4 декабря 2024 г.
По данным ITResearch, которые приводит директор компании Василий Мочар, за III кв. 2024 г. в России было реализовано 387 тыс. ИБП переменного тока на 113 млн долл. США: это на 3,3% меньше в количественном выражении, чем за тот же период годом ранее, но вместе с тем на 2,3% больше в денежном. Эксперты объясняют наблюдаемую динамику наметившимся дрейфом спроса заказчиков в инфраструктурный сегмент: в частности, российский бренд Impuls именно в III кв. реализовал ряд масштабных проектов с большими модульными источниками для ЦОДов и банковского сектора, а в верхней мощностной страте инфраструктурного сегмента крупными отгрузками выделился бренд Parus. Впрочем, если брать данные за все три первых квартала года в сумме, спад год к году заметен и в штуках (985 тыс. ИБП; −11%), и в долларах (277 млн; −9,2%). Так каким же образом продолжающие работать в России вендоры ИБП реагируют на новые вызовы?
Размыкая круг
За последние
По мнению Ирины Гордоевой, руководителя проекта компании «Айсо-дистрибьюция», текущий состав участников рынка ИБП условно можно разделить на две категории: «Компании, которые присутствовали на российском рынке уже много лет, — и новички, которые появились буквально в последние годы. Такие мощные игроки как Powercom, которые работают на рынке уже более 30 лет, конечно, быстро адаптировались к условиям рынка и практически полностью заменили продукты, которые предлагали ушедшие производители. Это касается как мощностей ИБП, так и различных типов конфигураций. Практически для любой задачи можно найти аналог, который будет в наличии в РФ, иметь официальную поддержку производителя, и, главное, стоить на порядок дешевле».
«Айсо» и модульные ИБП Powercom на защите электропитания ответственного оборудования
Группа компаний «Айсо» реализовала проект по модернизации инженерной инфраструктуры критического производства, поставив ИБП Powercom VGD-II-300M33 в комплекте с литий-ионными батареями на суммарную мощность 1,8мВт.
Ключевыми требованиями к системе бесперебойного питания со стороны заказчика были: мощность нагрузки 1200 кВт, размещение в ограниченном пространстве, надежность, минимальное время восстановления в случае сбоев, резервирование основных узлов, масштабируемость.
Компания ООО «Айсо-дистрибьюция», являясь официальным дистрибьютором и авторизованным сервисным партнером компании Powercom в России, предложила в проект модульную систему ИБП Powercom VGD-II-300M33 и литий-ионные батареи —
480-100, которые отвечают всем указанным требованиям. Общая занимаемая площадь одной из6-ти систем ИБП при этом составила 1,2 м2.В рамках реализации проекта группа компаний «Айсо» выполняла все этапы работ, начиная от проектирования, кастомизации решения под требования заказчика, поставки, проведения монтажа, пуско-наладочных работ, конфигурирования системы и заканчивая сдачей объекта надзорным органам.
Были проведены доработки программного обеспечения, которые позволили полностью адаптировать систему под требования заказчика, проверить работоспособность всех узлов в различных режимах, имитировать реальные условия эксплуатации.
Преимущества выбранной конфигурации ИБП
Модульная архитектура ИБП Powercom VGD-II-300M33 и литий-ионных батарей позволяет обеспечивать высокий уровень надежности системы, поддерживать работоспособность нагрузки даже в случае сбоев части узлов, проводить техническое обслуживание без прерывания питания нагрузки и риска для обслуживающего персонала.
Выбранное решение позволяет снизить затраты на владение за счет интеллектуальной системы адаптации КПД в зависимости от мощности нагрузки.
Результат проекта
- Экономия площади на 50%.
- Увеличение ресурса в 2 раза.
- Многократное снижение нагрузки на пол.
Компания «Айсо-дистрибьюция», официальный дистрибьютор ИБП Powercom в России, готова реализовать проект любой сложности «под ключ», а также осуществить гарантийное и постгарантийное обслуживание установленного оборудования.
Реклама ООО «Айсо дистрибьюция», ИНН: 7714994833
Александр Беспалов, директор департамента развития новых продуктов компании «Энергон», указывает, что сейчас рынок оборудования для дата-центров в России демонстрирует динамичное развитие, обусловленное ростом спроса на облачные услуги и цифровую трансформацию бизнеса: «В целом, российские производители ИБП предлагают широкий ассортимент продукции, покрывая значительную часть спроса на рынке. Однако полностью удовлетворить потребности всех российских заказчиков в ИБП всех типов и мощностей пока не удаётся. Некоторые специфические решения, особенно в высоких мощностях, до сих пор требуют импорта оборудования ушедших брендов. В отличие от международных вендоров, российские компании часто фокусируются только на одном сегменте. Лишь единицы предлагают комплексные решения. Это усложняет выбор вендоров и процесс обслуживания дата-центров, угрожая простоями и потерей денежных вложений. В целом, нехватка готовых интегрированных решений затрудняет создание эффективной инфраструктуры в сфере функционирования ЦОДов».
«Можно констатировать, что санкции не оказали существенного влияния на доступность в России решений в области энергобезопасности и энергосбережения, — свидетельствует Артём Леонтьев, продакт-менеджер департамента дистрибуции A1TIS. — Официальный уход с рынка нескольких глобальных производителей освободил место для отечественных — и дал импульс к их развитию. Кроме того, и некоторые западные бренды занялись локализацией собственных производств в России для сохранения собственной конкурентоспособности».
Максим Жигаленков, эксперт «Сайбер Электро», не даёт однозначного ответа на вопрос, доступен ли весь спектр востребованных заказчиками ИБП в России: «Если говорить про рынок в целом, то да; если говорить про отдельных игроков рынка, то, конечно же, нет. Основная часть „псевдо“ производителей на рынке — это OEM с нескольких китайских заводов. Есть немного ODM, а вот реальных разработчиков и производителей осталось столько, что сосчитать их выйдет на пальцах одной руки».
В то же время эксперты компании «Марвел-Дистрибуция» уверены, что российским производителям удалось полностью закрыть потребности заказчиков в ИБП: «Вернее, той части заказчиков, которая захотела перейти на отечественное оборудование. До сих пор некоторые компании продолжают закупать ИБП иностранных вендоров, ввезённые по параллельному импорту. Делают они это из-за внутренних корпоративных стандартов, имеющихся на руках сертификатов, запчастей — ну или же просто по старой привычке. Тем не менее, понемногу такие привычки уходят в прошлое».
Вигель Антонов, директор технического центра Merlion, также считает, что продукция российских вендоров, производящих ИБП, на текущий момент решает практически все «регулярные» задачи по обеспечению электропитанием ИТ-систем любого размера — от ПК до мощных дата-центров: «Впрочем, важно отметить, что хоть российские ИБП и обладают всеми необходимыми техническими характеристиками и надёжностью, они могут не быть столь компактными, как некоторые западные решения».
Как подчёркивает Алексей Губин, руководитель по развитию бизнеса департамента инфраструктуры и инженерных систем OCS, дефицит оборудования ощущался только первое время после ухода А-брендов (APC by Schneider Electric, Eaton, Legrand, Verttiv и др.), которые и были лидерами российского рынка ИБП: «Особенно это было заметно в сегменте моделей с современными высокотехнологичными характеристиками, например ИБП для ЦОД. Некоторые компании предпочитали привычные марки, несмотря на сложности с их закупками. Однако по мере удорожания и увеличения сроков их поставок рынок заняли российские и азиатские производители — с менее технологичными, но бюджетными продуктами. К концу 2023 года спрос заказчиков был практически полностью удовлетворён решениями как новых производителей, так и компаний, работающих на отечественном рынке более пяти лет. На текущий момент мы не наблюдаем дефицита технологий и оборудования: на рынке достаточно продуктов, удовлетворяющих потребности самого искушённого заказчика».
«Рынок ИБП сегодня в традиционном сегменте стал более конкурентным, — говорит Алексей Соловьев, технический директор управления по рынку „ИТ-решения“ компании „Систэм Электрик“, — но конкуренция существует в основном из-за того, что подавляющее большинство ИБП имеют схожие „базовые“ характеристики, и мало кто из представленных вендоров инвестирует в развитие своих продуктов. При этом по-прежнему остаются незанятыми отдельные ниши на рынке ИБП: например, ИБП для не-ИТ применения, для защиты промышленных и производственных объектов. Связано это, в том числе, с долгим и достаточно дорогим процессом разработки и сложностью создания универсальной линейки для закрытия большего числа пустующих сегментов. При этом параллельный импорт влечёт за собой риски отсутствия сервиса — как гарантийного, так и постгарантийного, — и это в большинстве случаев останавливает заказчиков от налаживания такого рода поставок».
Заказчик жаждет
Как поменялись требования российских заказчиков к ИБП за последние
На взгляд Александра Беспалова, за последние два года кардинально изменился ландшафт рынка ИБП, в том числе в сегменте ЦОДов: «Массовую популярность завоевали мощные модульные системы, заменив моноблочные. Заметно растущую роль играет увеличение энергоэффективности источников, но всё так же основными требованиями остаются решения с высокой надёжностью, отказоустойчивостью и возможностью масштабирования. Действительно, обратная связь между клиентами и вендорами значительно улучшилась, — как прямая, так и через каналы продаж. Это позволяет заказчикам более точно и полно формулировать свои потребности, а вендорам — создавать более эффективные и соответствующие требованиям решения».
«В части требований всё достаточно статично, — констатирует Ирина Гордоева. — Заказчики хотят, чтобы оборудование было доступно для закупки, надёжно служило весь период эксплуатации — и имело поддержку на протяжении жизненного цикла. Основные изменения, пожалуй, касаются уплотнения мощности ИБП с сохранением минимальных размеров их корпусов. Это общая тенденция для ИT-рынка в целом и ЦОДов в частности. Что же касается обратной связи с клиентами, то, по нашему опыту, такое взаимодействие было всегда, — и сейчас оно действительно усилилось. Скорее всего, связано это с тем, что крупные производители, которые остались на рынке, имеют отличную от западных компаний модель: они стараются прислушиваться к рынку и адаптировать свой продукт под клиентские запросы».
Алексей Губин напоминает, что заказчики ИБП либо выбирают проверенных временем производителей, либо тщательно тестируют оборудование перед закупкой: «Запросы на обязательное предварительное тестирование оборудования под нагрузкой при различных режимах поступают чаще, особенно когда подбирают ИБП для ЦОД. Также в последние полтора года прослеживается явный тренд на увеличение закупок модульных ИБП. Ранее, особенно когда речь шла о машинах большой мощности от 400 кВА и выше, предпочтение отдавалось моноблочным решениям, которые устанавливаются в параллель».
По мнению Максима Жигаленкова, ничего по сути не поменялось: «Так было всегда. Рынок ЦОД — это обособленный рынок, узкая специализация. На нём все друг друга знают в лицо и общаются напрямую».
Вигель Антонов подтверждает, что главные требования к ИБП у заказчиков не меняются: «Им важны надёжность оборудования, качественная сервисная поддержка, понятная ценовая политика и стратегия развития. Чем более критичные для бизнеса системы обслуживают ИБП, тем эти требования заказчиков жёстче. Соответственно, рост применения российских ИБП в критичных системах вызывает повышенные требования к ним. Безусловно, со временем диалог заказчиков и вендоров становится более продуктивным. Обе стороны начинают лучше понимать „правила игры“; растёт экспертиза — как техническая, так и пресловутые soft-skills; умение правильно задавать вопросы и правильно формулировать ответы. Иногда диалог идёт через дистрибьютора — особенно на первых стадиях, когда надо убедиться в возможностях ИБП, посмотреть его в действии; например, на демо-стенде».
Говоря о корпоративном сегменте и рынке трёхфазных систем, Алексей Соловьев отмечает, что заказчики стали больше уделять внимание сервису и эксплуатации ИБП: «Это вполне объяснимо, т. к. опыта и экспертизы по новым брендам на рынке крайне мало. Благодаря развитой сервисной службе „Систэм Электрик“, которую удалось сохранить и даже усилить при трансформации бизнеса после ухода Schneider Electric и APC by Schneider Electric, мы сопровождаем тем же привычно высоким уровнем сервиса все наши линейки и уделяем этому вопросу большое внимание. Также отмечу, что обратную связь в новых условиях стало проще учесть „в железе“. В ряде проектов мы специально дорабатывали наши системы, чтобы удовлетворить требования заказчика. И большинство таких „проектных“ доработок теперь в виде дополнительных, а иногда и встроенных функций доступны в серийных продуктах бренда Systeme Electric».
«Обратная связь клиентов с вендорами ускорилась, — свидетельствуют эксперты компании „Марвел-Дистрибуция“, — так как все находятся рядом, говорят на одном языке, могут встретиться вживую в любой момент, обсудить любые вопросы оперативно. Это всё положительно влияет на отношения между участниками рынка, а заказчикам становится проще доносить свои пожелания. В последнее время вырос запрос на реестровое оборудование. Всем нужны однофазные или трёхфазные ИБП, которые можно закупать по
Как отмечает Артём Леонтьев, сегодня зачастую производители напрямую участвуют в подборе решений под запросы клиентов: «Предлагая свои компетенции для расчёта необходимых мощностей, чтобы обеспечить защиту предприятий от простоев в работе из-за перебоев в энергообеспечении».
Продолжение следует
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
erid: 2SDnjcRSqXq