8 октября 2019 г.
60 подпунктов из ста — именно на таком уровне находится доверие россиян к технологиям в медицине, подсчитали в НИФИ, совместно с организацией «Цифровая экономика». Несмотря на то, что 57% опрошенных аналитиками пациентов позитивно относятся, например, к гаджетам, которые собирают данные о состоянии здоровья и передают их врачам, далеко не все пока готовы полностью доверить заботу о своем здоровье «умным» системам. Наиболее низкие показатели — у медицинских инноваций: только 40% респондентов следят за технологическими трендами. А прибегнуть к дистанционным консультациям с врачами готовы всего 42% опрошенных — это почти на 17% меньше, чем по итогам аналогичного прошлого исследования.
Эксперты «ТехЛАБ» считают, что основная причина — в непонимании того, как работают ИТ-решения и для чего они предназначены. В то время как врач—человек имеет экспертный вес в глазах посетителя больницы, машина для него остается «черным ящиком» с неизвестной функциональностью. Кроме того, большинство пациентов переживает о том, насколько точны и безопасны цифровые медицинские решения. Причем за рубежом ситуация еще хуже: по данным исследования, проведенного RockHealth в 2018 году, лишь 11% респондентов готовы доверить технологическим компаниям данные о своем здоровье.
Повышению уровня доверия к технологиям в медицине, по мнению экспертов «ТехЛАБ», может способствовать рост технологической грамотности пациентов. Исследование, проведенное НАФИ, показало, за прошедший год ее уровень вырос, однако подиндекс «Отношение к технологическим инновациям» увеличился незначительно (на 4 п.п.) и остается самым низким в сравнении с другими компонентами индекса цифровой грамотности россиян. Тем временем, ученые подсчитали: люди, которые хорошо разбираются в технике и инновациях, с большей охотой пользуются возможностями цифровой медицины.
«Иногда корень недоверия — в отсутствии знаний. Важно, чтобы пациенты понимали: ИТ-решения в медицине создаются не просто на волне популярности искусственного интеллекта или big data. Каждое из них призвано решать конкретную задачу: повышать скорость сбора и обработки данных, упрощать процесс принятия врачебных решений, точнее и быстрее диагностировать сложные заболевания. Чтобы преодолеть этот барьер, недостаточно выделять средства на цифровизацию здравоохранения — необходимо запустить полномасштабную кампанию в сфере информирования пациентов о возможностях цифры в медицине», — добавляет Александр Шаповалов.
Источник: Александр Шаповалов, коммерческий директор ИТ-компании «ТехЛАБ»