
В конце концов, фраза «данные — это новая нефть», произносимая в последние пару лет к месту и не к месту с самых различных трибун, успела уже набить оскомину. Пора продемонстрировать это на практике, причём не на уровне Facebook и Amazon, а где-то чуть ближе к земле.
Весьма наглядный пример такой демонстрации показывает кофейня Shiru в американском городе Провиденс, столице штата Род-Айленд. Расположенное неподалёку от университета Брауна заведение обслуживает по большей части студентов и преподавателей этого престижного учебного заведения, которое входит в Лигу Плюща. При этом если профессора и доценты расплачиваются, как и повсюду, наличными либо картами, то для студентов имеется не самая привычная на сегодня опция.
Чтобы получить бесплатный кофе, им достаточно поделиться информацией о себе. То бишь именем, датой рождения, номером телефона, адресом электронной почты, сферой интересов и тем, какие предметы из университетского курса они избрали в качестве основных. В российских реалиях фиксированных учебных программ это соответствовало бы указанию своего факультета.
Всю эта информацию студент вносит в поля онлайнового опросника, после чего может являться каждый день в Shiru Cafe за бесплатным кофе. В чём тут выгода для человека, который при немалой цене высшего образования в США почти наверняка взял кредит на обучение и рад сэкономить каждый цент, — это понятно. Наследники миллиардных состояний вряд ли клюют на подобное предложение.
Но чем для владельцев кофейни ценны данные о посещающих её студентах? Разумеется, возможностью монетизации. Человек, который соглашается на раскрытие информации о себе ради чашечки кофе, определённо нуждается в стабильном источнике дохода. Если при этом он умудрился поступить в университет Брауна, значит, с головой у него всё в порядке, и через несколько лет он с немалой вероятностью превратится в ценного специалиста.
Которого желательно было бы заполучить к себе в штат или хотя бы на должность стажёра как можно раньше, — желательно, ещё задолго до выпускной церемонии. Вот почему владельцам Shiru Cafe за «бесплатный» кофе для перспективной молодёжи немало платят крупные корпорации, которые получают таким образом доступ к самым перспективным кадрам ещё до того, как те завершат своё образование.
Более того, бариста в этой кофейне даже проходят специальное обучение с тем, чтобы выступать в роли информационных брокеров. Рассказывать потягивающим у стойки кофе студентам о конкретных предложениях, программах, условиях работы в офисах потенциальных работодателей. Тех же самых, разумеется, что оплачивают этот кофе.
Интересно, что Shiru — японская сеть, и в 2017 г., по сообщению The Herald, 40% нанятых на работу в японское отделение компании JP Morgan были как раз из числа посетителей местных Shiru Cafe. Достаточно взглянуть на то, где именно расположены отделения этой сети: Токийский технологический университет, университет Осаки, наукоград Кобэ, технологические институты в Хайдарабаде, Бомбее, Дели и много ещё где. Вскоре планируется открытие новых заведений в Принстонском университете, Йеле и Гарварде.
Напрямую перенимать опыт японской сети кофеен компьютерной рознице вряд ли имеет смысл. Бесплатная, в обмен на персональные данные, мелочёвка вроде HDMI-шлейфов или компьютерных мышек вряд ли привлечёт даже самых голодных студентов, а раздачу смартфонов и ноутбуков в качестве поощрения за заполненную анкету наверняка никто не возьмётся спонсировать.
Тем не менее, на информацию о клиентах, пусть даже обезличенную в соответствии с действующим законодательством, покупатели совершенно точно найдутся. И уже полученные от них средства можно будет пустить на проведение дополнительных рекламных акций, на предоставление высокоэффективных персонифицированных скидок и т. п.
Из торговой точки ритейлер постепенно будет превращается таким образом в центр живых коммуникаций между вендором и конечным потребителем, в равной мере создающий ощутимую ценность и для того, и для другого. Вот уж поистине — новая бизнес-модель!
Источник: Максим Белоус, crn.ru