16 декабря 2024 г.
Сегмент систем хранения данных интересный; СХД играют ключевую роль в корпоративных ИТ-инфраструктурах — данных появляется очень много, их значение возрастает. Например, в 2019 году в мире было сгенерировано 45 зеттабайт новых данных (1 Зеттабайт = 1 трлн гигабайт). А в 2025 г. их объем вырастет до 175 зеттабайт, то есть в 3,5 раза. Ученые и аналитики бьют тревогу: при такой скорости генерации контента простого строительства большего количества новых ЦОДов уже недостаточно. Поэтому во всем мире ищут новые технологии, которые позволят справиться с кризисом хранения данных.
В нашей стране объемы данных тоже растут, но это далеко не единственный драйвер локального сегмента СХД — к глобальным трендам в российских условиях добавляются и локальные. Тому, какие это тренды и как они влияют на рынок СХД, был посвящен круглый стол, которые прошел в рамках проекта «Точки над iT», реализуемого совместно с каналом Global Digital Space.
В круглом столе приняли участие:
- Илья Левчук, директор департамента индустриальных ПАК, Fplus;
- Александр Осокин, руководитель отдела по работе с российскими производителями, PROWAY;
- Руслан Сутягин, директор департамента систем хранения данных OCS.
IT Channel News: Что сейчас происходит на российском рынке СХД?
Александр Осокин: Существенные изменения начались в 2022 года. Тогда в сегменте наступил полнейший хаос. Но уже в следующем, 2023 году, началась систематизация, а в уходящем
Илья Левчук: Соглашусь, сегмент стабилизирован. Появились три ярко выраженных лидера, которые предлагают конкурентоспособные решения. Все работают над развитием продуктов, способных наиболее полно удовлетворять потребности крупных российских заказчиков, которые, замечу, избалованы иностранными решениями.
Руслан Сутягин: Вне зависимости от того, что происходит в сегменте СХД, объем данных в экономике продолжает расти. А, значит, нам надо предлагать рынку решения, чтобы закрыть потребности заказчиков. Безусловно, мы видим, как активно развиваются российские решения. Но не всегда локальные вендоры поспевают за ростом тех самых потребностей. Поэтому еще есть над чем работать.
IT Channel News: В 2023 г. всех волновал вопрос, смогут ли производители — российские и зарубежные, оставшиеся на рынке нашей страны — закрыть все потребности российских компаний в СХД. Как сейчас выглядит ситуация?
Р. С.: Для российских компаний открылось «окно возможностей» — после ухода зарубежных вендоров локальным производителям стало доступно огромное пространство для маневра. И они очень быстро отреагировали на эту ситуацию, начав развивать продуктовые линейки, опираясь на мировые практики и вкладывая огромные ресурсы в собственное R&D.
Я пока не готов сказать, что продукцией наших вендоров уже сейчас можно закрыть 100% потребностей рынка. Но около 80% стоящих задач уже решаются. Это, прежде всего, хранение данных с требованиями производительности до уровня «middle range» включительно, а также задачи интеграции СХД в ИТ-инфраструктуру, работа с резервными копиями.
А. О.: Российские вендоры, проделав огромную работу, за 2 года прошли путь, который в обычных условиях занял бы в
И. Л.: День у нас начинается и заканчивается запросами по улучшению функциональности и адаптации наших решений. Приходится серьезно работать над продуктами, чтобы они соответствовали требованиям, поступающим от крупных заказчиков, так как они хотят качества за разумные деньги.
IT Channel News: Как часто нужно выполнять кастомизацию СХД?
И. Л.: Бывают ситуации, когда по разным причинам — в том числе, и по требованию службы безопасности — крупному бизнесу нужна функциональность, которая в базовых моделях СХД на данный момент отсутствует. Нам нужно понимать, что именно хочет заказчик, как это реализовать в рамках имеющейся архитектуры наших моделей и сколько времени это может занять. А также как мы будем развивать эти возможности дальше и как они соотносятся с имеющимися планами по развитию общей функциональности наших систем хранения данных.
Планы развития продуктов, предусматривающие внедрение новых функциональных возможностей, существуют и рассчитаны на много кварталов вперед. Бывает, что мы пересматриваем их, чтобы быстрее удовлетворить требования крупных корпоративных заказчиков, но это занимает некоторое время — иногда через
Р. С.: Заказчики лояльно относятся к описанным ситуациям, они обычно готовы пойти на определенные уступки, видя «road map» вендоров. Но иногда у заказчиков бывают очень специфические пожелания к СХД, которые требуют глобальных изменений, в том числе и в программном коде. А кроме запросов заказчиков есть еще и пожелания наших партнеров, которые продают СХД, и вендорам приходится реагировать и на эти запросы.
IT Channel News: Удалось ли российским вендорам наладить техподдержку, «горячую линию» и другие сервисы, к которым привыкли заказчики, работавшие с зарубежными производителями?
А. О.: Сейчас поддержка заказчика российскими вендорами выглядит более чем достойно. В российские компании перешли люди, ранее работавшие в представительствах ушедших вендоров, и принесли свои экспертизу и лучшие практики.
При этом не секрет, что заказчики, на которых не распространяются соответствующие требования регуляторов, до сих пор могут приобретать и использовать оборудование глобальных вендоров, которое привозится по «параллельному импорту». И всем этим решениям тоже нужна поддержка. И эти потребности рынка тоже удовлетворяются, в каких-то случаях организацией такой поддержки занимаются дистрибьюторы, в других — поставщики.
Р. С.: У вендоров и раньше были ситуации, когда часть задач — в том числе, связанных с поддержкой — они перекладывали на партнеров. Партнеры в зависимости от политик вендора могли заниматься как внедрением решений, так и их сервисным обслуживанием.
Мы как дистрибьютор всегда выступали сервис-партнером многих вендоров. В настоящий момент у нас на сервисной поддержке более тысячи заказчиков, общее количество обслуживаемых устройств превышает 1,5 млн, при этом за последний год мы отработали 25,5 тыс. сервисных заявок. Мы хорошо знаем, насколько востребован сервис заказчиками и насколько он (сервис) и его требуемый уровень SLA может быть разнообразным. Например, одним компаниям нужна поддержка 8×5, другим — 24×7, и т.д.
И. Л.: А я оцениваю уровень сервисной поддержки в текущих условиях на 3+ из 5. В этих вопросах точно есть куда расти.
Стратегические планы компании расписаны до 2030 года. И создание сервисной поддержки в них — один из ключевых параметров. Система должна быть международного уровня, то есть актуальной для российских заказчиков и отвечающей требованиям внешних заказчиков с рынков дружественных стран.
IT Channel News: Чего не хватает для развития сервиса?
И. Л.: Вендоры должны инвестировать в развитие сервисной сети, в обучение партнеров, интеграторов и даже заказчиков. Мировая практика показывает, что выигрывает тот вендор, который потратит время чтобы научить пользоваться своим продуктом конечного пользователя. Так же должны поступать и российские производители, но они пока менее активны, чем того требует рынок в этом направлении. Мы каждый день стараемся соответствовать запросам заказчиков и давать обратную связь нашим софтверным партнерам, но есть объективные проблемы, которые не позволяют двигаться так быстро, как нам хотелось бы. Прежде всего, не хватает людей.
А. О.: Проблемы с сервисом — не единственное, что тормозит распространение российских решений. У российских производителей «хромает» история, связанная с организацией pre-sale процессов. У вендоров нет инструментов, которыми могут воспользоваться партнеры для выстраивания конфигураций СХД в зависимости от требований заказчиков. Эти инструменты будут полезны как интеграторам, так и дистрибьюторам. Ведь последние в современных условиях уже не только «финансовое плечо» и логистика, но и центр экспертизы, располагающий собственным инженерным ресурсом.
И. Л.: Да, такие конфигураторы существенно ускоряют процессы pre-sale! Раньше их использование помогало наращивать компетенции по продуктам всей цепочке продаж. Но проблема несколько шире; например, для эффективного использования такого конфигуратора нужна база знаний по продукту, объединяющая десятки документов — от рекламных брошюр до сложных технических «гайдов», в которых подробно описаны используемые узлы и даже кросс-совместимость компонентов.
IT Channel News: Какую долю внутреннего рынка СХД занимают российские вендоры? Ведь на рынке присутствуют не только они...
Р. С.: Доля российских производителей на рынке СХД, по нашим оценкам, стремится к впечатляющей цифре — 70%. Ушедшие компании, которые оставили канал и не развивают сервис, не могут рассчитывать на сохранение значительной доли рынка. Заказчики все чаще и чаще будут делать выбор в пользу российской продукции.
А. О.: У нас несколько другой взгляд на рыночную ситуацию, мы считаем, что доля российских решений в сегменте СХД — около 50%, остальное занято иностранными поставщиками.
Р. С.: Долгое время игроки рынка работали в понятных условиях: порядок устанавливал вендор, и он же следил за соблюдением правил. После известных событий вендоры ушли, исчезла ранее работавшая модель канала, исключавшая ряд рисков. И теперь заказчики с этими рисками «познакомились». Например, оказывается бывает так, что приходит не то что заказываешь, или в новой коробке приезжает «б/у-шное» оборудование.
При работе с российскими производителями у заказчиков таких рисков нет, а есть уверенность, что придет именно то оборудование, которое заказывали, что оно будет протестировано и, разумеется, новое. Но, как уже говорилось, пока еще есть сегменты рынка, которые не освоены российскими производителями. В них упомянутые выше риски встречаются чаще. Уверен, что когда наши производители придут и в эти сегменты, заказчикам будет жить и работать намного спокойнее.
И. Л.: В будущем году мы планируем расширить модельный ряд и вывести на рынок, в том числе, модели в сегменте высокопроизводительных решений, который пока наводнен «параллельным импортом». Мы предлагаем рынку двухконтроллерные решения, работающие под управлением понятного программного обеспечения с необходимыми функциональными возможностями. Такое оборудование — уже musthave для российских производителей. Когда мы ежегодно выпускаем 20 новых функциональных возможностей, выпускаем новые версии ПО, это и есть точки роста, возможность занять новые сегменты рынка СХД. В том числе чтобы выходить на рынки сопредельных стран.
IT Channel News: Многие считают, что российские системы пока недостаточно развиты и проигрывают глобальным решениям по цене, поэтому их приобретают в основном компании, которым законодательно предписано выполнение перехода «на российское». Так ли это в сегменте СХД?
И. Л.: Не соглашусь. Рассматриваемый сегмент уже хорошо развит, сейчас здесь идет жесткая конкуренция между наиболее крупными российскими вендорами, у которых уже есть законченные решения, состоящие из аппаратных систем и созданного для них программного обеспечения. И они борются за заказчика, в том числе, за счет снижения цены.
Меняется и рынок. Например, уже нет заказчиков, которые приобретали бы СХД «по прайс-листу», без получения от поставщиков специальных условий, в том числе и ценовых.
Р. С.: Регуляторы своими действиями стимулируют потребление российских решений, но считать, что популярность таких решений держится только на этом, было бы неправильно.
А. О.: Тренд на расширение использования российских СХД будет продолжен. Коммерческие заказчики тоже начинают смотреть в сторону отечественных решений. Причин несколько, в том числе: цены на актуальные модели стали более конкурентными, чем были полтора-два года тому назад.
А вот вокруг западных решений за эти годы сформировался определенный «инженерный вакуум». Именитые бренды не занимаются просвещением российского рынка, не рассказывают о новых технологиях, не обучают инженеров. Эту роль взяли на себя российские компании, занимающиеся либо продвижением ОЕМ-решений, либо «параллельным импортом». Но, боюсь, их усилий недостаточно для развития российского рынка.
IT Channel News: Какие технические тренды влияют на развитие сегмента систем хранения данных?
Р. С.: Есть глобальный тренд на отказ от использования шпиндельных дисков в системах хранения.
И. Л.: Я не вполне согласен с Русланом. Есть заметный процент заказчиков, которые по-прежнему активно покупают шпиндельные диски, стремясь сократить «cost per bit». Приобретая диски емкостями в 10 Тб и более, располагая их на полках по 108 накопителей, они решают свои задачи по размещению данных больших объемов.
Но Руслан прав в том, что все смотрят в сторону более быстрых твердотельных дисков, это общий тренд, и наш, и глобальный. Для этого уже проведена большая работа, например, сейчас нет ни одного заказчика из российского Топ-500 крупных компаний, который бы не протестировал соответствующие решения. Заказчики стараются нивелировать свои риски. И даже если подходит срок замены решений (по амортизации или техническим показаниям), все действуют постепенно, пошагово заменяют сегмент за сегментом, убедившись в работоспособности и отказоустойчивости.
А. О.: А чтобы заказчики могли максимально быстро познакомиться с трендами, которые влияют на данный сегмент рынка, мы развернули зоны с демо-оборудованием, где проводим обучение и партнеров и тех, кому они продают. Демо-оборудование стоит не только на наших площадках, многое мы отправляем «в поля», передаем для исследования и демонстрации как партнерам, так и заказчикам, чтобы они могли не просто «пощупать» новые системы, но и провести их тестирование в своем контуре.
Р. С.: Заказчики приносят свои сценарии использования и тестирования. Мы видим, насколько осознанно они подходят к организации иерархии хранения. Один из трендов — организация более быстрого доступа к «горячим данным». Но и про классические решения тоже не забывают. До сих пор ничто не может сравниться с лентами по стоимости хранения «холодных данных».
IT Channel News: А каким вы видите 2025 год в сегменте систем хранения данных?
А. О.: Несомненно, будет сохранен вектор на импортозамещение. Если же говорить про российских вендоров СХД, то я вижу две «точки роста»: развитие сервиса и создание систем хранения данных high-end-уровня.
Р. С.: Проблема не в том, что нам недоступны какие-либо технологии, а в том, что партнерам и заказчикам недоступны привычные инструменты в нужном объеме. Даже информацию о модельных рядах, «фичах» продуктов и прочему иногда сложно получить. Российским вендорам есть над чем поработать. Нужно, например, создавать упомянутые конфигураторы и техническую документацию, включая «installation guide». При этом все понимают, что нужно развивать канал продаж. Многие вендоры создали отделы по работе с партнерами. И это одна из «точек роста» для российских производителей.
Российским заказчикам нужны решения уровня enterprise, но российские производители в этом сегменте пока не представлены. Однако и в этой нише тоже будут отечественные решения.
Если же говорить о технических трендах, то основное влияние на данный сегмент окажет внедрение «искусственного интеллекта».
И. Л.: Мы понимаем, за счет чего можем расти. Во-первых, за счет того, что будем занимать новые сегменты. В следующем году, по нашим прогнозам, будут две «ниши роста»: высокопроизводительные решения и СХД для объектного хранения данных.
Понимая запросы рынка, мы работаем с новейшими технологиями, с новой компонентной базой, в том числе, с российской. Сейчас на нашем рынке не хватает только отечественного процессора и текстолита (девять и более слоев). За последние 2 года российские компоненты в своем развитии сделали шаг вперед на 10 лет. В области софта мы всегда были в тройке крупнейших стран мира. Поэтому и здесь обязательно будут наши самые передовые продукты. Единственная проблема в недостатке рабочих рук и в рентабельности соответствующих процессов.
При этом и в сегменте СХД уже наметился тренд на укрупнение игроков. Многие мелкие и средние компании уйдут, не справившись с требованиями обеспечения рентабельности бизнеса, но оставшиеся будут лучше закрывать имеющиеся потребности заказчиков и партнеров.
Полную версию видео дискуссии можно посмотреть на канале Global Digital Space
Источник: Светлана Белова, IT Channel News